Stock-exchange

Текст Антон Запускалов | 07.11.2013

В настоящее время любой паблик численностью свыше 100 тысяч участников может подать заявку и на собственной шкуре узнать, как работает биржа.

Биржа — попытка централизации рынка платных постов, существующих внутри социальной сети. Если прежде рекламодателю, желающему разместить платный пост в том или ином сообществе, приходилось договариваться с администраторами страниц лично, теперь этот процесс автоматизируется.

«ВКонтакте» за свои услуги взимает комиссию — 45% (плюс НДС). В перспективе, обещает Дуров, планка будет снижена до 20% — но только для тех сообществ, у кого численность — около 10 тысяч.

Эксперты противоречиво оценивают перспективы биржи «ВКонтакте». Так, по мнению главреда Roem.ru Юрия Синодова,

««ВКонтакте» оперирует куда более существенными деньгами, чем можно прогнать через существующий интерфейс, где надо бегать по сообществам и просить о размещении. Остальные соцсети делают проще и доходнее: они берут деньги с рекламодателя и суют предложенные ими посты во френдленту пользователей, не делясь при этом ни с какими сообществами… То, что «ВКонтакте» сделал инструмент, который не нравится крупным рекламодателям, который из-за комиссий не нравится крупным сообществам, выглядит очень странно».

Представители существующих сетевых бирж тоже встретили новость по-разному. Так, Ксения Василькова, pr-менеджер биржи Sociate в интервью TJournal отметила, что их биржа обладает существенно более широким функционалом, чем у «ВКонтакте», поэтому прямым конкурентом считаться не может.

Павел Шапранов, основатель биржи Trendio, менее оптимистичен — по его мнению, «упадок сторонних бирж — дело времени».

Hungry Shark также обратился к экспертам с вопросом, насколько жизнеспособен будет новый сервис «ВКонтакте».

Игорь Денисов, social media director агентства Actis Wunderman: «Высокая комиссия на старте биржи, когда сервис выглядит ещё сыровато и неприспособленно для больших кампаний, вряд ли удачное решение. Сейчас по многим параметрам официальная биржа неконкурентоспособна. Но если цели рекламодателя будут достигаться даже с учётом комиссии, почему бы и нет? Поживём — увидим. Для полноценных рекламных агентств централизованная площадка для размещения рекламы — безусловно, огромное преимущество. Тут и экономия времени на подготовку и проведение кампании, и отчётность, и нормальное с точки зрения российского законодательства оформление отношений с площадкой. Но, конечно, если вы заприметили какой-нибудь огромный паблик, проще договориться с его владельцами напрямую. И если вы собрались с парой друзей и назвали себя агентством, то для небольших кампаний вам также будет проще договариваться без посредников. Если «ВКонтакте» будет вести себя как нормальный игрок, а не как монополист (во что сложно поверить, памятуя об имидже компании), то Sociate и прочие должны выжить. Альтернативные проекты сейчас намного обогнали официальную биржу по удобству работы, ценам и пр. Будем надеяться на лучшее: всё же лучше улучшать свой сервис в конкурентной среде, чем убивать тех, у кого можно подсматривать удачные решения».

Юрий Марин, sr. digital producer агентства BBDO: «Если смотреть на перспективу, то биржа «ВКонтакте» — это огромный прорыв на рынке рекламы в социальных сетях. Моя главная надежда — это борьба с мошенническими (с фейковой аудиторией) и малоэффективными пабликами и сообществами. Мне нравится, что «ВКонтакте» пришла именно к такому формату — не принудительному размещению рекламных блоков в ленте (как, например в FB или Twitter), а партнерству с собственными внутренними площадками. Чтобы говорить о конкретных плюсах для рекламодателей, нужно делить их на мелких и больших. Для мелких достаточно уже текущего функционала: они занимаются точечным размещениями, настроены на пользовательские действия и реакции. А вот если во «ВКонтакте» хотят завоевать крупных рекламодателей, то придется еще потрудиться: во-первых, они будут настроены только на крупные паблики и сообщества с миллионной аудиторией; во-вторых, это неизбежная работа с агентствами (нужно понимать, что реклама в социальных сетях — это только часть крупных рекламных кампаний, которыми управляют именно агентства), в-третьих, им нужно групповое размещение и, что очень важно, возможность увидеть пересечение аудиторий между пабликами. 45% комиссии для таких случаев — это, конечно, слишком много. Сейчас это во всех смыслах Beta, функционально она мало отличается от Sociate и прочих. Но я уверен, что будет хорошо».

Михаил Казаков, smm director агентства Pichesky: «Биржа рекламы в ВК это абсолютно правильное решение сети упорядочить поток «серой» рекламы. Она решит несколько глобальных проблем: 1) Позволит рекламодателям проводить кампании по белому через рекламный кабинет и получать статистику по кампаниям в сообществах. Ранее, размещаясь в пабликах напрямую было невозможно полностью проанализировать трафик. 2) Позволит пабликам монетизироваться. Хотя они могли это делать и раньше, но теперь, те кто себя переоценивали недополучат денег, а кто недооценивали свой потенциал, станут зарабатывать больше. Биржа станет своего рода рыночным регулятором. Ну а возможность официально проводить рекламу привлечет большее количество рекламодателей, для которых важно получать акты и выделять НДС».

 Изображение обложки — оригинал