SONY DSC

Текст Иван Дивильковский | 18.04.2013

InternetUrok – проект, посвященный дистанционному образованию. На сайте  собрано больше 3500 видеозаписей школьных уроков на самые разные темы: от дифференцирования показательной и логарифмической функций (алгебра 11 класс) до лекции про кошек и собак (окружающий мир 2 класс).

Создателем и спонсором проекта выступил бизнесмен Михаил Лазарев. Богатый предпринимательский опыт и собственная фармацевтическая компания позволили ему подойти к проблеме масштабно и не бояться экспериментировать.

Мы встретились с Павлом Арсеньевым, директором проекта, и поговорили с ним о месте школы в системе образования, новых технологиях и опыте взаимодействия с государственными органами.

История создания проекта

Вначале был создан медицинский видеопортал med-edu.ru. Потом мы решили не останавливаться на медицине, стали искать в интернете, каталогизировать и снимать видео по всем предметам. Так появился сайт univertv.ru с лекциями для студентов и специалистов. После этого мы решили сконцентрировать свои усилия на школьном образовании.

Современная школа

Образование использует все инструменты, которые есть под рукой. Сначала знания передавались из уст в уста: песни, сказания, былины. Потом появилась письменность. Потом Гутенберг изобрел печатный станок – и у нас есть наши современные печатные учебники.
Сегодня существует видео, существует интернет, который дает гораздо больше технических возможностей: гиперссылки, интерактивность. Мы поняли, что есть разрыв: с одной стороны, есть эти технические возможности, с другой – громоздкая неповоротливая образовательная система, которая их пока не использует.

Мы решили попробовать этот разрыв уменьшить. Первое, что приходит в голову – взять хорошего учителя, записать на видео его урок и выложить в интернете. Так мы, собственно, и сделали: пригласили учителя, поставили прожектор и камеру, и он, стоя спиной к камере, читал и писал мелом по доске.
Сейчас у нас гораздо более приличного уровня видео, и графика есть. Производство роликов поставлено на поток. Мы планируем закончить школьную программу к сентябрю 2013 и постепенно совершенствовать контент. Мы уже сейчас делаем проверочные тесты, тренажеры, интерактивные модели.

Раньше мы имели статичные картинки, теперь имеем видео, но куда дальше идти, что будет дальше – мы пока не знаем. Все, кто занимается внедрением новых технологий в образование, пытаются нащупать следующий шаг.

А кто этим еще занимается, какие у вас конкуренты?

Если мы говорим об ИнтернетУроке, то в России мы не видим конкурентов. Есть много государственных сайтов, на которых есть медиаматериалы, но обычно это напоминает хаотичную свалку, в которой тяжело ориентироваться.

Есть аналог на американском рынке – Академия Хана. Салмон Хан получает гранты от Google, от Билла Гейтса, он в Штатах звезда. Но качество видеоуроков нельзя сравнивать с нашими.

YouTube Трейлер

Существует много мелких сайтов: кто-то записывает несколько уроков для, допустим, своей дочери – и выкладывает их в интернет. Мы, кстати, с удовольствием принимаем себе такие уроки, естественно, с премодерацией.

Какой вы видите будущую систему образования, и где в ней ваше место? Можно ли с помощью этой технологии полностью заменить учителя?

Вряд ли. Мы считаем, что наш продукт – дополнение к школьной программе. Нашими видео можно заменять временно отсутствующего учителя, можно обогащать уроки в школе, делать их понятнее. Мы на каждый урок тратим огромные усилия множества людей. А учитель в классе один. В школе каждый год десятки тысяч учителей рассказывают одну и ту же теорему Пифагора. Почему бы не сделать объяснение этой теоремы один раз?

А что будут учителя делать?

Роль учителя как источника знаний отойдет в прошлое. Учитель будет проводником, наставником, воспитателем. А источником знаний станет тот, кто сможет, используя все технические новинки, сделать такой урок, который учитель не сможет повторить, не знаю, кто это будет — Wikipedia, наш проект, кто-то еще.

