Текст Валерия Фатеева | 10.04.2013

«Нанобилет» – новый интернет-сервис, который позволяет забыть о постоянно занятых телефонных линиях, опаздывающих курьерах или очередях к окошкам билетных касс. С помощью этого ресурса можно покупать и продавать билеты на концерты, фестивали, вечеринки и другие мероприятия. Максимально быстро и удобно.

О том, чем «Нанобилет» может быть полезен организаторам мероприятий и покупателям билетов и как идея превратилась в проект, Hungry Shark рассказали его создатели: генеральный директор Егор Егерев и технический директор Денис Мартынов.

Прежде чем мы обратимся непосредственно к вашему проекту, расскажите немного о себе. Чем вы занимались до Нанобилета?

 Егор: Последние 7 лет я организовывал различные вечеринки. Сначала на них приходили сотни человек, потом тысячи. С появлением партнёров я начал организовывать фестивали и опен-эйры. Мы сотрудничали со всеми крупными площадками Москвы и продавали до 15 000 билетов на одно мероприятие. И так то, что начиналось как хобби, незаметно превратилось в мою профессию.

Денис: Я тоже был вовлечён в организаторскую деятельность, хотя пришёл, скорее, из другого мира. Я 20 лет занимал технические руководящие посты в стартапах разных стран. Сначала я 10 лет занимался компьютерными играми, впоследствии – компьютерной безопасностью, защитой сети от взломов.

 Как вы пришли к идее создания проекта?

 Егор: Когда мы делали фестивали, то сотрудничали со многими билетными операторами и сталкивались с рядом проблем. Одна и них – это продажа билетов в регионах. Электронный билет — это удобный инструмент, который стирает территориальные границы. Когда я покупал электронные билеты на самолёт, ко мне пришла мысль: как было бы удобно, если бы на мероприятия тоже продавались электронные билеты!. Потом эта идея жила в моей голове года полтора-два. И когда она окончательно созрела, нашёлся партнер, согласившийся её профинансировать. Следом я встретил кофаундера в лице Дениса, и мы запустили проект.

Денис: На предыдущем месте работы я обнаружил, что на российском рынке есть ниша по продаже электронных билетов. Я разработал уникальный на тот момент вирусный модуль по продаже электронных билетов. И мысль о том, что российскому рынку необходимы электронные билеты, очень прочно укоренилась в моем сознании. А потом судьба свела меня с Егором. Моя техническая экспертиза и амбиции Егора по завоеванию рынка встретились и идеально дополнили друг друга.

 Какова история происхождения названия «Нанобилет»?

 Егор: «Нанобилет» – это билет новой размерности, высокотехнологичный и гибкий, он меньше и удобнее традиционного билета, его проще купить и, соответственно, проще распространить. Мы решили, что параллель с нанотехнологиями позволит нам отразить инновационность нашего билета. Так как уже на этапе разработки прототипа мы обеспечивали целый набор инновационных качеств билетной платформы, нам важно было выразить идею безграничности новой технологии, её перспектив. Платформа постоянно развивается, и сейчас смысл корня «нано» раскрывается по-новому.
«Нановозможности» для покупателей – это удобство, скорость, защита от «побочных» качеств обычных билетов. «Нановозможности» для организаторов – полный цикл работы с мероприятием на удобной высокотехнологичной платформе.

 Сколько времени занял процесс запуска проекта?

 Егор: Мы реализовали проект за 5 месяцев. В сентябре 2012 года «Нанобилет» вышел на рынок и начались первые продажи билетов.

 Вам приходилось привлекать инвесторов?

 Егор: На данный момент проект делается на личные сбережения учредителей. Сейчас, конечно, мы ведём переговоры с венчурными фондами.

 Над чем работаете конкретно сейчас?

 Денис: Мы несколько месяцев на рынке и за это время натолкнулись на большое количество подводных камней, которые есть даже у таких акул билетного бизнеса, как мы. Теперь мы днями напролет оттачиваем usability сайта. Это даст нам конкурентное преимущество с учетом приобретенных нами знаний бизнес-процессов. Новую версию сайта мы выпускаем каждые 2-3 недели.

