bottom_carousel_thumb_990_660 (2)

Текст Валерия Чижикова | 21.03.2013

Социальные сети из миллионов разрозненных аккаунтов давно превратились в золотую жилу для предпринимателей.  Однако столь привлекательные для коммерции новые медиа в благотворительности  использовались лишь на уровне тиражируемых объявлений о фондах помощи и волонтёрских акциях. Проект 1 Minute объединил благотворительность и коммерцию: миллионную аудиторию – главный ресурс соцсетей – с рекламодателями, а последних – с нуждающимися в помощи. Схема проста: пользователь выбирает благотворительную акцию и компанию-рекламодателя. Компания предлагает совершить действие, например поставить ей «лайк» в социальной сети или зарегистрироваться на сайте. За ваш посильный вклад в развитие бренда рекламодатель перечисляет средства на проведение выбранной вами акции благотворительному фонду. Лев Грунин, один из основателей 1 Minute рассказал  Hungry Shark о сложностях реализации модели «добро-реклама-добро».

Как появилась идея создать 1Minute? 

1Minute начинался как часть годового курса по предмету «Инновационный практикум» в МФТИ на факультете инноваций и высоких технологий. Целью было запустить собственный проект, а одной из предложенных идей – «благотворительность в обмен на поглощение рекламы». Конечно, пока создавался курс, проект претерпел массу изменений, но через 8 месяцев работы у нас сложился коллектив из студентов и менторов. Мы все были неравнодушны к самой идее популяризации благотворительности и видели решение данной проблемы в Интернете и e-commerce.

 Вы раньше были волонтерами, занимались благотворительностью?

 По отдельности каждый из нас был компетентен, скорее, в бизнесе, чем в благотворительности.

Результаты первой акции, которую мы провели в конце 2011 года, потрясли нас самих. Без какого-либо бюджета на продвижение наш ресурс посетило 50 000 человек и около 20 000  совершили простые действия (переходы на сторонние сайты, закачки браузера Google Chrome, регистрацию).

 Большой плюс вашего проекта в том, что вы существенно упростили процесс – участие в добром деле свели к нескольким кликам. Вам  удалось привлечь ту свободную аудиторию из социальных сетей, которая никогда ранее благотворительностью не занималась. Почему она приняла участие в вашем проекте?

 Результаты первой акции, которую мы провели в конце 2011 года, потрясли нас самих. Без какого-либо бюджета на продвижение наш ресурс посетило 50 000 человек и около 20 000  совершили простые действия (переходы на сторонние сайты, закачки браузера Google Chrome, регистрацию). Эти люди рассказывали друзьям, помогали нам выходить на новые площадки для привлечения аудитории. В целом, можно сказать, что нам удалось привлечь небольшую часть аудитории, которая раньше не занималась благотворительностью. А те, кто занимался, поняли, насколько проще это может быть организовано и стали своего рода «евангелистами» 1 Minute на своих персональных страницах в социальных сетях.

 Какие средства продвижения проекта используете?

 В первую очередь мы распространялись через социальные сети: собственные страницы, группы, блоги, которые позволили нам бесплатно разместить сообщения на своих страницах. Конечно, многих привлекли статьи в Интернет-изданиях.

 Есть ли взаимообмен постами между 1Minute и аккаунтами других благотворительных фондов? Планируете развиваться в этом направлении?

 От благотворительных фондов поддержка тоже была, но в силу их собственной малой активности в Интернете она не стала значимым каналом привлечения трафика.  Однако в наши планы входит развитие партнёрских отношений с максимально большим количеством фондов, и мы очень рассчитываем  в дальнейшем привлекать значительную часть трафика через них. Ведь именно им идут деньги наших пользователей.

 Благотворительные акции, которые может выбрать пользователь на вашем сайте, из разных сфер. Как я понимаю, вы берете на себя роль агрегатора акций от разных фондов. Приходилось ли в начале работы проекта преодолевать недоверие или непонимание?