У меня есть такое ощущение, что рынок двигается к созданию единого портала, который объединил бы все, что школьнику нужно от школы. Школьнику нужно учиться, нужно писать контрольные, делать лабораторные работы, разговаривать с преподавателем, решать домашние задания, общаться со своими сверстниками. Соответственно, скорее всего, должны возникать способы, которые позволят все это делать дистанционно, и какое-то место, которое объединит эти способы: социальные сети, электронные учебники, видеоуроки, системы обмена сообщениями с учителями. Разные компании, разные проекты идут с разных сторон к этому. Мы уже сейчас получаем предложения об интеграции.

Мы себе поставили главную цель – объяснить ребенку, как устроен окружающий мир, что такое синус и зачем нужен логарифм.

Кто ваш потребитель?

У нас порядка 35-40 тысяч уникальных посетителей в день и порядка 10 тысяч прямых заходов – это люди, которые нас уже знают и идут целенаправленно на наш сайт. По опросам, по общению с пользователями мы можем понять, кто это. В основном это школьники, которым завтра надо отвечать, но они то ли прослушали, то ли пропустили, а в учебнике непонятно. Также есть дети, которые учатся на дому: дети с ограниченными возможностями, дети на семейном образовании. Большая часть отзывов, которые мы получаем, 90% — это «большое спасибо, наконец-то я понял». Школьники составляют около 60% пользователей. Остальные – учителя и родители. Учителя заходят, чтобы перенять опыт коллег, родители – чтобы помочь своим детям.

А если говорить о географии?

Коррелирует полностью с распространенностью интернета сейчас. Москва и Санкт-Петербург делают от трети до половины трафика. Нас посещают и из-за рубежа – те дети, которые вместе с родителями живут за рубежом, посещают там местные школы, но хотят получить образование и на русском языке.

Про школу

Сейчас мы регистрируем свою школу, где дети смогут получать дипломы, сдавать ЕГЭ. Современный закон об образовании во многом уравнивает дистанционное обучение с очным. Не полностью: есть моменты, когда ребенок обязан находиться в школе, например, на итоговой аттестации. Но весь образовательный процесс может проходить дистанционно.

Согласны ли вы с мнением, что школа должна трансформироваться таким образом, чтобы давать ребенку больше soft skills – лидерских качеств, навыков работы в команде, презентации? Я слабо представляю, как это сделать при дистанционном образовании.

Откровенно говоря, я тоже (смеется). Мы сейчас не ставим перед собой такой задачи. Это то самое воспитание, которое, как нам сейчас кажется, лучше оставить учителю. Мы себе поставили главную цель – объяснить ребенку, как устроен окружающий мир, что такое синус и зачем нужен логарифм.

Вы некоммерческая организация?

На данный момент мы не ставим целью зарабатывать деньги: наш сайт полностью бесплатный и без рекламы. В будущем мы планируем монетизировать проект так или иначе: это сделает его более стабильным. Я не знаю, как и когда это произойдет. Может быть, мы будем брать деньги у компаний, которые с нами сотрудничают. Может быть, мы сможем претендовать на государственное финансирование как школа.

Вы действительно месяц готовите видеоурок?

Иногда и больше. Это связано с нашими внутренними производственными моментами. Сначала мы ищем учителя, затем проводим с ним пробный урок. Учитель смотрит, комфортно ли ему работать перед камерой. Потом учитель пишет сценарий урока. Этот сценарий проверяется методистом. Затем корректор проверяет текст на ошибки. После этого происходит съемка, в которой участвуют с одной стороны учитель, а с другой – режиссер и оператор. После этого происходит монтаж. Далее рисуется графика, исходя из того сценария, который написал учитель. Дальше урок проверяют методист, менеджер проекта (он смотрит на техническую часть – свет, звук, стыковки монтажа), корректор. Наконец, готовый урок просматривает его автор – учитель.

Даже после четырех стадий проверки случаются ошибки, тогда дети с кайфом нам пишут: «у вас тут икс квадрат, а должен быть икс куб!» Тогда мы удаляем урок с сайта и отправляем его на пересъемку или перемонтаж. В этом плане интернет-ресурс выигрывает перед печатным изданием – можно очень быстро исправлять ошибки.