 Как бы вы могли обосновать востребованность вашего продукта ввиду того, что существуют kassir.ruparter.ruticketland.ru, которые также начали реализацию электронных билетов?

 Егор: Будущее наступает нам на пятки, современные технологии позволяют автоматизировать множество задач. Мы создали и развиваем облачную платформу для продвижения мероприятий, эффективного управления продажами, анализа рекламных кампаний. Это мощный инструмент, который экономит время и деньги организатора. Существующие билетные операторы, например kassir.ru и parter.ru, я бы назвал интернет-магазинами билетов с курьерской доставкой и частичной реализацией электронных билетов. То, что у нас можно сделать в несколько кликов, у них нужно делать с помощью менеджеров, а это всегда «человеческий фактор». Они билетные операторы, мы – облачная платформа.

Наш сервис предоставляет возможность продавать билеты без лишних документов и ненужных поездок, а также менять стоимость и категории билетов в любой момент.

 Что заставит организатора обратиться именно к вашему ресурсу?

 Денис: Во-первых, у нас существует автоматизированный конструктор залов — векторный редактор. С его помощью можно нарисовать сложные схемы с использованием кривых линий прямо в веб-интерфейсе или выбрать модель из имеющихся. Во-вторых, организатор может как получить аналитику, так и редактировать информацию на сайте в автоматическом режиме, без участия наших менеджеров. У конкурентов всё это решается через звонки, письма и ожидания. Наш сервис предоставляет возможность продавать билеты без лишних документов и ненужных поездок, а также менять стоимость и категории билетов в любой момент. Технология «Нанобилета» решает такие проблемы организаторов, как: подделка билетов, активность перекупщиков или отсутствие аналитики по каналам привлечения посетителей.

Егор: Наша платформа способна обеспечить полный цикл организации мероприятия – от старта продаж до контроля билетов на входе.

   А чем «Нанобилет» может быть привлекателен для покупателя?

 Денис: Недавно у меня был случай: я пытался вернуть билеты, купленные на сайте одного из билетных операторов. Выяснилось, что ни у кого нет возврата билетов и мы единственный сервис из тех, что мне знакомы, который поддерживает возврат билетов. В целом, мы стараемся облегчить жизнь людей. Наверное, есть ещё целый ряд функций, которые мы реализовали, но пока не догадываемся о том, что они являются нашим преимуществом. Мы берём, в первую очередь, удобством и качеством.

Нужно фокусироваться на одной цели и ни в коем случае не упускать её из виду.  Мы стараемся чётко видеть перед собой эту цель.

 У вас есть свой план захвата билетного рынка, не так ли? Не поделитесь секретом?

 Егор: Мы знаем привычные правила игры на этом рынке. И, автоматизируя все процессы, мы делаем удобным взаимодействие всех участников рынка между собой, организуем его по принципу «одного окна». Плюс, предоставляя организаторам возможность выбирать модель сотрудничества с нами, мы анализируем, что люди хотят здесь и сейчас, и делаем, как им было бы удобно.

Денис: Я много лет жил и работал в США и других странах, где хай-тек – часть повседневности. И главный урок, который я вынес для себя из жизни в Силиконовой долине – стартапу нужен фокус. Нужно фокусироваться на одной цели и ни в коем случае не упускать её из виду.  Мы стараемся чётко видеть перед собой эту цель.

 Каков сценарий поведения организатора и покупателя?

 Егор: Организатор регистрирует мероприятие, мы подписываем с ним договор, объясняем, как эффективно и правильно пользоваться инструментом продвижения и аналитикой. Человек может сам администрировать свои продажи, не обращаясь к менеджеру. Встречая посетителей своего мероприятия, организатор может воспользоваться одним из решений для сканирования билетов на входе.
Что касается покупателя. Нужно пройти простую регистрацию. После покупки билета вы можете распечатать его дома на принтере либо показать на входе с экрана мобильного телефона.
Позже мы планируем реализовать модуль для физических точек продаж: то есть партнёр сможет подключиться к облаку и открыть билетную кассу.

Денис: Всё сделано для удобства покупателя. Сначала мы пытаемся поставить себя на место покупателя и лишь потом реализовывать идеи. Это наш важнейший принцип.

 Зачем мне приобретать билет в кассе, когда я могу получить его, не выходя из дома?

