idea

Текст Роман Веприков | 15.03.2013

Известный американский бизнесмен Пол Грэм в своем прогремевшем эссе «Как найти идею для стартапа?» утверждает, что у людей может не быть идей по одной простой, но довольно веской причине: они никогда не пытались их найти. Моцарт и Бетховен не стали бы великими композиторами, а Шекспир и Лопе де Вега – великими драматургами, если бы не сделали первого шага. Да и Москва, как известно, не сразу строилась.

Стратегия «голубого океана»

Авторы книги «Стратегия голубого океана» Чан Ким и Рене Моборн предлагают предпринимателям бой с мельницами своей неопытности перевести в иную плоскость. В их книге «алый океан» – рынок, окрашенный кровью многочисленных израненных в конкурентной борьбе фирм, – противопоставлен спокойному «голубому океану». Выигрышная «стратегия голубого океана» подразумевает выход на совершенно новые рынки с высоким уровнем спроса и низким (или нулевым) уровнем конкуренции.

Генри Форд, придумавший конвейер и предложивший покупателям пусть и не эксклюзивный, но тем не менее автомобиль, открыл для себя совершенно новый рынок, – рынок удобных и дешевых средств передвижения, гораздо более комфортных, чем кареты или повозки, но не превосходящих их по цене.

Компания Southwest Airlines смогла привлечь клиентов, существенно снизив цены на перелеты за счёт использования мелких аэропортов, быстрого оборота воздушного судна, отказа от питания на борту и vip-залов ожидания, и создала новый рынок – авиакомпаний-лоукостеров.

Австралийская компания Casella Wines не хотела бороться за традиционных потребителей вина, ценящих тонкие оттенки букета, широкий ассортимент и большую выдержку. Вместо этого она стала продавать вино Yellow Tail (двух сортов: красное и белое) тем, кто раньше пил пиво и коктейли. За два года вино Yellow Tail стало самым популярным на американском рынке.

Чан Ким и Рене Моборн предлагают шесть путей создания «голубого океана»:
1) рассматривать в качестве конкурентов не только компании, работающие в вашей отрасли, но и представителей других отраслей;
2) исследовать стратегии компаний внутри отрасли, найти их сильные и слабые стороны;
3) рассмотреть цепочку потребителей, обращая внимание не только на тех, кто совершает покупку, но и на конечных пользователей товара;
4) изучить дополнительные товары и услуги, имеющие ценность для потребителя;
5) проанализировать функциональную и эмоциональную ценность товара или услуги;
6) смотреть в будущее, анализируя зарождающиеся тренды и создавая продукт, соотнося его с потребностями завтрашнего дня.

Надо понимать, что чем свободнее автобан, тем быстрее можно добраться до конечной точки маршрута.

«Люби и саночки возить»

Эксперты уверены: бизнес-идея должна быть интересна основателю стартапа. Личный интерес в отличие от простого поиска выгоды является довольно мощным катализатором продуктивности. Футболисты продолжают карьеру в качестве тренеров, а эстрадные трудоголики, заматеревшие в своем стремлении спеть на миллион, – в качестве продюсеров. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди используют свои предпочтения, хобби или свою предрасположенность к тому или иному виду деятельности в качестве фундаментальной основы для стартапа.

Идея на миллион

Интересным источником свежих мыслей может стать «Идея на миллион» Юрия Митина и Михаила Хомича. Суть их совместного с радио «Коммерсантъ FM» проекта заключается в том, что авторы регулярно публикуют бизнес-идеи с приблизительной оценкой вложений. Бери и делай! Идею можно обсудить с ними на фейсбуке.

Нет стартапа в своём отечестве?

Один из возможных способов найти идею для стартапа – посмотреть за океан. Заимствование идей, бизнес-моделей и технологий крайне распространено в самых разных сферах делового мира. Так, магазин обуви Sapato.ru вдохновлялся американским Zappos.com, а Ярмарка мастеров – стартап, соединяющий авторов-рукодельцев с покупателями, как две капли воды похож на etsy.com. В Штатах уже второй десяток лет работает рекомендательный сервис StumbleUpon, на котором одним нажатием можно получить доступ к интересующему пользователя контенту: текстам, видео, картинкам. В 2011 году появился SurfingBird, который предлагает ту же услугу на русском языке.

Бесчисленное множество баталий разворачивалось вокруг похожести Вконтакте и Facebook, а черты amazon можно найти и в ozon, и в enter. Идея продавать место в облачном хранилище информации породила сперва dropbox, а затем, например, Яндекс Диск.

Идея купонаторов берёт начало из США, где еще задолго до появления интернета было популярным использование купонов, которые печатали в газетах или раздавали людям на улицах. В 2010 году на российский рынок вышел Groupon, и сегодня компании, продающие купоны, достигают пика своей популярности. Хотя за 3 года существования в России появилось около 140 подобных стартапов, на языке голых фактов говорить о прибыльности подобных бизнес-идей довольно сложно, так как среди компаний в этой сфере не принято раскрывать финансовую информацию, и можно лишь предполагать насколько выгодным стали эти сервисы для своих основателей. Но российская действительность зачастую накладывает неизгладимый отпечаток на любую бизнес-идею: многие клиенты купонаторов с негодованием расскажут вам о том, что качество предоставленной услуги оказалось невысоким.

Вдохновляясь чужими бизнес-идеями, надо понимать, что с создателями придется конкурировать, и у них есть фора. При этом вам на руку играет географическая отдаленность (для магазинов – очень важный фактор), языковой барьер, ваши собственные мысли о том, чего не хватает оригиналу, а может и просто нежелание создателя масштабировать свой сервис на ваш рынок.

Процесс поиска бизнес-идеи может быть довольно разнообразен, и каким путём идти к своему стартапу: по муромской дорожке или по автобану без ограничений скорости, – выбирать самим основателям. Но и это не так важно, главное, чтобы в начале пути, помимо страха попробовать что-то рискованное, было и понимание того, что каждое новое предприятие, – это, прежде всего, полезный опыт.