nikita_yarutskiy

Текст Маргарита Остроменская | 02.02.2012

Петербуржец Никита Яруцкий, создатель марки уличной одежды Anteater, рассказал о том, как живется молодому бренду в России и что умеют шить на наших фабриках.

Для начала расскажи, пожалуйста, где ты учился. Получал ли какое-то высшее образование, связанное с дизайном?

Я учился в школе с экономическим уклоном, закончил ее со средним баллом 4,5. Но при этом всегда был раздолбаем, катался на роликах и скейте, рисовал граффити и постоянно нарушал дресс-код. Затем я поступил в Политехнический университет на самый технический факультет ФТК (Факультет Технической Кибернетики). Туда я попал, так как в школе был одним из лучших программистов на basic и pascal. Когда я столкнулся с настоящим программированием – понял, что это совершенно не мое. В итоге перевелся с третьего курса на другой факультет, который был полностью посвящен дизайну, в итоге его и закончил. Но, опять же, я все время занимался дизайном сам, выпускал pdf-журнал Rude, делал дизайны для компании Infon, верстал полосы в журналы и в институте лишь оттачивал то, чему научился дома.

Идея создать свою марку одежды пришла во время обучения? Что вообще повлияло на твое решение заняться именно этим делом?

Да, марка появилась примерно на четвертом курсе университета. Она родилась из увлечения собственным блогом – creammag.ru, для которого мы делали футболки, и они хорошо продавались.

А потом вы решили заняться более, скажем так, масштабным производством?

Ну да, скорее более независимым. Чтобы бренд не ассоциировался с рекламными вещами блога.

Вам пришлось искать инвесторов для этого проекта, или всё делалось полностью на собственные средства?

Пока все делается на свои средства, поэтому нет сезонных коллекций. Мы работаем с короткими деньгами.

Как планируете развивать марку? В чём достоинства и недостатки коротких денег?

Мы заинтересованы в развитии марки и будем максимально стараться двигать ее вперед. Нас не устраивает нынешнее положение дел, всегда хочется чего-то нового, еще и еще. С короткими деньгами приходится работать из-за отсутствия достаточных средств для заказа большой коллекции, когда требуется вложить большую сумму и ждать товара через 6-9 месяцев. Мы пока, имея собственную розницу (магазин creamshop.ru онлайн и филиал в Петербурге), работаем таким образом: отшили – продали, отшили – продали и т.д. У нас есть небольшая сеть оптовиков, но опять же, для ее развития необходим большой склад, а у нас товар обычно не залеживается.

Когда примерно наступил момент, когда дело начало приносить не только моральное удовлетворение, но и хотя бы какую-то прибыль?

Мы работаем уже почти пять лет, по нашим примерным прикидкам, с третьего года мы вышли в плюс.

Расскажи, с какими трудностями вы столкнулись, когда начинали. Были ли какие-то непредвиденные проблемы?

Самая главная проблема – это работа с нашими отечественными производствами и русской таможней.

Самая главная проблема – это работа с нашими отечественными производствами и русской таможней. Хорошее производство сложно найти, сложно объяснить им, как и что надо шить. Часто фабрики наточены для пошива трусов и маек для магазинов вроде «Ашана», и футболки шить учиться не хотят, ну в таком стиле все. А с таможней – тут один вариант: либо есть подвязки, либо пожалуй, иначе никак. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Но могу сказать, что мне приходилось несколько раз оформлять официально грузы, арестованные на границе. Стоимость стартовала от 70% до 100% стоимости груза с доставкой.

Ничего себе! Но все-таки, где, по-твоему, предпочтительнее размещать производство: здесь или за границей?

Мне кажется, в будущем нам придется отшивать коллекции за границей, предположительно в Азии (Китай, Бангладеш, Тайвань). Там тоже очень сложно найти достойное производство, но возможности, конечно, безграничные. Там можно воплотить, пожалуй, все, что придет в голову. В России же – есть идеи, но отталкиваешься всегда от производств.

Неужели у нас нет каких-то ребят, которые могут организовать более-менее качественное производство, а не трусы-майки?

Ну, я надеюсь, что такие производства будут зарождаться, все-таки бренды плодятся, и это явный тренд. Сейчас многие пытаются что-то шить и выпускать самостоятельно. Наверное, появятся и специализированные производства, например, пошив адекватных джинс или курток. Но пока, в основном, все шьют огромные заказы, например 10 тысяч семейных трусов с паттерном из долларов, хаха. Когда заказы местных марок будут сопоставимыми — тогда и будет на это производство, мне так кажется.

Как ты считаешь, у каких-то наших марок есть шанс вырасти из небольшого производства классных вещей для узкого круга людей во всемирно известные бренды? И чего им не хватает, кроме нормальных условий производства, чтобы этого достичь?

Иностранцы очень мало знают о России, о наших марках, об искусстве и всей активности. Мы столкнулись с этим, когда сделали коллаборацию с Saucony. Этот проект нашумел не только в русских блогах, о нем написали такие журналы как Complex, SneakerFreaker, RadCollector и др. Ребята говорили, что ничего не знают о России, что у нас происходит и чем мы живем, а тут вдруг такой проект – мирового уровня. В Европе буквально несколько компаний делали аналогичные проекты, и все они были известными магазинами. У нас в стране начинают появляться сильные художники, вроде Димы Aske, которые делают проекты мирового уровня (коллаборация со Stussy, Playstation, Nike, Nokia), а также магазины и бренды, которые становятся сильными и интересными для иностранцев. Мы отправляли неоднократно вещи за границу, но все равно пока это стоит дорого, идет долго… Когда это все наладится, появится paypal – все пойдет с новой силой.

Давай вернемся к Anteater. Сейчас, когда марке уже почти пять лет, когда она приобретает всё большую известность, стало ли легче вести дела?

Сложно, конечно, особенно в начале пути. Сейчас стали многие вещи осуществляться как по накатанной. Чтобы наладить производство, пришлось изрядно попотеть. Хотя поиск новых мест ведется постоянно, у меня всегда есть силы и желание заниматься делом, потому что, когда работаешь на себя, понимаешь, что все зависит только от собственных стараний – я выкладываюсь по полной.

У немалой части молодежи давно сложилось мнение, что открыть и держать на плаву бизнес в России практически не реально. Как ты думаешь, это действительно так, или есть какая-то положительная динамика?

Наверное, есть, по крайней мере, в среде, где я работаю, — это стрит и уличный спорт, я вижу положительную динамику. Когда мы начинали сайт и марку, в Питере аналогов не было, и все вышло как цепь связанных событий. Сейчас же я вижу, что появилось несколько марок, выпускающих сноуборды, скейты, отшивающих одежду, выпускающих сумки и многое другое. Конечно, не все компании выживают, но, по крайней мере, стало больше людей, которые пытаются делать что-то самостоятельно.

Какие у тебя планы на 2012 год?

Большие, нам в этом году пять лет. Мы должны переплюнуть свой прошлый год, который выдался очень продуктивным, надо сделать еще больше. Работа уже идет полным ходом!

Напоследок, что бы ты посоветовал мальчикам и девочкам, которые тоже хотят выпускать собственную одежду?

Нужно быть готовым к большим сложностям, нервотрепкам, постоянной занятости, работа-работа-работа, и еще к мимолетным моментам счастья от достижения цели. А дальше опять –  новые идеи, все по новой. Лично я считаю, что стоит оставаться в нашей стране и стараться здесь сделать что-то стоящее, чем рвать когти и сидеть в офисе.