pocket-full-of-money

Текст Илья Семенов | 13.02.2014

80-е настолько здесь прямо сейчас, что это даже трудно себе представить. Говорят, что мода циклична, и вот, мол, периодически она возвращается. И, в общем-то, это так, но касается, в первую очередь, именно внешности. В популярной музыке все несколько сложнее, потому что она развивается скорее не циклически, а очень последовательно.

Все начинается в 20-е, когда появляется популярный джаз, который остается главенствующим направлением на протяжении нескольких десятилетий, ускоряясь, меняясь, перевоплощаясь. И именно джаз в муках 50-х годов рождает дурацкий и безумный рок-н-ролл – первую настоящую поп-музыку, которая в 60-е приступает к экспериментам, раскалывается на множество направлений и уже к началу семидесятых начинает всем надоедать.

Эта пресыщенность всем, что было на тот момент в западной популярной музыке, выбрасывает на поверхность совершенно новый и провокационный стиль – панк-рок, из которого яркой и замысловатой хризантемой вырастает уже New wave, то есть тема нашего долгого разговора. Но проблема в том, что “Новая волна” становится не только революционным стилем, но и масштабной платформой для всего дальнейшего развития современной музыки: из нее растут ноги и у электронной рейв-культуры, и у инди-рока, и у синти-попа, и у гранжа, и у трип-хопа, в общем, у всего более-менее интересного, что случилось с европейской и американской музыкой впоследствии, за исключением разве что рэпа.

pocket-full-of-money
Siouxsie & The Banshees в сентябре 1976 года

Долгая, мрачная жизнь

Siouxsie and the Banshees читается как “Сьюзи и Банши”. Сьюзи – это фронтвумен и вокалистка группы, Банши – это все остальные, а если коснуться ирландского эпоса, то Банши – это дух женщины-плакальщицы, которая рыдает около дома, где скоро будет или уже есть покойник. Название само по себе намекает на то, что группа никогда не собиралась играть слишком жизнерадостную музыку, да, в общем-то, и не играла ее.

Siouxsie and the Banshees были основаны Сьюзи Сью и бас-гитаристом Стивом Северином в самый разгар панк-революции – в 76-м году в Лондоне. Изначально они, как и многие другие в то время, играли панк, к слову, в первом составе группы на ударных был не кто иной, как печально известный в дальнейшем Сид Вишез. Но очень скоро Siouxsie and the Banshees  усложнили свой стиль и превратились в пионеров пост-панковой и готической сцены, добавив в песни минорных тональностей и жутких завываний вокалистки.

YouTube Трейлер

Кроме того, с первых же концертов Сьюзи начала выходить на сцену с густо подведенными черным цветом глазами, белым лицом и взлохмаченной иссиня-черной головой. Имидж современных готов, который так растиражирован сегодня, был, фактически, создан именно этой женщиной, насилующей микрофон и издающей леденящие душу звуки. Уникальный имидж и провокационный песенный материал быстро сделали Siouxsie and the Banshees локальным лондонскими звездами, однако подписывать контракт со звукозаписывающими компаниями они не спешили, потому что настаивали на полном контроле над собственным материалом, а крупные лейблы гарантировать этого не могли.

В конце концов, записаться  Siouxsie and the Banshees смогли только в 1978 году и очень скоро выпустили свой первый альбом “Scream”, который наделал очень много шума в английской прессе – журналисты поражались профессионализму молодой группы и ее тотальной мрачности. Пластинка стала одним из главных музыкальных событий года, а сингл “Hong Kong Garden” взлетел на седьмое место британского хит-парада.

Всего год спустя Siouxsie and the Banshees записали следующий альбом с ”Join Hands”, удивив своим абсолютным пессимизмом даже тех, кто был знаком с их первой работой. Именно эту пластинку, как и события вокруг неё, можно считать одной из точек отсчета готик-рока, ставшего таким популярным впоследствии. И дело тут не только в мрачном саунде альбома, но и в посвященном ему туре.

Главное событие произошло на концерте в Абердине, на который не явились сразу два участника команды – гитарист и ударник, поставив  всех в сомнительное положение. Вместе с Siouxsie and the Banshees в туре участвовали The Scars и набиравшие популярность The Cure, на счету которых была всего одна легкомысленная пластинка “The Imaginary Boys”. После неожиданного ухода половины состава Siouxsie and the Banshees именно фронтмен The Cure Роберт Смит заменил в составе этой команды гитариста на время всего тура.

