timchenko

Текст Антон Запускалов | 22.04.2013

Hungry Shark выяснил у главного редактора Lenta.ru, зачем популярному информационному ресурсу понадобился редизайн, стоит ли брать на работу выпускников журфака и чем грозит медиарынку объединение «Афиши-Рамблера» и SUP Media.

Есть такая распространённая точка зрения, что ребята с журфака пишут хуже, чем те, кто с журналистикой вообще никак не связан. Ваш опыт работы в «Ленте» подтверждает этот тезис или опровергает?

На любом факультете попадаются умные и талантливые. Везде есть и дураки. Даже на мехмате.

Вообще не важно, какого цвета у тебя диплом и какое там указано название факультета. Есть потрясающие люди с журфака, у нас сейчас работают три человека оттуда. Ещё одна девушка с журфака уехала на длительную стажировку в Германию, другого молодого человека перекупил «Яндекс». Это отличные специалисты. Равно как есть в команде и люди, вообще не имеющие отношения к журналистике. На любом факультете попадаются умные и талантливые. Везде есть и дураки. Даже на мехмате.

 Недавно случился редизайн и часть рубрик была выкинута. Например, исчезли «Сюжеты». По какому принципу отбирали, что оставить, а что убрать – и чего хотели добиться?

 Мы смотрели пользовательский сценарий. От тех рубрик, где он не считывался или был неочевиден, мы отказывались. Некоторые рубрики ничего нового не приносили читателю, нам же добавляли только головную боль и влекли за собой пустые трудозатраты.

«Сюжеты», от которых мы отказались – это была удивительная находка пятилетней давности, когда мы связывали в одну большую хронологическую «колбасу» развитие какой-либо истории. За них мы получали десятки и сотни благодарностей от коллег – ведь создавая «Сюжеты» мы практически делали их работу – выстраивали нарратив так, как было удобно другим журналистам. Некоторые коллеги, например, из BBC, благодарили: «спасибо вам огромное, нам стало гораздо легче уточнить информацию и даты по делу Ходорковского». Но «Лента» же не B2B, а B2C – а массовый читатель не слишком часто пользовался «Сюжетами». Тешить же собственное эго было довольно бессмысленно.

timchenko

Что касается редизайна в целом – с ним та же самая история. У нас в «Ленте» было очень много структурных проблем – в первую очередь, неимоверное количество видимых и невидимых рубрик, которые нарастали как ракушки на днище, и управляться с этим было невозможно.  Система публикаций и архитектура сайта были дико устаревшими. Мы шутили, что для того, чтобы описать всё, чему приходится учить журналиста, нужно написать инструкцию в нескольких томах.

Мнение медиаконсультанта Александра Амзина о редизайне Lenta.ru 

 А что это была за система?

«Лента» стала очень большим общественным пространством: почти миллион пользователей в сутки – это много.

 Это был движок Максима Мошкова образца 1999 года. Можно представить степень гениальности Максима Мошкова, который ухитрился сделать систему, прослужившую столько лет.  Конечно, в последнее время она была похожа на лоскутное одеяло, но работала очень хорошо.

Были внутренние технические причины для редизайна. В 1999 году мы не могли представить, что нам потребуется такое количество функционала.

Что касается внешней истории, «Лента» стала очень большим общественным пространством: почти миллион пользователей в сутки – это много. Любое крупное общественное пространство требует строгой организации, иначе, если говорить метафорически, создаётся давка.

В старой «Ленте» совершенно не работало левое меню. Сейчас оно работает лучше, чем что бы то ни было – люди теперь прекрасно понимают, куда им на сайте идти. Раньше было два сценария поведения пользователя: либо он скроллил страницу до той рубрики, которая его интересует, либо шёл по новостным заголовкам. Сейчас мы насчитали таких сценариев пять или шесть. Мы направили читателей по правильным дорожкам, и «Лента» превратилась из гигантского монстра с огромным длинным хвостом в стройный и аккуратный сайт, где на своих местах остались все главные новости.

Мы приросли большим количеством длинных текстов, выросла наша фотослужба, и мы стали относиться к фотографии не как к иллюстративному материалу, а как к самостоятельной форме высказывания. Для всего этого мы придумали второй экран.

Третий экран остаётся таким же – это большие блоки заголовков.

В старой «Ленте» один и тот же текст мог дублироваться в несколько рубрик. Это было сделано от беспомощности, потому что мы никак не могли преодолеть технологическую и логическую отсталость.

timchenko1

 Не так давно появился видеопроект Lenta.doc. Планируется ли его делать коммерческим?

