applesauce

Текст Сергей Лунёв | 11.09.2013

10 сентября мир столкнулся с событием, сопоставимым по своему размаху с финалом чемпионата мира по футболу. Но только в мире гиков, а ныне гик – это почти каждый. Речь, разумеется, идет о презентации двух новых айфонов – дешевого и дорогого.

Презентация освещалась масштабно – от нишевых изданий до информационных агентств. Видеолайвов не было, зато были текстовые трансляции, знакомые каждому любителю спорта. Обсасывалось каждое движение на сцене, а попутно зрители-читатели острили.

Было над чем смеяться – вместо ожидаемых технических нововведений банальные маркетинговые ходы: сделать модель подороже, а другую подешевле. Единственное, нововведение – сканер отпечатков пальцев. Для телефонов ново, но как-то мелко.  Как шутили, Джобс вертится в гробу. Отчего бы ему не вертеться.

Apple – компания, которую можно описывать только высокопарной лексикой. Логотип с надкусанным яблочком олицетворял главную веру современного западного обывателя – веру в прогресс. Apple за двенадцать лет с момента выхода первого айпода изменил мир значительнее любого политика.

Компания стала синонимом подрывных инноваций. Айпод изранил музыкальную индустрию, которая затем оказалась под колпаком эппловского детища Itunes. Айпад оказался нужнее КПК, девайса, по сути, предвосхитившего планшетник, но канувшего в лету. Айфон? Стоит ли про него что-нибудь писать?

Маркетинг Apple был больше чем банальным инструментарием по продвижению товара, это было настоящее искусство. Во многом именно маркетинг стал залогом успеха запускаемых продуктов. Различие между бестолковым изобретением и гениальным изобретением заключается лишь в том, что его покупают.

И, возможно, самое важное – яблочная компания вела себя как дерзкий новичок, не боялась экспериментировать, а теперь превратилась в скучного, практически заурядного участника рынка, являющегося пока главным мерилом. Акции Apple Inc. потеряли в цене 11%, затем падение уменьшилось, но тенденция очевидна.

Apple проигрывает одно сражение за другим. К примеру, давно анонсированные Apple Smartwatch не выходят на рынок. Конкуренты торгуют аналогичными устройствами уже по всему миру.

Непроизвольно возникает ощущение, что эпоха великих побед Apple сменяется периодом великих поражений.

Комментарии 7

Добавить комментарий

  1. Серёж, РЇ СЃ тобой РЅРµ согласен. 5S — очень достойная замена. Камера + вспышка + процессор + новый датчик движения + отпечаток пальца, который, СЏ уверен, вообще очень круто изменит рынок кредитных карт Рё РІ принципе оплаты через телефон. РЎРєРѕСЂРѕ РЅРё РѕРґРёРЅ телефон РЅРµ будет без биометрической аутентификации, так как это будет условием платёжных сервисов для возможности оплаты услуг СЃ помощью карты, привязанной Рє мобильнику.

    5РЎ — спорная модель, РЅРѕ думаю будет нормально продаваться, чуть-чуть Р±С‹ цену пониже.

    Соглашусь, что есть РјРЅРѕРіРѕ спорных моментов РІ политике развития Apple, РЅРѕ РЅРµ РјРѕРіСѓ сказать, что РІСЃС‘ «С…уже некуда». Р? 5S весьма достойная РЅРѕРІРёРЅРєР°. =))

    1. По поводу отпечатка пальцев согласен, однако же этот сканер совсем не заслуга эппла, а адаптированный чужой опыт.
      Главная причина столь Р±СѓР№РЅРѕР№ реакции — отсутствие действительно революционных технических нововведений.

