Текст Антон Запускалов | 13.05.2013

Ярослав Андреев – петербургский предприниматель, за чьими плечами десятки реализованных проектов, среди которых интернет-магазины, новостные порталы, сайты знакомств и даже ресторан в центре Москвы. Широкому зрителю Ярослав известен как «Эльф-торговец» — именно ему воздаётся «особая благодарность» в финале каждой серии ряда известных сериалов студии «Кураж-Бамбей». За что она, а также как управлять полутора десятками бизнесов сразу, узнал редактор Hungry Shark.

Как вы пришли в бизнес?

Всё началось с того, что я играл в компьютерные игрушки. Я никогда не работал на кого-то и не хотел, я такой «добрый бунтарь» и не люблю, когда мне говорят что нужно делать и не объясняют, почему. Всегда старался найти дополнительный заработок от того, что мне нравится.

Первые серьёзные деньги как раз таки заработал на онлайн-играх.

 Вас часто журналисты в публикациях называют «серийным предпринимателем». Как уследить сразу за всеми проектами? Некоторые и с одним-то трудности испытывают.

 У меня по-другому. У меня что-то получается, но я быстро теряю интерес, и приходится искать что-то новое. Но поскольку у меня есть ответственность и нежелание терять много денег, приходится выстраивать систему таким образом, чтобы старые проекты работали без меня. Хотя никому бы не советовал так делать – это очень тяжело и времени не хватает ни на что категорически.

 То есть старые проекты совсем пускаются на самотёк?

 Я стараюсь всё равно уделять им время, но полноценно следить за ними не получается.

 Были проекты неудачные? И как Вы после провала себя мотивировали?

 Было особенно сложно и больно, когда случились первый и второй провальные проекты. Потом я стал легче к этому относиться. Сейчас, когда проект не получается, я спокойно иду дальше.

 На сегодняшний день сколько Ваших проектов существует одновременно?

 Не могу точно сказать сколько, больше 15. Здесь ещё бывает сложно разделить, один это проект или несколько. Например, у нас есть два сайта знакомств, два новостных портала и три интернет-магазина, которые, в принципе, схожи по тематике, и над ними работает одна команда. Но проекты раздельные, и я не знаю, считать их одним бизнесом или разными.

 В сериалах «Кураж-Бамбея» в конце серий звучит фраза «Особая благодарность Эльфу-торговцу». В чём заключается Ваше с ним взаимодействие?

 Года три-четыре назад, когда сериалы ещё не были популярны, и «Кураж-Бамбей» ещё мало кому был известен, я совершенно внезапно наткнулся на перевёденную им серию «Теории большого взрыва». Посмотрел сезон, мне понравилось и захотелось продолжить смотреть на русском. А тогда ещё серии переведённые выходили не одновременно с Америкой, а с большой задержкой. Я связался со студией, которая озвучивала – тогда это был один человек, Денис Колесников – и сказал ему: «Привет, я такой-то, вот ты озвучиваешь сериалы, а почему так медленно?». Он пояснил, что собирает пожертвования со всех, кто желает смотреть, и когда набирается нужная сумма денег, он идёт арендует студию и делает озвучку.

 И так каждую серию?

 Да. На каждую серию деньги иногда собирались месяц, а то и больше. За это время сериал мог уйти далеко вперёд – на сезон или несколько. Я подумал, что материал хороший, а Денис – парень толковый, и предложил ему помощь – взял на себя финансирование двух сериалов — «Как я встретил вашу маму» и «Теории большого взрыва». Мы договорились, что «догоним» те сериалы, от которых отстали, и серии на русском будут появляться одновременно с оригинальными.

Когда Денис спросил «а зачем тебе это надо?», я ответил – «люблю сериалы смотреть». На переговорах мы долго думали о том, как благодарность за то, что я делаю подать не в форме жёсткой рекламы, так, чтобы это не отталкивало зрителя. В итоге решили сделать эту фразу в конце серии – тем, кто знает, будет приятно, тех, кто не знает, это не будет раздражать. Когда начинали, мы не думали о том, что проект станет мегапопулярным по всей России. Сейчас Денис работает напрямую с правообладателями – на Paramount выходит озвучка от «Кураж-Бамбей».

 Почему решили попробовать заниматься ещё и офлайновым бизнесом?

 Это весело. На самом деле, получилось довольно случайно. Сперва была танцевальная школа, свой провайдер, год назад открыли ресторан в Москве, который очень успешен («Бобры и утки» на Чистопрудном бульваре, — ред.).

 Есть мысли продолжать и развивать эти проекты?

 Думаю, что никто из бизнесменов не любит строить долгосрочные планы. Мы сейчас думаем над тем, чтобы открывать ещё один ресторан в Москве. От возникновения идеи «Бобров и уток» до открытия ресторана прошло пару месяцев. Поэтому я не строю долгосрочных планов, пойду я в этот бизнес или в другой.

ti4pnvscoki

 От чего можно совершенно точно предостеречь начинающих предпринимателей? В каких сферах уже совершенно всё поделено и делать нечего?

 Конкуренции нет нигде.

 Даже в ресторанном бизнесе в Москве?

 Безусловно. Есть лишь вопрос того, сколько денег ты готов вложить, и в компетенции денежного управления. Если ты хочешь ресторан, то тебе надо уметь управлять десятком или двумя миллионов рублей. Если маленький магазин – то ста тысячами рублей.

Не нужно переживать из-за неудач. Не все из нас сразу научились ходить или ездить на велосипеде.

