bottom_carousel_thumb_podster

Текст Антон Запускалов | 30.04.2013

Что такое подкасты, зачем они нужны и насколько успешны в России? Почему аудио останется востребованным форматом получения информации, несмотря на совершенствование гаджетов? Об этом и не только Hungry Shark поговорил с Валентином Борисовым, основателем проекта «Подстер», стартовавшего в Петербурге в позапрошлом году.

Когда возник подкастинг и как он пришёл в Россию?

В 2001 году в Америке вышли первые айподы, в 2004 появилось слово podcast (от ipod) и  идея подкастинга начала «выстреливать» – люди стали что-то на них наговаривать, появился сам термин «подкастинг». В 2005 году Василий Стрельников открыл первый подкаст-терминал Rpod.ru. Ожидалось, что подкасты так же успешно выстрелят и на нашем рынке. Но на тот момент слушателей было не слишком много и в России подкастинг не выстрелил. В 2007 году был первый запуск Podfm.ru – его сделал Максим Спиридонов, проект также не выстрелил. В 2010 году проект перезапустился.  Ну а 26 декабря 2011 года запустился проект Подстер. Это если вкратце об истории подкастинга в России.

Как вы решили начать свой проект и где работали до этого?

Изначально я работал в бизнесе своих родителей – это было производство мебели. Там я успел поработать практически на всех позициях, от простого слесаря до сварщика, затем проектировал мебель и руководил вечерней сменой предприятия.

В результате я чётко понял, что не хочу быть рабочим и работать с родственниками. И я ушел в сферу B2B продаж. Работал в рекламном агентстве, потом в различных компаниях занимался продажей услуг по продвижению бизнеса. Потом меня привлекли к написанию бизнес-плана для одного интернет-проекта. Когда я его писал, понял, что у меня не хватает опыта в продаже именно интернет-рекламы. Чтобы сделать прогноз, мне необходимо было где-то этого опыта набраться, и я направил резюме в несколько компаний. Некоторые из них согласились, среди них был Podfm. Я выбрал его. Изначально цель была в том, чтобы получить какое-то представление, как происходят процессы и каковы средние цены, и уйти реализовывать другой проект. В Podfm я достаточно вник во всё, понял, что им нужно менять концепцию, начинать взаимодействовать с партнёрскими сетями, держать обратную связь с рекламодателями. Всеми правдами и неправдами старался добиться там реализации моих идей, но политика компании менялась крайне медленно, а где-то изменения не происходили. В определенный момент я перестал верить в реализацию своих идей в проекте и принял решение уходить.

После увольнения рамки наёмного сотрудника отпустили моё сознание и я принял решение реализовать свою идею самостоятельно. Я поделился этим с бывшими коллегами, они меня поддержали.

Мне удалось привлечь несколько частных инвесторов – но не всё шло по плану, и пришлось брать кредиты и влезать в долги.

Далее начался поиск средств на реализацию проекта, в первые два месяца был потрачен кредит на машину – подумал, зачем она мне, когда есть что-то более интересное. 26 декабря 2011 года был первый день, когда мы сели в офисе и начали работать. Нас с самого начала поддержали несколько авторов – Андрей Шарков, Дарья Герман, Александр Лукашевич – они начали записывать свои программы в нашей новой студии. Мне удалось привлечь несколько частных инвесторов – но не всё шло по плану, и пришлось брать кредиты и влезать в долги. Но это было то самое время, когда я чувствовал себя максимально живым, несмотря на стрессы и кошмары вместо сна.

Мы прошли эту «долину смерти», выжили, подняли второй раунд финансирования и развиваемся дальше.

Мы прошли эту «долину смерти», выжили, подняли второй раунд финансирования и развиваемся дальше. Даже в самое сложное время была уверенность, что всё наладится. Я не знал, где именно найду деньги, но был уверен в том, что это удастся сделать. И так и получалось, что в конце месяца находились ресурсы на следующий месяц, и так далее. Параллельно я искал стратегического инвестора для дальнейшего развития проекта.

Сейчас мы активно продолжаем развитие, взрослеем и становимся правильно построенным бизнесом, в первую очередь благодаря моему партнёру, стратегическому инвестору Подстера Валерию Федотову. После того, как мы пожали руки и приняли решение работать вместе, началась новая веха в истории Подстера. Задачи, стоящие перед проектом и бизнесом, достаточно масштабны, и для их достижения требуется не только желание, но и весьма серьезный опыт, которого у меня пока просто нет, и тут мне повезло. Подстер получил не только инвестиции, но и участие в развитии проекта человека с 20-летним успешным бизнес-опытом. Валерий отдаёт проекту своё время, делится опытом, и вместе со всем этим наша команда стала на порядок сильнее. Мы работаем вместе с сентября 2012 года и за это время провели огромную работу по систематизации и подготовке бизнеса к дальнейшему масштабированию.

podster1

Сколько человек было в штате на старте проекта и сколько сейчас?