 Пока мы таких целей не преследуем, потому что монетизация видео – это слишком сложно. Даже такие большие сервисы видео как ivi.ru не окупаются, у них в основном реклама товаров FMCG – четыре ролика про памперсы и туалетную бумагу.

Способов монетизации для Lenta.doc мы пока не видим. Если у нас будет качественное видео, у нас будет расти наш собственный инструментарий для рекламы. Пока проект не требует от нас таких затрат, чтобы мы встали перед вопросом «монетизация или закрытие проекта». «Лента» зарабатывает достаточно, чтобы позволить себе немножко поэкспериментировать с новыми жанрами.

 Как родилась идея с твиттером «Ленты» — это тщательно разработанная концепция была?

 Ни разу в жизни. Началось всё случайно, как многое хорошее. У нас был веселый, безумный проект к новому году, где мы всяких неочевидных знаменитостей, которые обычно на «Ленте» никогда не появляются, спрашивали об итогах года с точки зрения значимых событий. Например, Баскова и Цискаридзе спрашивали «Вернули ли Вам рынду?» (помните, была такая история про «верните рынду, суки»?). Отвечали они очень весело. Мы сделали из этого несколько видеороликов, и нам захотелось, чтобы не только в новый год читатели «Ленты» могли любоваться на этих прекрасных людей. Игорь Белкин, у которого тогда был свой твиттер, завёл @lentaruofficial и стал писать туда так же, как в свой собственный аккаунт. И это неожиданно выстрелило. Мы посмотрели и сказали «О-ба» — и дальше покатилось. Они в своё рабочее время оттягиваются там, как могут.

Клички ньюсмейкерам вроде Хамид «Дывись яка пилотка» Карзай или Александр «Сейчас вас всех порублю в капусту» Лукашенко – это тоже наше изобретение.

Сейчас мы пришли к тому, что @lentaruofficial и паблик «ВКонтакте» постоянно копируют, вот и решили поставить некий копирайт – скоро выпустим стайл-гайды, в которых опишем свои форматы. Очень смешно, когда пишут, что появился хэштэг #оккупайабай, но никто не говорит о том, что его придумал Султан Сулейманов, который ведёт рубрику «Интернет». #жвачноеушло, рубрику «Путин дня» и хэштэг #стабильность тоже придумала @lentaruofficial. Клички ньюсмейкерам вроде Хамид «Дывись яка пилотка» Карзай или Александр «Сейчас вас всех порублю в капусту» Лукашенко – это тоже наше изобретение. Вдохновение не купишь – либо ты живёшь в соцсети, либо ты отрабатываешь деньги, которые тебе заплатили за SMM. Мы в соцсетях живём.

 Насколько сложно управляться с командой, поголовно состоящей из талантливых людей? Как Вы ими, такими титулованными, руководите?

 Не будем забывать, что имя им всем сделала «Лента». До нас Илья Азар был одним из сотрудников, ушедших из Газеты.ру и подвизавшихся в «Русском репортёре» и Rolling Stone. И он об этом помнит, как помнят и другие.

Как мы с ними уживаемся? Так исторически сложилось, что в «Ленте» ты можешь делать всё, что угодно: если ты работаешь хорошо, тебя будут любить – тебе простят и дурной характер, и вспышки ярости, и закрытость и нежелание делиться сокровенным, и бесконечное нытьё и крики «мне не нравится то, что я сделал». То, что делает журналист, может ему не нравиться. Но если текст нравится главному редактору, это важнее.

Словом, за хорошую работу мы прощаем всё: и извечное желание Ивана Яковины (корреспондент по Ближнему Востоку, — ред.) повоевать с Сирией или островами Зелёного Мыса, и взрывной характер Игоря Белкина, который на фоне полной тишины может разразиться дикими криками, начать скакать и колотить руками по столу.

 Недавно было принято решение об объединении «Афиши-Рамблера» с SUP Media. Таким образом, прежние конкуренты – «Лента» и «Газета.ру» — оказываются под одним руководством. Что-то изменится?

Конкуренции со стороны «Газеты.ру» я не ощущаю. Мне кажется, они отстали навсегда.

 Я не знаю, нам ещё ничего об этом не говорили. Когда какой-то план будет объявлен, тогда я смогу сказать что-то определённое, иначе это гадание на кофейной гуще. Руперт Мердок тоже владел многими газетами. Ему это не мешало, газетам – тоже. Будет ли здесь такая же схема – посмотрим. Никто никого объединять, насколько я понимаю, не собирается. То, что два конкурента находятся у одного владельца – мне кажется, это может вызывать вопросы. С другой стороны, конкуренции со стороны «Газеты.ру» я не ощущаю. Мне кажется, они отстали навсегда.