1962381

Текст Семен Извеков | 29.05.2013

Римляне говорили — “истина в вине”, понятное дело, у них жарко,  виноград растет. А у нас холодно и поэтому в нашей стране истина может быть только в “хлебном вине”, то есть водке. Водка — это самый известный русский алкогольный бренд за рубежом, да и в нашей жизни здесь она значит немало.  Кто-то хвалит ее за то, что она греет зимой, раскрывает душу человека и призывает к веселой разудалой песне. Кто-то винит её во всех смертных грехах, считая именно водочку виновницей всех бед нашей страны (мол, Россия спивается), приводятся шокирующие цифры людей отравившихся суррогатом, родившихся от пьяниц детей-инвалидов. Вот и получается, что водку мы и любим, и презираем, но пить продолжаем. Но пить можно действительно хороший продукт, а можно пойло, от которого потом голова будет раскалываться на части. Все зависит от производителя, его отношения к делу.  В этой связи очень показательна история без всяких преувеличений “водочного короля” России Петра Смирнова. Фамилия эта вам наверно знакома по водке“Smirnoff”.

pic05

Родился мальчик Петя в 1831 году в деревне Каюрово. Рос он в большой семье крепостных крестьян. Дедушка Алексей и отец мальчика, Арсений, славились на селе как хорошие работники, по праздником варили на всех пиво. Барин их был человеком просвещенным, давно перевел крестьян на оброк и дозволял им заниматься своим бизнесом. Смирновы приторговывали  вином, водкой, разными настойками.  В 1857 году господин дает всей семье “вольную”. Теперь уже отец мог заниматься торговлей как полноценный предприниматель, без всяких ограничений. Выбрав именно эту сферу, он не прогадал. В это время царь-освободитель Александр IIотменяет “винные откупа”. Это означало, что ликвидировалась монополия на производство алкоголя, государство провозглашало свободу винокурения. Либерализация правил игры в этой сфере дало возможность мелким лавочникам развиваться, не боясь откупщиков и чиновников.

Уже в который раз в наших статьях мы видим, какое большое значение для истории нашей страны сыграло правление императора Александра. И дело здесь не только в отмене крепостного права, но в целом ряде реформ 1860-х годов, радикально изменивших все сферы жизни страны: экономику, суды, политическую систему, армию. Вполне правомерно говорить что 1860-е годы были эпохой расцвета бизнеса, временем, когда все могли реализовывать свои идеи без особых помех со стороны государства. Вдохновленный первыми успехами, Арсений открывает свой  «Ренсковый погреб» (от слова рейнский). Многочисленные дядья юного Петра Смирнова помогают в нелегком деле торговли.

pic06

Сам Петр не прожигает денежки отца, а работает у него приказчиком. Опыт общения с людьми, переговоров о продаже сырья и реализации товара был неоценимым капиталом для него. Ведь лучший начальник это тот, кто прошел службу с низших должностей и узнал как работают все шестеренки большого бизнес-механизма. Через несколько лет юноша понял, что ему хочется открыть свое дело,  а сделать карьеру у отца было трудно — дядюшки не допустили бы, чтобы ими командовал племянник. Поэтому вскоре Смирнов открывает свой “ренсковый погреб”. Но торговля не была главным делом для начинающего бизнесмена, перепродавать чужое ему не казалось интересным. Куда уж лучше производить свое!  Смирнов мечтал производить собственную водку, качественную.

Молодой хозяин был неутомим, приходил раньше работников и уходил позже их. Так что его труды принесли свои плоды. Через три года успешной торговли Петр Арсеньевич открывает собственный завод по производству водок, наливок и т.п. Важно что хозяин был внимателен к посетителям, их жалобам и предложениям. У него было всего 9 работников и пара бочек, где делались напитки. Но эта немногочисленная продукция была высокого качества. Постепенно в округе он создает еще несколько заводов, слава о его продукции доходит до солидных господ из Москвы.

