01

Текст Илья Семенов | 30.01.2014

К концу 70-х в Великобритании и США пост-панк стал одним из самых модных стилей популярной музыки: команды, игравшие мрачные и достаточно сложные песни плодились с огромной скоростью. К этому времени за гитары уже взялись такие мастодонты стиля как Joy Division, The Cure, The Chameleons и многие другие, о ком мы еще успеем поговорить.

В это же время по обе стороны океана появляются и другие группы, которые также относятся к Новой волне и формально играют пост-панк, но гораздо более авангардный, чем принято. Эти команды также приобретают немалую популярность и остаются на плаву довольно долго, а главное – оказывают огромное влияние на следующие поколения рок-музыкантов, и влияние это чувствуется до сих пор.

В этом выпуске Альтернативной дискотеки 80-х мы поговорим всего об одной, но зато какой, группе! Совершенно неординарной, экспериментальной, очень успешной и влиятельной. Эта группа – Talking Heads. В России она известна в основном стараниями Бориса Гребенщикова, но известна мало, и это упущение необходимо исправлять.

01

Источник изображения

Немного песен о самом важном

Talking Heads – редкий пример превращения банальной кавер-группы в полноценный самобытный коллектив. Начинали они действительно с исполнения каверов на популярные панк — и бабблгам песни, а также нескольких треков лидера команды Дэвида Бирна. Группа тогда называлась Artistics, а играли в ней, помимо самого Бирна, его друзья – студенты школы дизайнеров в Провиденс, Род-Айленд. Уже тогда в репертуаре команды появились несколько будущих песен Talking Heads, в том числе и знаменитая “Psycho Killer”.

Через некоторое время команда перестала выступать и в полном составе перебралась в Нью-Йорк, где в 75-м году вернулась на сцену уже под названием Talking Heads. Этот термин они встретили в журнале TV Guide, где объяснялось, что план «голова и плечи», подразумевает «лишь содержание, никакого действия». Было решено, что это выражение идеально подходит для названия новой группы.

Возвращение команды на сцену было довольно мощным – их дебютный концерт состоялся в первом отделении выступления главных героев андеграунда тех лет – группы Ramones, причем не где-нибудь, а в легендарном клубе CBGB.

Заметили Talking Heads очень быстро – они отличались оригинальными лаконичными и четкими аранжировками, умными текстами и невероятной, нервной и запоминающейся манерой Бирна петь свои песни. Тем не менее, группа оказалась слишком странной, чтобы сразу получить контракт – их демо не впечатлило студии, поэтому коллектив вместо того чтобы сидеть в студии стал завсегдатаем нью-йоркских клубов, а затем и вовсе отправился на длительные гастроли, после которых в 1977 году записали, наконец, свою первую пластинку, которая называлась “77”.

Она получила очень лестные отзывы критиков, а сингл “Psycho Killer” вошел в сотню лучших песен журнала Billboard. Кроме того, этот альбом стал первым и последним в истории Talking Heads диском, записанным без участия знаменитого соавтора Дэвида Бирна – Брайана Ино, который обратил внимание на группу как раз после выхода дебютной пластинки.

К этому моменту Ино уже был хорошо известен сначала как участник Roxy Music, а затем как музыкант-экспериментатор и, в частности, создатель стиля эмбиент. На новой пластинке Talking Heads с прекрасным названием “More Songs About Buildings And Food” Ино выступил в качестве продюсера и оказал серьезное влияние на звук группы, добавив в него изрядное количество фанка, он сделал саунд Talking Heads еще более узнаваемым и революционным. Кроме того, с песней с этого альбома группа впервые выступила по американскому телевидению в одном из самых рейтинговых вечерних шоу и моментально стала популярной.

