Текст Илья Семенов | 28.02.2014

До сих пор мы старательно обходили группы, играющие пост-панк, как таковой. Вообще пост-панк часто довольно трудно выделить из Новой волны. Ясно, что Новая волна – более широкое понятие, но как именно вырезать из этого понятия пост-панк, ясно не всегда. Те же авангардисты Pere Ubu, о которых я рассказывал некоторое время назад, записали несколько натуральных пост-панк песен, которые, совершенно не стесняясь, можно поставить рядом с лучшими треками Joy Division, единогласно принятых за икону этого стиля.

Joy Division действительно играли и отчасти даже придумали пост-панк в том виде, в котором мы его знаем, они оказали огромное влияние на множество направлений независимой музыки, а созданная после смерти Кёртиса остальными участниками команды группа New Order – едва ли не главные пророки музыки танцевальной. Тем не менее, Joy Division – далеко не единственная пост-панк группа, взять хотя бы куда более плодовитых и разносторонних The Cure или значительно менее известную группу The Chameleons, которая была создана в Англии в 1981-м году и записала два эталонных пост-панк альбома.

Чистота жанра

The Chameleons, в отличие от Joy Division, никогда не играли панк-рок, даже в самом начале свое существования. Появившись в 1981-м году, они сразу заявили о себе как о мощнейшем коллективе, подтвердив свой статус синглом ”In Shreds”.

YouTube Трейлер

После этого группа записала еще несколько песен и много гастролировала, однако полноценный альбом – ”Script of the Bridge“ – выпустила лишь два года спустя – в 1983-м – и этот альбом до сих пор считается одной из безусловных вершин пост-панка. На первой пластинке Марк Бёрджисс и компания уместили все, чем может воздействовать на слушателя это направление музыки, и абсолютизировали его. Мрачная и мощная ритм-секция умножается здесь на сложные и распевные партии гитар, затем на глубокий и совершенно неповторимый голос Бёрджисса, и, наконец, на его безысходные тексты в духе романтической поэзии.

Пост-панк – это вообще квинтэссенция романтики в том мрачном и жутком ее понимании, какое было свойственно литературной традиции начала 21-го века, со страшными демонами загробного мира, вечным одиночеством в чужеродном мире и скитаниями. И лучше всех в этой традиции смотрятся даже не совсем уж похоронные Joy Division или готичные The Cure того времени, а именно The Chameleons, потому что играют и поют они не про смерть, а про жизнь, про ее невозможное, непереносимое одиночество, свойственное как раз таки романтическому герою.

Герой песен The Chameleons не видит возможности жить хоть сколько-нибудь нормально, не думает, что его кто-то понимает, и чувствует, что неизбежно взрослеет, а значит, кошмарный мир открывается перед ним все шире и шире, переливаясь всеми оттенками черного.

Самый характерный в этом смысле трек, он же – одна из наиболее известных песен группы, – “Monkeyland“ был написан вроде, как о музыкальной конъюнктуре и бизнесе, который нацелен исключительно на успех, который не хочет иметь дело с никому не нужными, но талантливыми людьми. А получилась все равно песня об одиночестве человека в мире, который повернулся к нему спиной и даже не проявляет агрессии – ему все равно. Как пели они же в другой песне «much to quick to anger».

YouTube Трейлер

Помимо текста, в этой песне совершенно потрясающая басовая партия, которую играет сам Марк Бёрджисс, – он был и остается поющим бас-гитаристом, что бывает не так уж часто. Хотя Женя Фёдоров из почившей Tequilajazzz нашел бы, что на это возразить.

Первый альбом The Chameleons, от которого так не хочется отвлекаться, очень понравился критикам, что неудивительно, и слушателями тоже был воспринят прекрасно. Тем не менее, славы куда более коммерчески ориентированных U2 или даже прекрасных The Cure группа не добилась. И с одной стороны, это несправедливо, а с другой очень даже хорошо, потому что отсутствие полномасштабного признания, как это ни смешно, позволило The Chameleons продолжать писать прекрасные пессимистичные песни и выпустить еще одну пластинку, подходящую для библиотеки лучших альбомов Новой волны и пост-панка, в частности.

Второй альбом ”What Does Anything Mean? Basically“ был записан через два года после первого и также получил хорошую критику. Крупнейшие музыкальные журналы отметили, что группа приобрела свой уникальный саунд, и дружно поставили пластинке высшие оценки. Тем не менее, как это часто бывает, вторая студийная работа стала последней в золотой дискографии The Chameleons, не потеряв от этого своего мрачного очарования. В частности, на ней есть песня ”Perfume Garden“ с чарующими партиями гитар и меланхоличным, предостерегающим текстом.

YouTube Трейлер

Кстати, этому видео всего несколько лет, а The Chameleons все те же. После  ”What Does Anything Mean? Basically“ они выпустили еще один номерной альбом ”Strange Times“, более экспериментальную и менее тяжелую пластинку, которая даже попала на 44-е место британских чартов. Этот альбом стал последним в дискографии классических The Chameleons, группа вскоре распалась, и все музыканты занялись собственными сольными проектами, не испортив при этом отношений между собой.

Именно этот факт позволил The Chameleons собраться снова уже в новом тысячелетии, к радости многочисленных поклонников Новой волны, дать серию концертов и даже записать новую пластинку.

The Chameleons UK – так они сейчас называются – выступают и сегодня, то есть любой желающий, приложив некоторые усилия, вполне может приобщиться к настоящему пост-панку вживую. Потому что некоторые старики до сих пор жарят так же, как в 80-х. Одни New Order, которые приезжали к нам в прошлом году, чего стоят! Это вам не сменившие десятки составов Deep Purple или поседевший и растерявший весь свой шарм и драйв старик Роберт Плант. Это настоящая музыка. Она еще жива, как ни странно.

YouTube Трейлер

Изображение обложки — оригинал