 Денис: Вы можете хотеть сделать подарок «старомодным» людям, которые не смогут оценить значимость подаренного электронного билета. Либо бумажные билеты купят люди, которые ещё боятся всего виртуального. Хотя, на самом деле, они придут в магазин, где им распечатают тот же бумажный билет, что они могли распечатать и дома. Но эффект чисто психологический. Есть люди, которые доверяют бумаге и хотят держать ее в руках.

Егор: Интернет-продажи билетов активно развиваются вот уже 5 лет. Люди начинают привыкать, но, в любом случае, востребованность бумажного билета будет оставаться. На это есть спрос, он будет сохраняться какое-то время.

 Не кажется ли вам, что вы отходите от концепции продажи электронного билета при открытии физических касс?

 Денис: Электронные билеты превращаются в бумажные в конечной точке продажи. Билеты кристаллизуются из облака по мере необходимости. Поэтому противоречие отсутствует. Всё находится здесь – в огромном облаке. Физические билеты достаются из облака, они там живут. Но в любом случае, мы будем всех склонять к электронному варианту: он удобен и бережёт леса.

 Как вы можете оценить результаты на сегодняшний день?

 Егор: Наши первые клиенты – крупные игроки рынка, такие как CAT, «Известия Hall»The Motley Concerts и т.д. Число наших клиентов постоянно растёт. Сейчас мы сотрудничаем примерно со 100 организаторами. За первые 4 месяца работы мы продали больше 2000 билетов, и это только начало.

 У проекта есть потенциал, и можно рассчитывать, что вскоре ваш продукт будет работать автоматически, без вашего участия, не так ли?

 Егор: Есть организатор, и есть покупатель. Организатор генерирует контент, нужный покупателю. Нам же остается осуществлять техническую и сервисную поддержку и, конечно же, дальше развивать платформу. Совершенству нет предела.

Наша цель такова: сначала захват российского рынка, а потом уже всего мира!

 Спустя какое-то время я смогу через вас приобрести билеты на такие мероприятия, как «Октоберфест» или фестиваль в Гластонбери?

 Егор: Возможно. Время покажет. Мы не ограничиваем себя какой-то конкретной территорией.

Денис: Наша цель такова: сначала захват российского рынка, а потом уже всего мира!

 Значит, вы намерены выйти за пределы российского рынка?

 Егор: У нас облачное решение, которое стирает географические границы: билеты можно купить, находясь где угодно. По этой причине нам будет легко выходить на региональные и зарубежные рынки. В наших планах — мультиязычность и мультивалютность. Мы намерены расширять бизнес на страны СНГ. Перспективным направлением нам также представляется Азия: Китай, Индия, Гонконг. В Азии я вижу нишу, которая не так высококонкурентна, как в США. Но в любом случае основной фокус на сегодня – Россия.

 Вы считаете, что вскоре фантастический мир будущего, который мы можем наблюдать в кино, приобретет реальные черты и многое перейдет в цифровое измерение? Бумажные билеты полностью исчезнут?

 Денис: Да. Например, я часто летаю на самолетах. Несколько лет назад можно было наблюдать огромные очереди в кассы и пустующие автоматы аэроэкспресс, потому что люди не доверяли электронному билету, им была чужда сама концепция. Сегодня же я вижу, что автоматами начали массово пользоваться. Изменения налицо.

 Как вы однажды сказали, «индустрия электронного билета занимает максимум 5% на билетном рынке, в то время как спрос огромен». Что нас ожидает в дальнейшем? Каков ваш прогноз развития ниши электронных билетов?

 Денис: Традиционно аналитики российского рынка смотрят на Запад, потому что мы развиваемся по западной модели. И заметно, как вся индустрия развлечений переходит строго на электронные билеты. Это видно невооруженным глазом. Я могу привести длинный список стран, где уже очень сложно купить бумажные билеты. Если на Западе этот процесс занял некоторое время, то в России можно наблюдать взрывной эффект. Западная модель и электронная коммерция врываются к нам стремительно, и процесс ускоряется в геометрической прогрессии! Трудно предугадать точную дату, но то, что вся индустрия перейдёт на электронные билеты, – это точно.