Для Siouxsie and the Banshees это стало выходом из ситуации и позволило продолжить тур, а для самого Смита оказалось настоящим откровением:

«В первую ночь выступления с The Banshees я был потрясен тем, насколько хорошо я могу играть подобную музыку. Она так отличалась от музыки The Cure. До этого момента я хотел, чтобы мы играли что-то вроде Buzzcocks, Элвиса Костелло или припанкованных The Beatles. Будучи одним из Banshee, я полностью поменял свои взгляды».

Взгляды Смита после этого тура действительно изменились кардинально, и The Cure на несколько лет превратились в одну из самых жутких групп в мире, а сам Роберт перенял стиль Сьюзи – он тоже стал подводить глаза черным и делать на голове жуткий хайер. Говорят, что впервые так он накрасился с похмелья и исключительно в шутку, но, посмотрев в зеркало, понял, что нашел свой стиль. Так это или нет – неизвестно, но факт в том, что именно внешний вид Смита образца начала восьмидесятых стал ориентиром для всех любителей готической культуры, а альбом “Pornography” – центральной готической пластинкой всех времен.

YouTube Трейлер

Роберт Смит и впоследствии помогал Siouxsie and the Banshees на некоторых записях и концертах, однако один из самых знаменитых альбомов команды “Kaleidoscope” был сделан без его участия. Эта пластинка стала своеобразным водоразделом – на ней группа отошла от традиционного пост-панка и углубилась в еще более сложные и замысловатые музыкальные эксперименты.

На пластинке звучат экзотические индийские инструменты, используются спецэффекты и модные в то время драм-машины. За “Kaleidoscope” последовал психоделический альбом “Juju”, а за ним – в 1982-м – еще более экспериментальный “A Kiss in a Dreamhouse”, в котором прослеживается интерес Siouxsie and the Banshees к средневековой музыке и даже к бибопу – самому быстрому и неистовому направлению джазовой музыки.

YouTube Трейлер

В целом на счету Siouxsie and the Banshees 11 студийных альбомов, все они очень разные и по-своему самобытные. Эта группа остается одним из самых долгоиграющих команд панк-волны середины 70-х. В общей сложности, Siouxsie and the Banshees просуществовали около 20 лет, а по отдельности Сьюзи и другие музыканты выступают до сих пор.

YouTube Трейлер

Несмотря на то, что Siouxsie and the Banshees по популярности на сегодняшний день заметно уступают таким группам того же времени, как Joy Division, The Cure или Talking Heads, их влияние на современную музыку огромно. В частности, родоначальники трип-хопа Tricky и Massive Attack в числе повлиявших на них в большей степени музыкантов неизменно называют Siouxsie and the Banshees,  а один из лучших гитаристов в истории рок-музыки Джонни Марр (The Smiths) считает своим учителем именно гитариста Siouxsie and the Banshees Джона Макгиоха. Про влияние на Роберта Смита и The Cure мы сказали уже немало, а в числе других фанатов и отчасти подражателей группы значатся U2, Radiohead, PJ Harvey, Scissor Sisters, LCD Soundsystem и даже Red Hot Chili Peppers.

В самом начале карьеры Siouxsie and the Banshees любили сравнивать с легендарными The Velvet Underground, про которых Брайан Ино говорил:

Мало кто покупал пластинки Velvet Underground в то время, когда они выходили, но каждый, кто купил, основал свою собственную группу

Подобная судьба в итоге ждала и самих Siouxsie and the Banshees – поистине теневых и неповторимых законодателей музыкальных мод.

Я это все к тому, что даже неизвестная широкой публике группа из 80-х могла оказать невероятное влияние на музыку, которая играется сейчас. Так, например, популярная сегодня группа The Strokes по многим параметрам является клоном куда более изобретательной и мощной команды из 70-х – Television. Но про этих ребят мы уже писали, а сегодня обратимся к другой очень интересной и самобытной команде, которая и называется-то так, что прочитать с первого раза не получится – это Siouxsie and the Banshees.

Источник обложки