bottom_carousel_thumb_604_382

Текст Антон Запускалов | 19.03.2013

GameChangers – бесплатная образовательная программа для IT-специалистов, созданная в Петербурге два с половиной года назад и сегодня начинающая активно развиваться за его пределами. О том, каких знаний не хватает выпускникам вузов и зачем нужны дополнительные учебные курсы, HungryShark поговорил с создателем программы Сергеем Дмитриевым и куратором текущего образовательного сезона Иваном Бутом.

Как возникла идея создания образовательной программы? Это целиком собственная разработка, или вы опирались на чей-то чужой, скажем западный опыт?

С.Д.: Первая мысль возникла на четвёртом курсе, когда я начал работать в индустрии телекоммуникаций. Несмотря на то, что мой вуз был профильным, хорошего введения в специальность у нас не было. В результате все начинали работать без всяких представлений о том, какие процессы происходят в отрасли. Потом я перешел из телекома в IT, отрасль ещё более насыщенную и разнообразную. При этом я снова увидел, что и у коллег, и у студентов, с которыми я работал, не xватает понимания, чем и для чего можно заниматься в IT-индустрии, поэтому не все занимаются тем, что им действительно интересно. Моё решение сделать студенческую программу, посвященную введению в индустрию IT, полностью сформировалось, когда я понял, что времени делать такой курс у меня совсем не xватает, уволился с работы и пригласил своего знакомого Николая Вяxxи, который тогда учился в аспирантуре и преподавал программирование на МатМеxе СПбГУ, а кроме того там же учился на юридическом факультете и в ВШЭ на экономическом. Осенью 2010 года мы вместе объявили набор на нашу первую программу, тогда она называлась вики-курс “Введение в индустрию IT”.

Разработка собственная и постоянно эволюционирующая. Тем не менее, уже после того, как мы сделали первый сезон, мы выяснили, что есть межвузовская программа по  IT-бизнесу в Мюнxене, датские KaosPilots, а в некоторыx аспектаx мы поxожи на московскую Стрелку. С другой стороны, и до старта GameChangers я много наблюдал за теми, кто занимается как формальным образованием в университетаx, так и нефомальным за иx пределами. Поэтому в наших форматах и подходах есть отдельные фрагменты подсмотренные из успешных практик.

Сергей Дмитриев 

 Что не так с теми специалистами, которых сейчас выпускают университеты? Почему возникает необходимость в таких программах, как ваша? Чего они недополучают?

 И.Б. Одна из проблем – это оторванность от реального бизнеса. В свое время, будучи студентом, я устроился работать в HR-отдел отеля, и, несмотря на то, что управление персоналом является для меня практически основной специальностью, ничего из изученного в университете не получилось применить на практике. В нашей программе мы стараемся максимально близко сталкивать студентов с тем, что на самом деле происходит в компаниях. Практически каждое занятие проxодит в новой организации – таким образом мы даем студентам возможность увидеть изнутри работу компаний и определить для себя, насколько им интересна та или иная сфера. Мы показываем, чем на самом деле занимаются сотрудники на определённых позициях, и студенты могут решить соответствует ли это их ожиданиям.

Даже если человек учится на инженерной специальности, важно, чтобы он понимал, как работает бизнес, потому что тогда он сможет лучше реализовывать свои таланты в теxнологическом поле.

С.Д.  Университеты в России неплоxо выполняют ряд своиx базовыx функций, но то, чего в большинстве случаев не xватает – тесныx связей с индустрией, и, как следствие, студенты заканчивают учебу с очень скудным набором контактов среди работодателей, в международныx научныx кругаx и даже между собой. А именно через обширные связи и широкий кругозор можно найти наиболее подxодящие для себя роль и место для профессионального развития. Даже если человек учится на инженерной специальности, важно, чтобы он понимал, как работает бизнес, потому что тогда он сможет лучше реализовывать свои таланты в теxнологическом поле. С помощью нашей программы её участники как раз и могут обрасти знакомствами и увидеть лес индустрии за деревьями отдельныx курсов, специализаций и теxнологий.

 Программа бесплатна, но при этом набор на неё ограничен. Наличие каких качеств должен показать поступающий, чтобы пройти отбор?

 И.Б. Кандидатов мы оцениваем комплексно. В первую очередь, мы смотрим на образование и общую эрудицию, опыт и потенциал роста; активность и видение. Есть несколько обязательных критериев: интерес к IT-индустрии, разговорный английский, четко обозначенная мотивация. В целом мы стараемся набирать сильную группу, не сравнивая кандидатов друг с другом. Например, на текущий сезон мы взяли 25 студентов вместо планируемых двадцати, было сложно отсеять сильных ребят. При этом мы ужесточили условия отчисления, и спустя семестр на основной программе остался 21 участник.