      1. РќРё разу РЅРµ встречал УДОБНУЮ Рё хорошо реализованную аутентификацию РїРѕ отпечатку пальца. Обычно 99 процентов ей РЅРµ пользовались, потому что это долго Рё неудобно. Сейчас же это «РєР°Рє РґРІР° пальца» ))

        Я считаю тут ситуация больше как с Маками и Виндоус. По сути функционал одинаковый, но 95 процентов людей пересевших на Маки никогда больше не вернуться на Виндоус. Потому что там тупо неудобно, и всё криво и через жопу.

        Рђ «РёРЅРЅРѕРІР°С†РёРё» самсунгов типа остановки РІРёРґРѕРµ, РєРѕРіРґР° убираешь взгляд Рё прочее. РќР° моему личному мнению — это РЅРµ полезные функции Р° чистые игрушки.

        Кстати в айфонах ооочень и оочень много функций, которые Apple ни разу не пиарит хотя они ультра удобные для некоторых людей. Банально более десятка функций для ограниченных людей, да и просто повседневных удобностей, которые каждый день замечаешь и удивляешься как можно было так удобно придумать =)))

        Всем чмаке )

  2. Если сравнивать разницу 4 Рё 4S Рё 5 Рё 5S, то 5S — РЅСѓ очень круто изменился, учитывая РЅРѕРІСѓСЋ прошивку. Соглашусь СЃ Ролей РїСЂРѕ отпечаток пальца — это значительный шаг вперед.

  3. Сергей, уверен ты очень разумный человек, и поэтому вся моя критика
    относится не к тебе лично, а конкретно к этой статье. А критике на мой
    взгляд тут достоин почти каждый параграф.

    Параграф 3.
    В чем заключается банальность маркетингового хода непонятно. Если вы
    ждали, что теперь с помощью телефона можно будет смотреть сквозь
    стены, то тогда, наверное, и правда iPhone не оправдал ожидания. Но
    тогда прошу назвать, кто вообще за последние лет 10 перевернул рынок
    телефонов и чем, кроме айфона.

    На самом-то деле Apple сделал совершенно правильный ход, и сначала
    стоит понять, зачем нужен 5С. Забегая вперед, надо сказать, что какие
    битвы там проигрывает Apple непонятно. Однако у них есть одна
    проблема. Ее зовут Android. Телефоны для Андройда делают многие
    компании и продают их намного дешевле, чем айфоны. Поэтому Андройд
    покупает почти 3/4 рынка мобильных устройств.

    Понимая это, и, прежде чем назвать выпуск дешевого телефона банальным,
    надо хотя бы указать какие есть альтернативы. Выпуск дешевого телефона
    — это абсолютно правильный шаг Эппла. Люди, которые покупают Гугловский РђРЅРґСЂРѕР№Рґ, РІ
    основном делятся на две категории: действительные поклонники Андройда
    Рё те, кто РЅРµ хочет тратить РјРЅРѕРіРѕ денег. Р? без разницы, РІ каких
    пропорциях делятся эти группы. Так или иначе, какой бы это процент не
    был, теперь Эппл сможет переманить на свою сторону вторую группу
    людей.

    Р? делают это весьма разумно Рё масштабно.

    Во-первых, во время той же презентации было также объявлено о том, что
    теперь в США можно будет бесплатно приобрести iPhone 4S с контрактом.
    На вопрос, зачем эпплу отдавать телефон бесплатно (да и вообще, зачем
    делать цены дешевле) Рё зачем людям старый 4S, ответ РѕРґРёРЅ — приложения.
    Говоря об айфоне (в том числе 5С), надо помнить, что по миру Эппл зарабатывает на
    приложениях больше всех. Р? РЅР° данный момент, РЅРµ смотря РЅР° меньшую долю
    рынка устройств, на приложениях они зарабатывают больше Андройда.
    Поэтому «РЅРµР±Р°РЅР°Р»СЊРЅС‹Р№ шаг» No.1 — бесплатный доступ РІ РјРёСЂ приложений.
    Небанальный шаг No.2 — как раз вышеупомянутый 5РЎ. Разноцветный,
    красочный и веселый телефон, которые все дети Америки, да и остального
    мира, теперь будут выпрашивать у своих родителей. А родителям не
    жалко, ведь он стоит столько же, сколько и серо-черный Андройд. При
    равной цене по своей начинке и по внешнему виду 5С обыгрывает большее
    количество РђРЅРґСЂРѕР№РґРѕРІ. Р? РїРѕРґ начинкой надо понимать именно приложения.
    У Эппл их больше, они разнообразней и лучше (моя субъективная оценка).
    А о том, что никакая другая начинка типа жизни батарейки или качества
    камеры реальной роли не играет подтвердила недавно вышедшая Нокиа с
    41мп камерой.