Первый совет начинающим: не надо думать, что ты завтра же откроешь миллионный бизнес. Если у тебя ещё нет бизнеса, начни с маленького. Странно же, если бы ты только получил права и тут же сел за руль болида Формулы-1. Скорее всего, ты разбился бы на первом повороте. Что-то делать нужно постепенно и аккуратно.
Не нужно переживать из-за неудач. Не все из нас сразу научились ходить или ездить на велосипеде. Нет ничего плохого в том, что что-либо не сразу получается.

Не нужно слушать людей некомпетентных – родителей или друзей, у которых нет собственного бизнеса.

Не нужно слушать людей некомпетентных – родителей или друзей, у которых нет собственного бизнеса. Их категорически нужно вычёркивать из обсуждения бизнес-тем. В любом деле слушать надо тех, кто успешнее, чем ты.

 Были ли у Вас такие люди, которые консультировали?

 К сожалению, нет. Мне не повезло ни на менторов, ни на знакомых крупных бизнесменов. В последнее время такие знакомые появились, но особенно ничего не советуют. Зато у меня прекрасная команда. Во многих моих проектах команда – это люди, которые умнее меня, талантливее и работоспособнее.

 Какие проекты сейчас стоит, а какие не стоит делать в интернете?

 Точно не надо делать купонный сервис или социальную сеть. Купоны – это мыльный пузырь, а аудитория соцсетей уже давно поделена. Стоит делать какие-то узкоспециализированные новостные сайты, качественные интернет-магазины – потому что с этим большие проблемы пока что. Помню, что когда я пытался купить подарок своей знакомой в Москве, выяснилось, что один магазин не принимает карты, у другого доставка работает только по будням и они не могут привезти подарок в выходной день. Я понял, что проще купить билет на поезд и приехать с подарком самому. Вот он, показатель работы интернет-сервисов в России.
Примерно то же самое с интернет-магазинами цветов. Если взять первые 10 результатов выдачи «Яндекса» — то там нормальный сервис будет только один, остальные 9 – это кошмар.

 А образовательные проекты могут стать успешными?

 В России люди очень любят платить за бесполезное вузовское образование, но совершенно не любят платить за какие-то практические знания. Поэтому пока что на месте начинающих предпринимателей я бы не пытался туда лезть. Если есть опыт и деньги – то рисковать надо.

 Что-то изменилось в образе и действиях бизнесмена наших дней по сравнению с 90-ми годами или началом 00-х?

 Есть несколько вещей, которые, увы, пока не изменились. Многие продолжают работать только ради денег – им неважно, чем заниматься, лишь бы зарабатывать. Такие люди, которые не фанатики своего дела, никогда не сделают хороший сервис. К сожалению, люди до сих пор привыкли врать, обманывать и кидать своих партнёров – хотя, казалось бы, нынешнее поколение должно было уже уйти от этого. Однако, в целом уровень интеллектуального развития и образованности, конечно же, вырос. Плюс социальные сети сделали своё дело – мы стали более общительны. Появилась масса семинаров, тренингов и новых специалистов.

 Где в России сейчас по части развития молодежного предпринимательства есть какие-то позитивные сдвиги?

 Видимость движения есть везде: гранты, конкурсы, инкубаторы.

 А толку мало?

 Да. Процент предпринимателей в России безумно маленький. В среднем по Европе количество предпринимателей – 5% от числа жителей. Таким образом, давайте посчитаем: 5% от 5 млн. жителей Петербурга – это 250 тыс. бизнесменов. У нас ничего подобного нет и средний уровень числа занятых предпринимательством– 0,5% от числа жителей. У нас бизнес-инкубатор «Ингрия», имея в активе проектов 70-80, говорит о том, что это большая активность. Я один могу заменить четверть их активности? Ну это же глупость. Нужно это множить, чтобы в городе было 10 «Ингрий» и хотя бы тысяча проектов.
В ближайшие лет 10 всё только-только начнёт развиваться. Пока же для многих весь бизнес ограничивается тем, что «купил в одном месте подешевле, продал в другом подороже».

 Насколько эффективны попытки делать бизнес-инкубаторы на базе вузов?

 Я считаю, это правильная вещь, но только при том условии, что следить за этими инкубаторами будут предприниматели, а не так как сейчас – когда их курируют ректоры и профессора.

 Что нужно для роста малого бизнеса? Господдержка, налоговые послабления?

 Налоги никому не мешают. Они платятся с прибыли. Чтобы тебя начали парить налоги, прибыль должна быть очень большой – а некоторые просто начинают попусту по этому поводу волноваться. Государство должно пропагандировать малый бизнес, помогать ему, но ни в коем случае не деньгами. Я считаю, что дать бизнесу деньги – это уничтожить бизнес.

 А откуда брать начальный капитал, если кредиты сейчас даются под дикий процент?

«Мы боимся рисковать своими деньгами», — отвечают они. А чужими, значит, не боитесь.

 Начальный капитал как таковой не нужен. Я часто бываю на разных семинарах и спрашиваю там у людей, кому из них нужен стартовый капитал. Практически все поднимают руки. Потом я прошу оставить руки тех, у кого он меньше 100 тысяч рублей. Практически у всех. И мне смешно: человек, который хочет идти в бизнес, не знает, где ему взять 100 тысяч рублей? Прошу прощения, но такой человек ничего не достигнет в жизни. Потому что 100 тысяч можно одолжить у родителей или друзей, или пойти поработать полгода и заработать. Особенно когда у людей есть квартиры и машины, я вообще не понимаю, почему для них проблема найти начальный капитал. Продайте всё это. «Мы боимся рисковать своими деньгами», — отвечают они. А чужими, значит, не боитесь. Начните с малого: не нужно сразу строить корпорацию. Если вы хотите открыть гипермаркет, сперва откройте ларёк.