inner_regular_thumb_Qy8zqn8w-Mk

Текст Антон Запускалов | 17.05.2013

Молодой петербургский бизнесмен Михаил Талалай начал свой бизнес 4 года назад – он был первым, кто начал продавать в северной столице кислородные коктейли с помощью вендинговых автоматов. С тех пор Михаил успел не только стать одним из главных специалистов по вендингу в России, но и реализовать второй проект, как сам говорит, «бизнес для души». Таким бизнесом стало производство бескаркасной мебели. Hungry Shark поговорил с Михаилом о том, что нужно помнить начинающим бизнесменам.

Как сложилась идея того, что Вы хотите заниматься бизнесом?

Это произошло году в 2003, тогда я учился в ЛЭТИ на специалиста по пиару. В первого курса я работал по специальности в разных, в основном небольших, организациях. Когда я увидел, как всё в разных фирмах происходит через одно и то же место, захотел делать что-то своё и по-другому.
В институте у меня было много разных бизнес-идей, но ни одна из них в итоге так и не реализовалась. Я ходил на различные тренинги и семинары по маркетингу, продолжал думать, что бы сделать, и так продолжалось до 2009 года.

Грянул кризис. Я тогда работал директором по маркетингу в одной IT-компании, мы продавали достаточно недешёвые CRM, и после кризиса у нас их покупать перестали. В ту же пору я прошёл свой первый тренинг по лидерству и понял – вот он шанс, ведь зарплаты всё равно нет,  отличная возможность начать своё дело и предложить рынку антикризисное решение. Сопоставил свои интересы, навыки и компетенции и вышел на вендинг. С одной стороны, этот бизнес не требует активных продаж, с другой – связан с современными технологиями.

Дальше всё было просто – я проанализировал рынок, понял, чего на тот момент не хватало, и запустил сеть вендинговых копиров.

Что-то изменилось на рынке с того момента, как Вы на него пришли? На взгляд стороннего наблюдателя, вендинг набирает обороты – вот даже РЖД хочет убрать с вокзалов все эти монструозные киоски и поставить взамен автоматы.

Да, этот сегмент развивается и делает это довольно интересно. Если брать тот же сегмент копиров, мы с ними немного не угадали. На тот момент у меня было мало опыта взаимодействия с госучреждениями. Оказалось, что это довольно сложно. Не всегда автоматы устанавливались легально, потому что по закону надо проводить тендеры, а никому в госучреждениях заниматься этим не хочется. Поэтому автоматы не всегда ставились на виду. С негосударственными организациями, например, частными вузами, всё гораздо проще, но там народу мало.

Зато удачной была идея с автоматами по продаже кислородных коктейлей. Я был первым, кто привёз такие автоматы в Питер, и первые успешные продажи показали, что нужно продолжать. У этого продукта хорошая рентабельность, при этом, рынок достаточно узкий. Мы успели занять свою нишу, а те люди, которые сейчас хотят этим заниматься, уже испытывают трудности с тем, чтобы найти место для установки своих аппаратов. Это же очень нишевый продукт – в основном, для детей и молодых мам, поэтому автоматы ставятся в бассейнах, семейных фитнес-центрах, оздоровительных учреждениях, которых не так много в городе.

jzqgt61ma-u

Вендинговый рынок действительно активно растёт, и мы участвуем в этом процессе – в частности, сейчас вышли на производство автоматов под торговой маркой «Талвенд», например, для продажи фасованных орехов, средств для ухода за полостью рта. Я постоянно ищу интересные направления, которые мы могли бы развивать. Наша главная задача – найти тот новый товар, который будет пользоваться большим спросом в коммерческих организациях. Он должен быть компактный и с хорошей рентабельностью, потому что уже неинтересно продавать сникерсы, получая с каждой продажи по 10 рублей.

Клиенты Вас сами находят?

Активными продажами автоматов мы сейчас не занимаемся. Меня в основном находят сами – через группу по вендингу «ВКонтакте» — она самая крупная в России по этой теме.  Есть уже некоторая репутация, поэтому люди иногда приходят по рекомендации. У кого-то есть идея, и он приходит с ней ко мне, для того, чтобы воплотить её в жизнь. Пара таких проектов сейчас как раз в производстве.

Какой был стартовый бюджет и сколько человек в штате в самом начале? И как число сотрудников изменилось сейчас?

Структура компании почти не менялась. Когда мы начинали, нас было двое – я и бухгалтер. Вложено в это всё было около миллиона, притом часть мы получили от государства в виде гранта. Сейчас нас три человека – ещё оператор, который обслуживает автоматы. Плюс производство, но там тоже штат небольшой, с нами работает партнёрская компания. Мне очень близка стратегия Nike: заниматься только маркетингом и разработкой идей, а всё остальное отдавать на аутсорсинг.

Любой бизнес сталкивается рано или поздно с трудностями. Вот за эти 4 года не было такого, что хотелось всё бросить?

У меня бывают такие моменты, когда та или иная тема вообще не идёт. Тогда она перестаёт быть интересной. Вот с копирами была именно такая история.

С кофейными автоматами было нечто похожее. Рынок кофейных автоматов – очень высококонкурентный, и там крупные игроки сейчас начинают поглощать мелких, потому что новых мест для установки машин мало, а аппетиты больших компаний растут.

Другой ваш проект – «Весёлая мебель» — бескаркасные кресла. Как мне кажется, мебельный рынок сейчас перенасыщен и спрос сполна удовлетворяется как в сегменте дешёвой продукции, так и дорогой. Что принципиально нового вы можете предложить клиентам?

Это бизнес для души. Мне самому очень нравятся эти мешки. Они комфортные, яркие и весёлые. Идея появилась в прошлом году на Селигере, когда я сам в таких штуках посидел и понял, что ни одна классическая мебель по комфортности и по цене с ними сравниться не может.

Мы посмотрели, что есть на рынке и делаем товары более высокого уровня комфорта.

А что там внутри?

Шарики полистерола. Наша фишка именно в высоком качестве. Например, у нас крепкий двойной шов на изделиях. Мы сами придумываем модели, например, сделали большой пуф в виде сердца. Сейчас мы начинаем работать с дизайнерами интерьеров, поскольку у нас очень много разных тканей, и мы можем подобрать чехол так, чтобы кресло вписалось в любой интерьер.

qy8zqn8w-mk

Каких клиентов больше – индивидуальных или корпоративных?

Если смотреть по количеству изделий, то частники покупают больше. Если смотреть по деньгам, то с корпоративных заказов мы получаем чуть больше. Для них мы готовы делать специальные кресла с логотипами.

Это прибыльная история?

Мы занимаемся этим серьёзно с октября 2012 года и вот в апреле нынешнего первый раз получили небольшую операционную прибыль. По большому счёту, пока мы на этом не зарабатываем, но я вижу огромные перспективы.

Что можете посоветовать начинающим бизнес?

Любой бизнес, особенно поначалу, это очень сложно. Если по 20 часов в сутки посвящать нелюбимому делу, проще застрелиться. Поэтому придумайте, как вы можете монетизировать своё хобби.

Вам будет проще строить продажи – когда вы общаетесь с людьми и они видят, как вас прёт от того, что вы делаете, эта история им передаётся.

Важно смотреть, кто ваши клиенты, где они находятся и через какие каналы до них можно достучаться.
И, конечно, нужно делать качественные вещи и качественный сервис. С сервисом до сих пор беда во многих сферах и за счёт этого можно раскрутиться достаточно быстро.