abr

Текст Семен Извеков | 17.04.2013

Христофор Колумб, добравшись до Америки, сам не знал, что открыл. Все думали, что это Индия, потому и назвали местных жителей индейцами. Открытие этой “Индии” перевернуло жизнь всего мира. Из далекого края к нам попало множество вещей, без которых наша сегодняшняя жизнь просто немыслима: картофель, кока-кола и т.д. Но главное —  шоколад. Этот бурый продукт из какао покорил весь мир, и хотя Америка его родина, лучшими производителями шоколада стали европейцы. Когда-то узнав о пользе какао и его целебных свойствах для организма, король Испании велел начать его “секретную разработку”, информация о сладости была строго засекречена. Но такое сокровище невозможно было спрятать от общественности — вскоре шоколад стал почетным гостем на всех светских раутах.

В Россию какао попало сравнительно поздно, лишь при Екатерине Второй. Государыня была большой поклонницей Просвещения, общалась с Вольтером и Дидро, любила разные экзотические вещи. Храбрый латиноамериканский генерал Франсиско де Миранда во время визита к императрице преподнес ей диковинные плоды дерева какао и “шоколадный напиток” (скорее всего, горячий шоколад). На весь петербургский двор это произвело неизгладимое впечатление. Отныне, как писал придворный К.К. Штакельберг:  « При Высочайшем Дворе после еды подавалась, кроме кофе, чашка шоколаду – обычай, сохранившийся со времен императрицы Екатерины». Модное при дворе быстро становится модным повсюду, в городах открываются кондитерские.  Здесь можно было заказать какой-нибудь диковинный торт, выпить чашку какао, непринужденно поболтать. Самой известной в Петербурге была кондитерская Вольфа и Беранже на Невском проспекте, именно отсюда Пушкин поехал на ту самую роковую дуэль с Жоржем Дантесом.

Первыми кондитерами в нашей стране стали швейцарцы, и по сей день признанные знатоки шоколада. Кондитерских было немало, но все они принадлежали иностранцам, выпускали продукцию под иностранными брендами, поэтому и цены были соответствующими. Однако монополия французов и швейцарцев была вскоре подорвана удачливым отечественным предпринимателем Алексеем Ивановичем Абрикосовым.

645-600

Любовь к сладостям была у Абрикосовых что называется “в крови”. Дед его Степан  был крепостным крестьянином, знаменитым на всю округу. Он варил пастилу и мармелад, фрукты в сахаре, которые обожали все помещики губернии. Молодой барин отпускает его на заработки в Москву и за короткий срок он становится известнейшим кондитером города. Отец нашего героя, Иван, был посредственным бизнесменом. Когда Алексею Абрикосову было четырнадцать, его батюшка совершенно разорился, не хватало денег даже на самого себя, не то что на сына. Выход был один — отдать сына “в люди”, т.е устроить на работу куда-нибудь, где он и профессию приобретет, и на шоколадку всегда заработает. Старый друг Абрикосова, немецкий торговец Иван Богданович Гофман, с удовольствием принял мальчика к себе. Работая на Гофмана, Алексей научился не только немецкому языку, но и строгому порядку, честности, аккуратности, исполнительности в бухгалтерии и отчетности. Немецкую расчетливость и прагматичность он сохранил на всю жизнь, все это ему очень пригодилось, когда он начинал собственное дело. Нордический немец Гофман очень привязался к юноше и доверял ему самую ответственную работу. В двадцать лет он уже главбух его фирмы, знавший в совершенстве все тонкости бухучета. Наверно он мог бы сменить и самого главу конторы, но у Абрикосова были другие планы.

Алексей всегда чтил историю своих предков, помнил, каким успешным был его дед. Идея возрождения семейного дела захватила его, а престарелый отец с удовольствием отдал амбициозному сыну мастерскую. Немец Гофман отпустил воспитанника в свободное плавание без всякого гнева, понимая, что у “бурша” большое будущее и нет нужды удерживать его у себя силой. Более того, немец долгое время давал Абрикосову льготные кредиты, что конечно очень помогло особенно по началу. Но без стартового капитала все же далеко не уедешь. Где же взять безродному юноше большую сумму денег? Рецепт оказался прост, но действенен — выгодная женитьба. Отношение к браку, выбору своей второй половинки в те времена было совершенно другим, раньше, как известно, родители сватали детей. И при выборе жениха зачастую руководствовались отнюдь не критерием любит/не любит, а смотрели  на то работящий ли он, здоров и надежен ли. Именно пораженные его трудолюбием, родители невесты, купцы Мусатовы, сразу же соглашаются на свадьбу. Жили супруги душа в душу,  всего у Алексея Ивановича и Агриппины Александровны родилось 22 ребенка, 17 из них дожили до преклонного возраста.