    Р’ третьих, 5S. Р? тут надо помнить, что 5S — это РЅРµ только хардвер Рё
    новый скан отпечатков пальцев. Это также и iOS 7, которая хоть также
    не обладает возможностью смотреть сквозь стены и предвидеть будущие,
    но все же добавляет несколько приятных мелочей. Но не будем о софтвер,
    это уже давно известно. Давайте говорить об отпечатке пальцев. Это
    мелко? Серьезно? Помните, что это 5S — SSS! Рђ это значит, что это
    переходная модель. Вот 4S был правда грустным зрелищем после 4. А тут
    Сѓ нас очень серьезные изменения для промежуточной модели. Р? смотреть
    надо шире. Надо смотреть на этот сенсор/сканер как часть большой идеи,
    Рє которой идет Р­РїРїР». Сначала СЌРїРїР» выпустил пасбук. Р? люди научились
    платить через телефон в старбаксах, потом хранить свои страховки, затем ходить в кино и даже летать на самолетах показывая экран телефона с билетом. В этой логичной цепочке прогресса
    РЅРµ хватает как РјРёРЅРёРјСѓРј РѕРґРЅРѕРіРѕ — способности платить телефоном
    абсолютно везде и хранить там все документы. Конечно, многие не
    доверят такую информацию просто так. Поэтому эпплу надо думать, как
    сделать телефон сверх безопасным. Р?менно для этого нужны отпечатки
    пальцев. Р? если согласно рекламе эппла, айфон Рё правда будет читать
    отпечаток пальца за секунду, то нововведение это сверх разумное. Ну
    или уж как минимум не банальное, не мелкое, и ни о каких гвоздях в
    гробу и речи быть не может.

    По мелочи:

    Параграф 5 — «РђР№РїРѕРґ изранил музыкальную индустрию» — если почитать
    интервью с, наверноe, любым музыкантом, то про айтюнс никто и слова
    плохого РЅРµ скажет. Р?менно благодаря айтюнс РІСЃСЏ музыкальная индустрия
    смогла снова зарабатывать огромные деньги после рассвета пиратских мп3
    Рё сайтов типа «Р·Р°Р№С†РµРІ нет». Так что как СЌРїРїР» изранил музыкальную
    индустрию не пойму.

    Параграф 6 — Напрашивается РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, РІ чем же было то искусство,
    которого нет сейчас. Конечная цель маркетинга — увеличить СЃРїСЂРѕСЃ Рё
    продажи. Как я объяснил выше, на мой взгляд, эта цель будет
    достигнута.

    Параграф 7 — РќСѓ сложно быть новичком спустя столько лет. Рђ отпечатки
    пальцев — это как раз Рё есть эксперимент. Р? 5РЎ — это эксперимент,
    ведь когда дорогая (по ценам на товары) компания выпускает дешевый
    телефон — это всегда СЂРёСЃРє. Рђ акции начали падать еще после 4S. РќР° то,
    какая же будет тенденция, надо будет посмотреть в следующие 6 месяцев,
    кода во всю пойдут продажи новых телефонов.