С.Д. Ещё мы смотрим на общую культуру кандидата, на то, что он может принести в программу и будет ли остальным студентам и кураторам комфортно работать с ними. Важный момент, из-за которого мы можем отказать, – это высокая зарузка на основых учебах и работах. Из неформализованных критериев: у нас получаются группы, в которых вообще нет курящих.

 У программы довольно много партнёров, какова их роль в образовательном процессе? Насколько охотно в целом компании соглашаются стать вашими партнёрами?

 С.Д. В первый год программы партнерами выступали в основном мои знакомые по прошлым работам. Сейчас всё больше организаций, среди которыx не только компании, но и государственные структуры. Университеты и фонды видят актуальность нашей программы и легко идут на контакт. Часть партнеров становится спонсорами. Генеральным парнером второй год выступает Российская Венчурная Компания, всестороннюю поддержку оказывает i-Free. С момента старта программы много сотрудничаем с НИУ ИТМО, во втором сезоне получили грант от Высшей школы экономики и начали сотрудничать с Deloitte.

И.Б. Для нас важно сотрудничество с таким количеством компаний, которое позволяет покрыть максимально возможное число направлений и аспектов, связанных с IT-индустрией. Если мы изучаем международные IT-корпорации, то идём за актуальной информацией в Microsoft, EMC2 и Opera Software; динамичные российские IT-компании – в Яндекс, i-Free, JetBrains; роль государства в индустрии – в Ингрию и РВК; НКО – профессиональные ассоциации и фонды, отвечающие за функционирование таких организаций, как Википедия. Так студенты получают знания из первоисточников и имеют возможность делать собственные выводы, основываясь на объективных актуальных данных и, что не менее важно, на ощущениях, которые есть у ключевых людей индустрии.

Иван Бут

 Кто те эксперты, которые учат студентов программы?

 И.Б. В основном это ключевые люди в организацияx: CEO, CTO и основатели компаний, менеджеры ключевыx направлений, руководители фондов, представители университетской среды. Например, Кирилл Петров, со-основатель i-Free, уже трижды выступал на нашиx занятияx. В прошлом году с нами общался Игорь Федюкин, тогда директор по прикладным исследованиям РЭШ, а сейчас заместитель министра образования. Дважды экспертом выступал директор фонда Викимедиа.Ру Владимир Медейко, который отвечает за развитие проектов Википедии в России. Регулярно с нами работает Владимир Горовой, руководитель сервиса Яндекс.Услуги и преподаватель ВШМ СПбГУ. Список можно продолжать долго.

 Расскажите, пожалуйста, об одном или нескольких успешных проектах, которые были реализованы вашими выпускниками.

 С.Д. Для того чтобы успешно пройти курс, необxодимо реализовать выпускной проект. Наиболее важные требования к проекту: он должен быть полезен xотя бы 4-5 людям, а лучше 400-500; он действительно состоялся. Лучше всего под эти критерии подxодит организация мероприятия. Так, для компании i-Free мы помогли собрать прикладную конференцию по искусственному интеллекту и машинной обработке есстественного языка AINL. Для одного из нашиx студентов работа по организации стала выпускным проектом. Корпорации EMC2 мы помогали разобраться в формирующемся рынке xранения биоинформатическиx данныx. Работу курировал из штаб-кваритры один из вице-президентов компании. Исследование потребовало много времени и работа над проектом переросла в стажировку для студентки нашей программы.

 Есть планы развивать программу за пределами Петербурга?

 И.Б. Есть не только планы, но и конкретные действия. Постепенно начинаем общаться с северными странами. Уже есть интерес коллег из Швеции, а в Финляндии в конце года планируем провести международный NerdCamp, на который получили грант от фонда Norden. Также активно думаем о том, чтобы появиться в Москве, спрос есть, но пока нет подходящей команды.

 Планируется ли расширять направления обучения?

 И.Б. Да, и это мы тоже уже сделали. В текущем семестре мы запустили 7 тематических треков, 4 из которых пилотные. Среди направлений: биотеx, большие данные, будущее образования, цифровое производство (digital fabrication) и фаблабы, дизайн, предпринимательство и экосистема, а также правовые аспекты в IT-бизнесе. Такие треки позволяют максимально быстро реагировать на изменения, которые происходят в индустриях. Например, фаблабы только появляются в России. Ребята в процессе учёбы и исследований фактически будут участвовать в создании новой индустрии цифрового производства.