22

Текст Илья Семенов | 10.01.2014

Придуманный в начале нулевых создателем «Авторадио» Александром Вариным фестиваль «Дискотека 80-х» давно уже навяз в зубах. Из-за него многим из нас до сих пор может казаться, что музыка 80-х – это дурацкий и пестрый коктейль из Boney M, C.С.Catch и какого-нибудь Юры Шатунова – в общем, однообразная и малоинтересная музыка, которая, конечно, не стоит рядом с настоящими большими группами, оказавшими серьезное влияние на развитие всей индустрии в целом.

В действительности же 80-е – невероятно плодородное время, когда музыканты по разные стороны Атлантики продвинули популярную музыку на сотни шагов вперед и, фактически, создали то, что мы все слушаем сейчас – от Franz Ferdinand до, прости Господи, Lady Gaga.

В серии материалов «Альтернативная дискотека 80-х» мы попытаемся максимально широко осветить все самые важные события независимой музыки США и Европы с конца 70-х по конец 80-х, которые принято объединять в рамках понятия «Новая волна» (англ. New Wave) . Но сначала разберемся с терминологией.

Панки волнуются раз

Кто и когда впервые употребил словосочетание «Новая волна» в отношении музыки, сейчас не установить. Известно, что локально оно использовалось чуть ли не в 60-е, но настоящим термином стало во второй половине 70-х, когда британские музыкальные журналисты начали использовать его для определения стремительно развивающихся новых панк-рок групп.

Панк-рок тогда был мейнстримом андеграундной британской сцены, однако многие группы быстро охладели к традиционному панку в духе Sex Pistols и перешли к экспериментам с текстами и музыкой, этому способствовало и развитие технологий, в частности, доступность синтезаторов, которые стали широко использоваться для аранжировок именно в конце 70-х, начале 80-х.

За океаном термин «Новая волна» прижился очень быстро. Там сразу невзлюбили слово «панк» и страшно радовались новой находке, используя ее для обозначения всех молодых британских групп, в том числе и непосредственно панков. В прессе группами Новой волны впервые назвали настоящих панков The Ramones и интеллектуалов Talking Heads. Впоследствии под эту же гребенку американские журналисты чесали Грэма Паркера, Элвиса Костелло, ска-рокеров Madness, и своих родных Blondie. В общем, практически всех, кто часто выступал в легендарном Нью-Йоркском клубе CBGB.

YouTube Трейлер

Сегодня «Новая волна» понимается максимально широко – она объединяет все молодые группы 70-х и 80-х, которые так или иначе имели отношение к альтернативному року и активно экспериментировали со звуком. Именно поэтому сюда относят такие разные команды, как The Cure и Depeche Mode, Duran Duran и Joy Division, Blondie и Talking Heads.

Электронные немцы

В целом, «Новая волна» опирается на два основных столпа – панк-рок и раннюю электронную музыку. Эти основы возникли почти одновременно – в первой половине 70-х, когда появился и стал популярным панк-рок, а также произошел взрыв интереса к электронным инструментам, которые очень быстро развивались и открывали широчайшие горизонты извлечения необычных роботизированных звуков. К панку мы вернемся в следующих материалах, а сейчас поговорим о синтезаторах.

Кстати первый из них еще в конце 50-х изобрел российский ученый и музыкант Евгений Мурзин. Его аппарат назывался АНС – по инициалам композитора Александра Николаевича Скрябина. Эта машина занимала целую комнату и была не слишком удобна в использовании – у нее, к примеру, не было привычной нам клавиатуры. Тем не менее, революционные технологии и необычные звуки, которые можно было извлекать с помощью АНС, привлекли к синтезатору Мурзина значительный интерес. Музыка, созданная на этом аппарате, звучит во многих советских фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке», «Солярисе» и «Зеркале», а уже в нашем веке треки с использованием АНС записывали такие гранды экспериментальной музыки как Coil и Bad Sector.

YouTube Трейлер

Несмотря на успех советского изобретения, музыканты Новой волны использовали совсем другие инструменты – более мобильные и удобные. Аналоговые синтезаторы 70-х напоминали нынешние, правда зачастую их корпус был выполнен из дерева, а музыка синтезировалась с помощью физических процессов в электрических сетях. Звук при этом получался хоть и электронный, но все равно гораздо более «теплый», чем у сегодняшних инструментов.

Первыми огромный потенциал использования синтезаторов разглядели немецкие музыкальные экспериментаторы Kraftwerk в самом начале 70-х. Ее создатели Флориан Шнайдер и Ральф Хюттер на тот момент потерпели неудачу со своим первым проектом Organisation и записали несколько не самых удачных альбомов, на которых использовали различные электронные примочки, пытаясь найти собственное звучание.

Добиться этого удалось в 74-м году, когда Kraftwerk с помощью новейших на тот момент синтезаторов Minimoog и ARP Odyssey, а также секвенсора EMS Synthi AKS записали альбом Autobahn. Помимо синтезаторов на нем использовалось большое количество самых разных примочек, изготовленных Шнайдером и Хюттером самостоятельно, в том числе, знаменитые электронные ударные.

Несмотря на прохладную критику в отношении предыдущих пластинок, Autobahn стал настоящей революцией в музыкальной индустрии. Эта пластинка продемонстрировала всему миру, на что способна электроника того времени, и оказала огромное влияние на альтернативную и танцевальную сцену следующих десятилетий – фактически, Kraftwerk изобрели электронную музыку в том смысле, в котором мы знаем ее сейчас.

YouTube Трейлер

Помимо того, что Kraftwerk заложили основы современного электропопа и эмбиента, они оказали огромное влияние на становление «Новой волны». Строго говоря, сами немцы к этому направлению не относятся. Они, скорее электронщики-экспериментаторы, чем поп-исполнители: например, заглавный трек с альбома Autobahn иллюстрирует длительную поездку на автомобиле по немецким автобанам и продолжается более двадцати минут. Однако именно Kraftwerk, обратив на себя внимание как британской, так и американской сцены, дали новым музыкантам повод обратиться к электронике, как к самому прогрессивному способу выражения своих эмоций.

YouTube Трейлер

После «Автобана» и сами Kraftwerk записали десятки альбомов, окончательно оформив свое фирменное электронное звучание, но мы можем благодарить группу не только за это, но и за то, что знаем и любим такие команды как New Order, Depeche Mode, Duran Duran и даже российского «Аквариума» образца начала 80-х.

YouTube Трейлер

YouTube Трейлер

Всплеск «Новой волны» стал возможен не только благодаря стараниям музыкантов, но и благодаря бурному развитию техники: производители синтезаторов быстро смекнули, что за этим инструментом будущее, и стали выпускать все новые и новые модели. В итоге, уже в 80-м году японская компания Casio представила первый в мире полностью электронный синтезатор – он был легким, удобным и не слишком дорогим – такой инструмент можно было использовать не только в студии, но и на концертах. Чем все с удовольствием и занялись.

 Ну и еще одно напоследок. Лет через десять после Kraftwerk еще одна впоследствии легендарная немецкая группа Einstürzende Neubauten представила свой «Автобан», похожий на песню Kraftwerk только названием. К основной теме сегодняшнего материала это, правда, не имеет никакого отношения, зато сильно меняет отношение к музыке вообще. Она может быть и такой. А на «Новую волну» мы встанем на следующей неделе.

YouTube Трейлер

Источник изображения