645-600 (1)

На приданое жены Алексей создает свое производство сладостей, нанимает рабочих. В 1847 г. он регистрирует в Москве «Фабрично-торговое «Товарищество А.И. Абрикосова», марку, ставшую впоследствии знаком качества шоколада. Но в условиях жесткой конкуренции среди мануфактур в Москве трудно было разбогатеть на сладостях. Люди же в большинстве едят мармелад не просто так, а к чаю. Поэтому вместе со сладостями предприниматель стал продавать китайский чай, он первым стал закупать его в Китае без посредников. По его инициативе закупленный в Китае чай стали перевозить не через Сибирь, где и дороги то были не везде, а через Одессу, что было гораздо быстрей и дешевле. В Лондоне открыли контору фирмы для банковских операций, так как для покупки чая необходима была английская валюта.

В области производства шоколада Алексей Иванович, безусловно, не был пионером, таких фирм в России было много. А вот в области рекламы шоколада он стал первым и лучшим. Его можно назвать родоначальником профессионального позиционирования товара в нашей стране. Над созданием фантиков и коробок конфет трудятся художники, рисуются красочные рекламные плакаты, пишутся слоганы. Сейчас этим никого не удивишь, но тогда это поражало людей настолько, что они собирали эти красивые фантики, дарили их друг другу.  Но все же основным «потребителем» были дети, поэтому этикетки должны были как-то призвать родителей купить своим чадам сладости.  На конфетных и шоколадных обертках мы неслучайно видим множество птичек, уточек, медвежат, гномиков и других сказочных героев. Задолго до европейцев Абрикосов создал свой “киндер-сюрприз”: в коробки с конфетами он придумал вкладывать открытки, картинки, бумажные игрушки, мозаики. И, наконец, именно   ему мы обязаны появлением неизменных новогодних подарков для детворы — обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов. Его идеи были заимствованы итальянцами и немцами, да, иностранцы учились у нас, как бы странно это не звучало. Империя Абрикосова достигла невиданных масштабов — его магазины открывались по всей стране, первые лица государства с удовольствием покупали его шоколад, огромные очереди выстраивались к его павильонам на ярмарках. Николай II в 1899 году делает его своим официальным поставщиком. И сегодня преемники его бизнеса, концерн “Бабаевский” радует нас своими произведениями шоколадного искусства.

725-600

Безусловно, свои капиталы предприниматель хранил бережно, тратил на семью (его дети получили лучшее коммерческое образование в стране), но не забывал и о благотворительности. При этом, как и его наставник немец, он считал, что просто давать подаяние — это “плодить профессиональных нищих”, надо дать человеку возможность заработать самому. Начал Абрикосов с ежегодных 100-рублевых пожертвований госпиталям и ополчению во время Крымской войны 1853-1855 годов. Позднее  он стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненых в войне с Турцией 1877-1878 года, а в 1880 году вошел в Совет Дома московского купеческого общества, занимавшегося строительством бесплатных квартир для участников той войны.  По  инициативе его жены Агриппины при фабрике был открыт бесплатный детский сад (один из первых в России), куда могли отдавать своих детей 150 матерей-работниц. Затем она организовала «бесплатный родильный приют и женскую лечебницу с постоянными кроватями”.

Глядя на судьбу Абрикосова, понимаешь, “что немцу хорошо, то и русскому может быть хорошо”. Воспитанная в нем немецкая аккуратность и вежливость помогла ему стать успешным бизнесменом. Предприниматель не сможет ничего добиться, если у него нет самодисциплины.  Креативность в области пиара конечно тоже была важна, но без ежедневной тяжелой работы по продвижению товара, закупкам, без его личного участия во всем, такой шоколадной империи не было бы. Так что, возможно, в каждом бизнесмене должно быть немного немца.