Подкаст-терминал – достаточно простая в разработке вещь: сайт мы сделали  примерно за месяц.

На старте нас было 7-8 человек. Мы достаточно масштабно всё начали: удалённо работали только первые 1,5-2 месяца, за это время нашли офис, построили  студию.

Подкаст-терминал – достаточно простая в разработке вещь: сайт мы сделали  примерно за месяц. После этого началась работа по развитию системы распространения и монетизации контента. Ещё до старта мы начали привлекать партнёров, рассказывать всем о проекте – это была такая игра на опережение. Я звонил в различные порталы и рассказывал о том, что мы стартуем. В результате к моменту запуска у нас уже были партнёры, которые согласились с нами сотрудничать.

Сейчас с нами работают различные авторы: есть те, кто записывается у нас, а есть те, которые просто присылают готовый контент. В сумме их около 70-80. Команда проекта вместе с удалёнными сотрудниками – около 25 человек.

Где вы находите авторов подкастов?

Мы ищем авторов через знакомых, наших партнеров, через различные мероприятия, в интернете, так же к нам идет поток входящих заявок авторов желающих запустить свой подкаст.

На какие темы делаются программы?

Тем множество. Например, про высокие технологии, гаджеты, бизнес. Деловые люди ценят время и для них наши программы – это возможность получать информацию в пути.

Если мы чего-то не знаем, то часто звоним какому-то другу или знакомому, который разбирается в вопросе. Если собрать таких людей и записать их ответы в формате подкаста – будет то же самое. Только у вас не всегда может найтись друг-специалист по какой-нибудь теме – скажем, по финансам – а перечень тем наших программ гораздо шире.

podster2

Не проигрывают ли в настоящее время подкасты другим форматам получения информации?

Как бы не развивались гаджеты, аудио остаётся наиболее мобильным форматом получения информации. В каком ещё формате можно получать информацию, находясь за рулём, в пути, стоя в очереди или занимаясь бегом? Только в аудиоформате.

Если же говорить о рекламе: какая реклама не теряет в эффективности при уменьшении дисплея в несколько раз? Аудио.

Если сейчас посмотреть на крупные западные СМИ, практически у всех из них есть подкасты. Развитие мобильных технологий повышает интерес к аудиоконтенту. Это уже произошло на Западе и неизбежно приходит и в Россию.

Как Подстер размещает рекламу?

Рекламное сообщение размещается непосредственно в аудиоконтенте – динамически.  Реклама прикрепляется к подкасту в тот момент, когда человек скачивает его. Кроме того есть геотаргетинг. За счет специфики нашего продукта, мы предлагаем рекламодателям качественный таргетинг целевой аудитории с отслеживанием рекламных контактов, что позволяет нашим клиентам платить только за результат.

То есть, скачав одну и ту же программу из Петербурга и из Москвы, я услышу различную прикрепленную к ней рекламу?

Наша концепция – win-win-win. Выигрывают наши партнёры, мы и та система, в которой мы играем – интернет-рынок.

Да, именно так, если, конечно, это необходимо нашему клиенту. Отталкиваясь от целевой аудитории бренда, мы можем создать такой контент, который будет интересен именно ей и размещать его на тех площадках, где эта аудитория часто бывает. Мы делаем такой проект, который позволяет зарабатывать авторам. Наша концепция – win-win-win. Выигрывают наши партнёры, мы и та система, в которой мы играем – интернет-рынок. Площадки получают ещё один инструмент для повышения своего дохода.

У вас есть приложение или мобильная версия?

Есть приложение для Android. Есть приложения для соцсетей – «ВКонтакте» и Facebook.

Не закончилась ли в России мода на подкасты?

Её толком и не было, она только формируется. Аудиоконтент со временем станет действительно популярным – огромный потенциал есть, на мой взгляд, у различных образовательных программ, у бизнес-тематики и, конечно, другие направления на сегодняшний день совершенно не раскрыты. Любознательные люди выбирают послушать в дороге не музыку, а полезную информацию, то, что интересно или актуально.  Так же параллельно с этим, падает стоимость мобильного трафика, покрытие улучшается, 3G заменяется на 4G – всё это приводит к тому, что контент становится доступнее пользователю.

У Подстера есть какие-то корпоративные развлечения?

В феврале мы снимали собственный вирусный ролик Harlem Shake. Кроме того, есть корпоративы, совместные празднования, планируем тренинги и обмен опытом между сотрудниками, также запускаем что-то похожее на читальный клуб, с последующим обсуждением интересных вещей, которые почерпнул тот или иной сотрудник из прочитанной, профессиональной литературы.