piatn2

Все бы да ничего, но высоко ли можно подняться в регионе на торговле и производстве спиртного в маленьких деревнях? Да уж, конечно, невысоко, и юноша переезжает в Москву. Купеческая Москва не верила слезам, да и не верит теперь — нужно было начинать все с нуля, зарабатывать себе имя, репутацию. На заработанные деньги он покупает себе дом, о котором давно мечтал: у Чугунного моста, что углом выходит с Пятницкой улицы на Овчинниковскую набережную. На фасаде этого каменного четырехэтажного дома красовалась крупная надпись «Смирнов Петр Арсеньевич и сыновья». На первом этаже находились винный магазин, контора и столовая. На втором и третьем располагались жилые комнаты хозяев. В пристройках размещались комнаты для служащих и склад. Потом изображение завода будет красоваться на всех этикетках его водки, так что любой мужик всегда отличит свою любимую “смирновку” на прилавке.

Простой парень из деревни быстро делает карьеру: четыре года понадобилось Петру Смирнову, чтобы стать купцом третьей гильдии, еще полтора — второй гильдии. И вот в 1871 он получает высшее звание — купец первой гильдии. Теперь он вхож в солидные дома Москвы и Петербурга, с ним охотно работают заграничные партнеры. Количество рабочих все растет и растет, его водка популярна по всей стране. Но стоит ли останавливаться на достигнутом — пусть весь мир теперь узнает качество водки Смирнова — и в 1873 году Петр едет в Вену. Там проходила Промышленная выставка, одно из самых важных событий в мире бизнеса XIX века. Зарекомендовать себя перед инвесторами, познакомить иностранцев с замечательным русским продуктом уж точно не помешало бы для дела Смирнова. Но ему удалось не только “себя показать”, но и получить за свою работу высшую награду выставки. Неплохой старт, не так ли?

После этого все изменилось — теперь Смирнова знали бизнесмены всего мира, он получает медали разных выставок, царь разрешает ему ставить на этикетках герб России. Предприятие растет, и сам царь помогает ему:Александр III делает Петра своим официальным поставщиком, что сделало водку Смирнова первой в стране. Через некоторое время и король Швеции и Норвегии Оскар II, пораженный качеством напитка, делает Смирнова своим поставщиком. Вот уж поистине международное признание.

История успеха удивляет — как деревенский парень, не учившийся ни в университете, не имевший денег на пиар и раскрутку товара смог за двадцать лет стать лучшим производителем алкоголя в России? Наверняка Смирнов много занимался самообразованием, учился у западных мастеров, но главное, наверно, — это качество. В отчетах санитарной комиссии говорится об идеальном состоянии погребов, качестве воды и контроле на производстве. Что за люди обеспечивали такое безупречное функционирование механизма, вернее, где он набрал таких хороших работников? Далеко за ними он не ходил — это были его многочисленные родственники. Клан Смирновых дорожил своим делом, и семейственность сыграла положительную роль в этом деле, ну дядю обмануть то нехорошо, а уж дедушку  — тем более.

Но “золотой век” Смирнова быстро закончился. Министр Витте ввел винную монополию. Государство взяло в свои руки производство и торговлю алкоголем, бюджет наполнился “пьяными” деньгами. Для бизнеса Смирнова это был тяжелый удар, который отправил его в нокаут. Доходы упали, все пошло наперекосяк. От горя Петр Арсеньевич тяжело захворал и умер. Но дело его не было забыто. Уехавший в Америку сын стал выпускать водку “Smirnoff”, которая покорила рынок за океаном. В 90-е марка вернулась домой.

Не ругайте водку. Не из-за нее спивается страна, не из-за нее рождаются инвалиды, распадаются семьи. Виной тому мы, наше отношение к себе, к людям. Водка лишь следствие, а не причина. Хорошая водка согреет зимой, поднимет настроение — если пить ее с умом. Особенно если пить качественную водку, такую как “Смирнов”. Пожалуй, что трудно быть производителем алкоголя — слишком велика ноша. Человек сразу приобретает налет аморальности, почти как наркоторговец, за любую ошибку на производстве в нашей стране производитель спиртного расплачивается жизнями людей, их здоровьем, ну и уголовной ответственностью. Поэтому надо с пониманием относиться к этим людям, жизнь у них не простая. Да, политика государства сломала бизнес Смирнова, но дело его не умерло — эта марка выжила. а все потому что Смирнов ощущал ответственность за свое дело перед покупателями и не смел продавать им отраву.