Person in Room with 500 Monitors

Текст Сергей Лунёв | 09.10.2013

NESTA — Национальный фонд по поддержке науки, технологий и искусства в Великобритании. Это независимый фонд, созданный для повышения инновационного потенциала Великобритании.

Британский Совет в Москве проводит в этом году серию семинаров по методике, разработанной NESTA специально для творческих предпринимателей. Ближайшие семинары состоятся с 17 по 20 октября в центре Di Telegraph. А записаться на них можно будет до 10 октября.

В этот раз гостем будет Элисон Грейд, бизнес-тренер особой сферы предпринимательства — медиа. Элисон совсем не книжный червь, добившейся трибуны через кабинетные изыскания. Она практик. При ее участии было снято 7000 минут документального кино, а бюджеты составляли 16 миллионов фунтов стерлинга. Таким образом, ей есть чем поделиться со слушателями. Также Элисон — действующий предприниматель, создатель собственного консультационного бюро.

Hungry Shark удалось переговорить с Элисон об изменении на британском телевидении, интеллектуальной собственности, способах монетизации контента и ошибках молодых творческих предпринимателей.

Опишите свою журналистскую карьеру: на каких телеканалах вы работали и в каких странах?

В ходе моей телевизионной карьеры я работала в основном в Великобритании, в сфере независимого телепроизводства. Я была продакшн-менеджером и линейным продюсером, а затем занималась бизнес-развитием и вопросами, связанными с коммерческим использованием брендов. Как линейный продюсер я отвечала за бюджет, ежедневное производство, набор персонала, логистику и доставку всех материалов, произведенных компанией. В сфере бизнес-развития я занималась правами интеллектуальной собственности на телевизионные бренды компании, а также их коммерческим использованием.

За последние 15 лет телевидение значительно изменилось. Каковы, на ваш взгляд, основные признаки этих изменений?

Основной вехой для британских кинокомпаний стал Communications Act 2004 (акт парламента Великобритании, регулирующий отношения в сфере телекоммуникаций), в соответствии с которым программы, произведенные независимыми кинокомпаниями, отныне являются собственностью телекомпаний, а не вещательных корпораций. Это означает, что отныне продакшн-компании сами управляют собственными телевизионными брендами и осуществляют их коммерческое использование по всему миру посредством различных медиа-платформ.

Другими словами, они сами монетизируют контент. Учитывая бум в сфере социальных медиа,  у тех продакшн-компаний, которые умеют думать и планировать на несколько шагов вперед, появились огромные возможности для развития.

Расскажите о документальных фильмах, в съемках которых вы участвовали. Каковы особенности производства документальных фильмов?

Первая моя работа, приближенная к формату документального фильма, называлась “Blues and Twos” (телевизионная программа) и рассказывала о работе служб спасения. Тогда это было нечто совершенно новое, качественно отличающееся от традиционных документальных программ, так как в ходе производства использовалась на данный момент уже привычная многокамерная съемка, а также мини-камеры: мы устанавливали камеры на полицейские машины, на крыши зданий, даже на носилки!

Специфика нашей работы состояла в том, что отсняв весь материал, нужно было получить разрешение героев и членов их семей включить в фильм кадры с их участием. Они не всегда соглашались. Для каждой 30-минутной серии нам нужно было отснять 100 часов материала. Поэтому монтаж – в котором, при всем при том, еще не использовалась нелинейная технология – был, мягко говоря, делом не из легких. Тем не менее, мне нравится подобный стиль производства, потому что даже самый продуманный план может получить неожиданный поворот во время непосредственной съемки. Приходится постоянно импровизировать.

Затем, на стадии монтажа, нужно позаботиться о том, чтобы история была рассказана от лица самих участников, а не голосом за кадром.

media studies

Какие методы традиционной журналистики применимы для современных социальных медиа?

 Хорошая история остается хорошей историей вне зависимости от медиа-платформы. Новые технологии не отменяют потребность в качественных сюжетах.

В чем, на ваш профессиональный взгляд, принципиальная разница между работой фрилансера и ведением собственного бизнеса?

Когда работаешь фрилансером, ты занимаешься микробизнесом: выполняешь свою работу и получаешь оплату за свои услуги. Ведение бизнеса предполагает, что на тебя работают другие люди. Отсюда вытекает ответственность за их зарплату тоже, а также за другие возникающие расходы. В этой связи нужно заниматься  сложным менеджментом, финансами, юридическую составляющей и так далее. Важно, набрать к себе в команду подходящих людей. Именно они будут оспаривать твои идеи и дополнять там, где ты сам даешь слабину.

Когда и почему вы начали преподавать?

Честно говоря, преподавать я начала по воле случая. Все началось после рождения моего старшего сына, когда меня уволили из телевизионной компании, на которую я работала. У меня появилась возможность какое-то время преподавать в школе медиа университета Бирменгема (одна из лучший медиа-школ в Великобритании) и мне очень понравилось. Мне нравится работать с молодыми людьми и наблюдать за тем, как их идеи воплощаются в жизнь. У меня накопился приличный багаж знаний в области медиа и предпринимательства и мне приятно делиться моим опытом, подталкивать людей к созданию их собственного креативного бизнеса.

