barcamp

Текст Сергей Лунёв | 19.05.2013

Взаимное сотрудничество уже укоренилось как основной принцип современного интернета, централизация и иерархичность постепенно уходят в прошлое. Веб 2.0 (уже даже 3.0), сайты-сообщества, зародившаяся сфера smm, викиномика – это уже данность. Однако существуют попытки кооперацию привнести из интернета в реальную жизнь. Например, в оффлайновые мероприятия. Структура достаточно понятная и мало что можно выдумать: есть организатор, площадка, приглашённые спикеры (или артисты – зависит от формата), развешенные плакаты и анонсы в СМИ. Ну и аудитория, которая становится всё требовательнее. Обычно участие аудитории в мероприятии сводится к внимательному наблюдению и вопросам, задаваемым самыми активными зрителями в конце. Но есть попытки сделать мероприятия, в которых значение публики резко повышается.

Экспериментальный формат – это конфереции, названные Barcamp. Новизна заключается в том, что темы и лекторов выбирают сами зрители. Взаимосвязь между аудиторией и спикером усиливается – сами зрители становятся полноценными экспертами. Разумеется, скорее может получиться дискуссия при подобном формате. Barcamp – явление недавнее, первая конференция (хотя организаторы предпочитают говорить «не-конференция») была проведена в 2005 году в Калифорнии. С тех пор баркэмпы проходят по всему миру. Тематика обычно ограничена новейшими тенденциями в IT, социальными сетями, новыми медиа и стартапами. Однако, что удивительно, в России центром этих инновационных ивентов стал не Питер или Москва, а Краснодар. Именно там на прошлых выходных, 13 и 14 апреля, проходил пятый краснодарский Barcamp, в котором принял участие и HungryShark.

Краснодар – единственный нестоличный российский город, чьё население только росло в постсоветское время. Этому способствовали благоприятный климат, наличие в составе края курортов и внимательное отношение к бизнесу (в индексе «Опоры России» Краснодарский край на шестом месте). Число дорогих иномарок на дорогах сопоставимо с московским, строится элитное жилье, открываются клубы и рестораны, на прилавках киосков лежат местные глянцевые журналы, каждый третий разговаривает по айфону. В общем, всё ок. По крайней мере, так показалось.

Существуют в Краснодаре и аналог Красного Октября.  Местный кластер располагается в здании, где когда-то была типография. Причём типография основательная, многоэтажная и площадью в квартал. Здесь начали стихийно появляться формы малого и милого бизнеса: бар  и студия танцев, антикафе и коворкинг, центр изучения английского языка и даже ювелирный салон. Интерьер под стать: всюду граффити, а в одном месте к стене прибит флаг Пиратской партии России.

barcamp3 (1)

Неудивительно, площадкой проведения Barcamp в этом году стала именно бывшая типография, а точнее, одноимённое заведение, коворкинг Co-Place и бар Ангарт. Всего получилось четыре лекционных зала — два из которых функционировали все два дня.

Лекции были поделены на секции, посвящённые новым медиа, инструментам маркетинга в интернете, программированию (в том числе и разработке мобильных приложений) и даже музыке (стоял пульт и в раздатке был журнал DJmag). Разброс тем был велик от нишевых и профессиональных (обсуждали, скажем. движок Tiny Open Engine) до электронного правительства, которое коснётся в перспективе каждого. Зрители курсировали от одного зала до другого. Но истинным центром тусовки был дворик типографии. где располагалось расписание: тут пришедшие пили кофе и занимались — так сказать — нетворкингом.

barcamp2 (1)

Вообще, Barcamp решает две ключевые проблемы — практических знаний и знакомств. Мир технологий ускорился как спринтер, а образовательные стуктуры, прежде всего, государственные, по своему определению консервативны, не поспевают за заданным темпам. Программисты — сплошь самоучки, которые обычно обменеваются опытом на конференциях (к примеру, для разработчиков приложений для Android существует Google Developer Day). Есть и курсы при различных компаниях (и не только московских). Есть и специализированные ресурсы. Обычно и конференции платные, и курсы, так что Barcamp со своим бесплатным входом — это интеллектуальная благотворительность, глоток свежего воздуха. А пообщаться с топовыми девелоперами сложно и в столицах.

Были и презентации стартапов на Barcamp. Как водится, не обошлось без убийц Скайпа и Хабра, но в целом, уровень идей и их реализации был высок. Показательно, что собрались не только краснодарские стартаперы, но и ребята из Ростова и даже Кемерово. Каждый стартап оценивался экспертами и потенциальными инвесторами (в том числе и представителями банка) и подвергался меткому обстрелу из сложных вопросов со стороны зрителей.

barcamp4 (1)

Barcamp — мероприятие, в первую очередь, образовательное. Раньше, по словам организаторов Ульяны Кононович и Константина Родчанина, баркэмпы проходили в учебных заведениях. Но ВУЗы с их контрольно-пропускным режимом не слишком подходили для формата полностью открытых конференций. Нынешний пятый Barcamp стал первым, прошедшим аж на трёх площадках. Изначально было желание проводить Barcamp — два раза в год, но такая периодичность себя не оправдала. Команде было сложно подготовиться, да и аудитория пока готова лишь к одному баркэмпу в год. Однако мероприятия из года в год собирают много людей. На последний Barcamp собралось 600 человек. Значительно для образовательного мероприятия.

Формат баркэмпа выигрышный. Не нужно вовлекать аудиторию — она работает с организаторами с самого старта. Отрадно было бы видеть подобные мероприятия не только в Краснодаре.

Фотографии YugoPolis.ru. Полностью галерею можно посмотреть тут.