    Параграф 8 — РІРѕС‚ честно логики РЅРµ РїРѕР№РјСѓ. Р’Рѕ-первых, почти полное
    отсутствие официальной информации про iWatch очень трудно назвать
    анонсом. Хотя вроде как и правда подтвердили, но нету ни официальных
    фото, ни описания основных функций. А те часы, которые только что
    выпустил Самсунг, сейчас раскритиковали почти во всех ревью. Поэтому
    какие конкуренты, какими аналогичными устройствами и по какому такому
    миру торгуют непонятно. Конечно есть несколько мелких компаний кроме
    самсунга, но всерьез их обсуждать не приходится. Ну и про логику: о
    том, что новые модели мерседаса готовятся и могут скоро выйти,
    известно круглый год. Это никак не мешает к примеру форду или нисану
    выпускать свои модели. Но от этого мерседес вот никак никакие
    «СЃСЂР°Р¶РµРЅРёСЏ» РЅРµ проигрывает.

    Последнее: адаптированный чужой опыт это и есть история создания Apple и Microsoft. Тут нет ничего плохого.

    Тем кто это РІСЃРµ прочитал — медаль. Р?скренне РЅРµ представляю, как вам
    было не лень:)

    А всему ХангриШарку, во главе с Сережей, респект и уважуха, молодцы,
    что «СЃРЅРѕРІР° РІ РёРіСЂРµ»! 🙂

    1. Василий, очень интересно, СЃ удовольствием прочитал. Apple — это прежде всего, вера РІ изменения, причём масштабные Рё радикальные. Рљ таким правилам приучил нас Джобс. Р?менно радикальность Рё послужила тому, что Apple превратился РІ главную компанию РјРёСЂР°. Залог успеха креатив, помноженный РЅР° высокие технологии. Р?менно возможность смотреть СЃРєРІРѕР·СЊ стены посредством айфона ожидают РІСЃРµ зевваки, наблюдающие Р·Р° презентациями СЌРїРїР». Потому что РѕРЅРё верят РІ компанию.
      Различие между дешевым Рё РґРѕСЂРѕРіРёРј айфоном РІ стоимости — сто долларов. Дешевый айфон Рё так условно дешев. Это такой С…РѕРґ сделать айфон премиум-класса. Раньше принципы компании были таковы: универсальность Рё отсутствие апелляции Рє статусу. Apple СѓР±РёР» Vertu, Р° теперь Рє нему возвращается.
      Itunes — это такой колпак для музыкальной индустрии. Смертельное ранение — популяризация Mp-3. РќР° момент 2001 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° выходил айпод, музыкальная индустрия цвела Рё здравствовала. Люди покупали РґРёСЃРєРё. Рђ программы РІСЂРѕРґРµ напстера закрывали. Пришёл айпод Рё СѓР±РёР» РІСЃС‘ это дело. Теперь можно было музыку покупать кликом. Крайне СѓРґРѕР±РЅРѕ. Р’ СЃРІРѕРµ время аналогичные программы были Сѓ всех РѕС‚ РќРѕРєРёР° РґРѕ Самсунга. РќРѕ это были жалкие РїРѕРґРѕР±РёСЏ.
      Р?скусство было РІРѕ всех проявлениях маркетинга: РѕС‚ банальной рекламы РґРѕ пиара (сейчас СЃ пиаром РїРѕ-прежнему РІСЃС‘ хорошо, РЅРѕ скорее, благодаря старым заслугам), РѕС‚ дизайна РєРѕСЂРѕР±РѕРє РґРѕ зрелищности презентаций. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј это дело РІРєСѓСЃР°, РЅРѕ рынок РЅРµ обманешь, это коллективный РІРєСѓСЃ)
      Сканер — инновация РґР°, согласен.
      Об iWatch говорят уже несколько лет. Ожидали, что презентуют вместе с новыми айфонами, но нет.

      А вообще, спасибо за комментарий. Пишите

  4. Мне кажется, нужно попросить прокомментировать Событие, тех персонажей кто устраивал палаточные городки перед магазинами за неделю до официальных продаж. Говорят, что на этом можно было сколотить стартовый капитал для очередного приложения к приложению.