Что изменилось в британском образовании с тех пор как вы закончили университет?

 Учеба в Бирмингемском университете значительно отличается от той модели, к которой привыкла я. Это университет, направленный на практику. Студентам необходимо не только понимать, что такое хорошее кино, но и уметь его делать. Из них готовят всесторонних специалистов медиа-сферы, которые не бояться в любой момент взять руки камеру или сделать монтаж.

Я училась в Кембридже, программа которого, напротив, очень традиционная, теоретическая. Я не встречала там курсов о медиа (не уверена , что они и сейчас там есть!). Мне кажется, оба варианта имеют свои преимущества. Исходя из собственных планов, каждый решает, что ему подходит больше.

Почему вы выбрали INSEAD в качестве места для получения MBA?

Меня подкупила ее репутация ведущей бизнес-школы. К тому же, в INSEAD я нашла как раз ту программу, которую искала, а именно годовой интенсив, к тому же, со значительным международным уклоном. Я познакомилась с огромным количеством людей, это был ценнейший опыт. Я была нетипичным абитуриентом, так как пришла из достаточно специфической сферы. Тем не менее, со мной было интересно общаться, так как я смотрела на мир несколько по-другому.

Есть ли у вас специальный рецепт по монетизации контента? Это центральная проблема для любых медиа. Кто должен платить за контент – читатели или же рекламодатели?

На моей последней работе в телекомпании я отвечала за использование бренда телепрограмм компании. Я разрабатывала стратегии по использованию бренда телепрограмм и заключала сделки с партнерами. Этот опыт научил меня рассматривать каждый бренд с его достоинствами и недостатками в отдельности (как и продукт любой другой креативной индустрии). Далее необходимо понять, кто бы мог быть вашим клиентом, и каким образом вы можете продавать ему свой продукт. Как мне кажется, здесь не может быть простых решений.

micropayments

 По вашему мнению, что такое интеллектуальная собственность? Возможно ли защитить свою интеллектуальную собственность работая в Интернете?

С точки зрения телевизионного продюсера, права интеллектуальной собственности – это все права, принадлежащие бренду телевизионной программы. Права в телевизионной программе могут включать: формат программы, продажу готовых фильмов вещательным компаниям, продажа товаров с символикой шоу (кружки, футболки, игры, книги и так далее), права на загрузку контента, права на интернет-трансляцию и другое. Все эти и другие права собственности существуют, вопрос в том, какие из них применимы к вашему телевизионному бренду. Что именно защищается законом, зависит от правовых рамок. В разных странах они разные.

Исследования в медиа-сфере – одно из перспективных направлений социальной науки. Каковы, на ваш взгляд, причины популярности медиа как науки?

Социальные науки в течение многих лет являются популярным образовательным направлением. Поэтому, на мой взгляд, любая новая дисциплина, использующая методологию социальных наук и при этом изучающая медиа, обречена на популярность.

Название вашей компании «Mission Accomplished» («Миссия выполнена») напоминает название известного британского документального фильма. Какие услуги предоставляет ваша компания?

В первую очередь, моя компания предоставляет услуги по обучению и консалтингу в сфере креативных индустрий. Я веду тренинги и выступаю в качестве ментора для стартапов, для представителей  малого и среднего бизнеса в творческой сфере. Также я являюсь внештатным сотрудником  в школе медиа и работаю с ними над разнообразными стратегическими проектами. В частности, недавно я консультировала их по поводу того, как совместить учебные и коммерческие функции в пространстве их нового медиа-центра, бюджет которого составляет 65 миллионов фунтов стерлингов.

 Вы помогаете молодым предпринимателям адаптировать их проекты к нуждам рынка. Каковы наиболее распространенные ошибки, которые творческие предприниматели при этом совершают?

Самая распространенная ловушка, в которую попадают молодые предприниматели, связана с непониманием собственной аудитории.

Самая распространенная ловушка, в которую попадают молодые предприниматели, связана с непониманием собственной аудитории. Они опрашивают своих друзей и членов семьи и стараются подогнать свой продукт под их вкусы, тогда как в реальности их идеальный клиент обладает другими характеристиками (другой доход, возраст, местоположение и другое). Как раз об этом человеке они обычно осведомлены хуже всего.

Что вы знаете о развитии креативных индустрий в России?

Я знаю не так много, как мне хотелось бы. Надеюсь, участники моих воркшопов помогут мне узнать больше.

Чего ждать от ваших воркшопов в Москве?

Вместе с участниками мы проведем несколько замечательных дней, наполненных дискуссиями, новыми идеями и хорошим настроением. Правда, нужно быть готовым усердно поработать. Ведь чем больше вкладываешься, тем больше получаешь. Будет сложно, но в итоге ни один из вопросов построения собственного креативного бизнеса не останется без нашего внимания.