 Мы пытаемся дать нашему пользователю максимально разнообразный выбор, не навязывать свою точку зрения, не делать акценты на каких-то определённых фондах. Поначалу мы даже не ожидали, что будет трудно договариваться с фондами. И мы благодарны БФ «Милосердие» за то, что они первыми поверили в нас, и наше сотрудничество было продуктивным. В данный момент наш шорт-лист состоит уже из 15+ фондов, которые мы можем достаточно оперативно подключить.

 На вашем сайте можно выбрать одну из трех благотворительных акций. Почему не больше?

 Сейчас это вопрос размытия эффекта: мы ещё не крупная компания — трудно привлекать значительную аудиторию без крупного бюджета.

 Долго ли длится подключение рекламодателя к сотрудничеству с проектом?

 На первом этапе мы тратили на это много времени, так как заключали прямые контракты. Сначала двое, а потом ещё четверо сами нас нашли. Но на нашу небольшую команду это накладывало существенные ограничения: требовалось  больше внимания на учёт бухгалтерских услуг, юридических консультаций, согласования контрактов. Так что сейчас значительная часть компаний подключена через посредников, это порядка 60% от общего числа рекламодателей. Таким образом, получается экономить время и средства, даже несмотря на то, что фактически цена выполненного действия конкретного посетителя ниже, чем при прямом подключении.

Ни о какой рекламе алкоголя, досуга в саунах и электронных сигарет речи не идёт.

 Состав уже задействованных в проекте компаний довольно разношёрстный — от интернет-магазина колготок и чулок до банковской системы. Рекламодатели предлагают действие, которое должен будет совершить пользователь, или это делаете вы?

 Так как выбор рекламодателей очень широк, мы пытаемся подобрать действия не только наиболее интересные для пользователей и прибыльные для компаний, но и отвечающие нашим собственным нормам приличия. Ни о какой рекламе алкоголя, досуга в саунах и электронных сигарет речи не идёт.

 Вид маркетинга, который вы предлагаете, эффективен с точки зрения бизнеса?

 Безусловно, он эффективен. Так как, помимо прямого эффекта в виде генерации продаж, мы даём и некую лояльность по отношению к бренду. Измерить эту лояльность – искусство, и не всем оно под силу. Сейчас мы стараемся видоизменить нашу систему так, чтобы человек не только смотрел и «лайкал», но и делал покупки. Эту цель мы преследовали, создавая наш плагин для браузера.

 На сайте 1Minute написано, что плагин позволяет переводить на благотворительность до 20% от стоимости купленной пользователем вещи без затрат для него самого. Можете подробнее рассказать о принципе его работы?

 Плагин – очень интересное решение, которое мы пытаемся развивать пока при помощи бета-тестирования. Многие пользователи даже не видят, как он работает, ибо он нацелен на очень узкие кейсы. Но там, где он начинает работать, это даёт значительную конверсию в настоящие покупки. Фактически мы предлагаем пользователю рекламу тогда, когда он готов к ней и сам ищет подходящие предложения.

 Какие еще улучшения запланированы в проекте? В каком направлении будете работать? 

 Сейчас мы работаем над плагином, это отнимает большую часть времени, так как мы видим перспективы развития именно в нём. Остальные моменты работы нами уже освоены и не представляют существенных трудностей. Конечно, было бы неплохо запустить мобильное приложение. Но сейчас мы не можем себе позволить оплачивать работу программистов по всем направлениям.

 То есть по большей части проект функционирует на добровольческой основе?

 Пока команда живёт грантами и нашим энтузиазмом. Мы пытаемся найти бесплатные решения или делать сами, где можем. За те сферы, где наших компетенций не хватает, мы платим деньги.

 А бизнес-развитие проекта осуществляется?

 Конечно, нам сейчас очень интересно инвестирование в проект, и поэтому мы продвигаем его, и как бизнес-решение. Только так 1Minute может оставаться на плаву и генерировать стабильный денежный поток для фондов.