Нам приходится практически все делать внутри проекта. Вначале мы заказывали видео у компаний-подрядчиков, но качество, которое они нам предлагали, нас не устраивало, и пришлось делать все самим. Компанию, которая делает видео и графику с приемлемыми затратами, мы искали три года. Сейчас нашли одного подрядчика, но он в Белоруссии. Очень много вопросов с IT-инфраструктурой. Нет системы, которая могла бы помочь нам организовать одновременную работу людей из трех городов над одним видеофайлом удобным образом. Мы используем множество подручных средств: google-документы, skype удаленный доступ на общий сервер, ftp. В общем, хорошей инфраструктуры для одновременной работы над медиаконтентом нет.

Сколько у вас сотрудников?

Внутри компании работает порядка 30 человек, плюс люди на аутсорсе. Вместе с учителями на проекте занято около 150 человек. У нас четыре студии – две в Москве, одна в Петербурге и одна в Одессе. Мы очень много снимаем, и есть очередь. Случается так, что отснятый материал попадает на монтаж через две недели.

Есть ли на вашем рынке какие-нибудь ниши, которые вы не можете сейчас закрыть, но в которых вы могли бы посоветовать проверить себя нашим читателям?

В сфере образования ниша – тот личный кабинет, о котором я уже говорил. Надо переводить в онлайн то, чем занимаются школьники. Например, до сих пор нет качественного электронного аналога школьных учебников. Кто-то просто сканирует учебники. Есть проекты, которые делают электронные учебники на высочайшем уровне, но берут только 3-4 темы из 5.5 тысяч.

Еще есть ниша – лабораторные работы: демонстрация, как функционируют те или иные системы, механизмы. Есть очень мало проектов, которые это позволяют.

Еще мы хотим сделать воспитательную часть, связанную с детской психологией. У школьника в любом возрасте масса вопросов. Причем не только о том, как устроен окружающий мир, но и о взаимодействии людей: как вести себя в конфликтной ситуации с одноклассниками? а с преподавателем? что делать, когда тебе предлагают курить? Мы не видели, чтобы кто-то об этом рассказывал.

Это, наверное, очень сложно унифицировать…

Почему же? Вопросы одни и те же. Можно собрать десять детских психологов – пускай они ответят на эти вопросы. Есть же в школе такая должность: школьный психолог. Но ребенок может постесняться обращаться к нему, к учителю, даже к родителям. А в интернете ролик посмотреть – не постесняется. К тому же очень много детей живут в таких регионах, где школьных психологов не хватает – учителями бы укомплектовать. Мы ищем детских психологов и приглашаем их к себе в проект.

Про независимость

Я – менеджер – не влезаю в учебный процесс. Мы доверяем нашим учителям, потому что очень тщательно их выбираем. При этом мы готовы быть дискуссионной площадкой: если кто-то считает, что может более правильно рассказать тему – мы готовы разместить и его урок, даже помочь его записать на нашей студии.

Про дискуссии

Дискуссия на уроке – это очень важно. При этом надо понимать, что в России больше миллиона учителей, и тех, кто может организовать дискуссию, среди них не очень много.

Про учителей

Конечно в России есть талантливые учителя. Но при этом нам иногда пишут такие комментарии, что страшно становится. Девочка из 8 класса написала нам, что их учительница по физике приходит на урок, дает задание читать учебник и писать конспект, а сама сидит играет на телефоне.
Наша задача – найти лучших педагогов и показать их всем, доставить лучшего учителя через интернет в каждый дом. Тогда для плохих учителей работы не будет. Может быть, это к лучшему.

Про отношения с государством

Наша позиция простая: мы о себе рассказываем и просим информационной поддержки: рассказать о нас учителям, директорам. Мы бесплатные для пользователя, открыты всем, приносим пользу детям. Нам кажется, что мы достойны того, чтобы нас рекомендовали. Но нам навстречу мало кто идет; доходит до смешного: администрация Ленинградской области отказалась оказывать нам информационную поддержку, сославшись на закон о противодействии коррупции! При этом есть регионы, которые нам помогли: разослали о нас информацию, разместили ссылки.

Что вы можете посоветовать стартаперам?

Нужно отождествлять себя с тем делом, которым ты занимаешься, с тем продуктом, который ты делаешь. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.