В том эфире ребята сыграли кавер на популярную композицию Эла Грина “Take Me To The River”, которая получила новую жизнь и снова выстрелила в чартах, став одной из визитных карточек группы. Чуть позже эта песня получила известность и в Советском Союзе, но уже в исполнении Аквариума под названием “Возьми меня к реке”. Борис Гребенщиков был и остается поклонником Talking Heads и не однажды довольно беззастенчиво использовал их наследие.

На аналогичный “Take Me To The River” мотив положен на трек “С утра шел снег”, а в песне “Жажда” Гребенщиков вообще сначала напрямую цитирует Бирновскую “Once In A Lifetime”: «Ты можешь спросить себя, где мой новый красивый дом», а следующей строчкой разрешает это самому себе: «Ты можешь цитировать Дэвида Бирна с Брайаном Ино».

Кстати, о названии альбома “More Songs About Buildings And Food” (“Еще немного песен про здания и еду”) существует прекрасная история. Во время его записи музыканты постоянно дискутировали на тему названия и в какой-то момент басистка Тина Уэймут спросила: «Ну и как мы назовем этот альбом, который вообще-то о зданиях и о еде?», на что ударник Крис Франц невозмутимо ответил: «Еще немного песен о зданиях и о еде».

YouTube Трейлер

Еще немного самых важных песен

Следующая пластинка – “Fear Of Music” снова была записана под руководством Брайана Ино и стала еще более экспериментальной. На ней Talking Heads активно используют наследие африканской музыкальной культуры, в том числе полиритмические рисунки ударных и баса, инструментов, которые выдвинулись на первый план. Кроме того, эта пластинка среди других альбомов группы имеет, пожалуй, самое прямое отношение к ортодоксальному мрачному пост-панку, как его понимают у нас. Несмотря на африканские ритмы, релиз в основном минорный и довольно мрачный, что не характерно для ранних работ команды.

Гнуть свою линию Бирн и Ино продолжили и на следующей пластинке “Remain In Light”, которая вышла в 1980-м, превратив группу в настоящий оркестр. Для записи альбома были приглашены именитые сессионные музыканты, часть из них поехала вместе с “Talking Heads” в турне после студийной работы, потому что сыграть сложные партии привычным составом было уже невозможно. Кроме того, на этой пластинке в полном масштабе появились партии бэк-вокала, прежде редко используемые музыкантами. И именно многоголосая песня с “Remain in light” – “Once In A Lifetime” стала настоящим хитом в Великобритании, а несколько лет спустя и в США.

YouTube Трейлер

Так Talking Heads подобрались к настоящей славе и вершине своего творчества – альбому “Speaking In Tongues”, записанному в 1983-м году. Эта работа до сих пор остается самой успешной в истории команды. Она была распродана тиражом более одного миллиона экземпляров, а сингл “Burning Down The House” вошел в десятку американского хит-парада. Кроме того, пластинка была обласкана критиками и считается одной из важнейших в истории новой волны и современной поп-музыки вообще.

Тем не менее, через пару-тройку лет после “Speaking In Tongues” начался распад коллектива. Ребята записали еще несколько неплохих альбомов, на один из которых попала песня “Radio Head”, без которой у нас не было еще одной великой группы. А в начале 90-х дороги музыкантов все-таки разошлись, но не окончательно. Ино и Бирн никогда не переставали общаться и построили успешную карьеру порознь, а уже в нулевые решили тряхнуть стариной и записали два прекрасных совместных альбома.

Что касается места Talking Heads в истории музыки, то оно далеко не последнее. Половина (четыре из восьми) их студийных работ входят в список 500 величайших альбомов в истории по версии журнала Rolling Stone. Кроме того, в отличие от многих других команд, группа Бирна пользовалась авторитетом практически с самого начала своего осмысленного существования и успела оказать влияние не только на более поздних музыкантов, но и на современников. В частности, на такие культовые команды как The B-52s, R.E.M. и даже Joy Division. Из более поздних коллективов влияние Talking Heads явно ощущается в музыке The Killers, Arcade Fire, The Strokes, No Doubt и Бэка Хэнсона.

YouTube Трейлер