опубликоваться за рубежом

Текст Антон Запускалов | 08.10.2013

В академической среде публикации в отечественных и зарубежных изданиях имеют различный вес. Разница примерно такая, какая была для советского модника между пиджаком фабрики «Большевичка» и джинсовой курткой Levi’s. Оно и понятно: отечественные вузы в рейтингах откатываются все дальше, репутацию в мировом сообществе учёных можно создать, лишь публикуясь в читаемых интернациональных изданиях. Мы попытались разобраться, насколько сложно опубликоваться на Западе.

Методическая литература

К вопросу о том, как напечататься за границей, посвящены несколько методичек российских вузов. Наиболее подробная издана Сибирским федеральным университетом, в ней около 50 страниц.

Для тех, кому лень столько читать, есть короткие статьи на эту тему от автора из ВШЭ и Института проблем машиноведения РАН.

Наконец, рекомендации, непосредственно от зарубежного издательства, перевели и опубликовали в широко известном в узких кругах журнале “Троицкий вариант”.

school_clip_art_1602

Вот, несколько советов, которые дают ученые:

Создание

1. Определитесь с понятийным аппаратом. Если вы недостаточно разбираетесь в значении понятий, употребляемых у вас в статье, проконсультируйтесь с носителем языка. В противном случае, неизбежны конфузы.

Не рекомендуется вводить собственные термины: во-первых, сложно дать им исчерпывающее определение, если язык вам не родной; во-вторых, возможно, кто-то уже обозначил описываемое вами явление другим термином, а вы и не в курсе — это может повлечь за собой кучу претензий.

2. Не злоупотребляйте ссылками на учёных с локальной известностью. Многие их тех исследователей, кто известен в странах бывшего СССР, гораздо менее читаем в Европе и США. Чтобы не пришлось объяснять сути чужих концепций тем, кто с ними вовсе не знаком, постарайтесь в своей статье сбалансировать число иностранных и отечественных источников и максимально чётко описать сущность каждого из них.

3. Простота — залог успеха. Стоит избегать развесистых метафор и аллегорий, они не всегда могут быть понятны иностранному читателю.

Редактура

1. Каждое предложение должно нести в себе не более одной законченной мысли. Каждый аспект рассматриваемой темы лучше сгруппировать в отдельный подпункт или параграф.

2. Если вы сомневаетесь в том, что ваш текст — правильный, с точки зрения грамматики, можно воспользоваться платными сервисами онлайн-редактирования, например, этим.

3. Привлеките, в конце концов, соавтора! Из числа тех, кто и в теме разбирается в достаточной мере, и в языке ориентируется лучше вас.

4. Стандартная статья в зарубежном журнале состоит из следующих частей: название, аннотация, введение, методы, результаты, обсуждение, благодарности, список литературы. Важно, чтобы они присутствовали в тексте, желательно именно в указанном порядке. «Обсуждение» — это не рассмотрение того, что о вашей работе думают коллеги, но анализ итогов исследования, ответ на вопрос: «что значат полученные результаты?».

arcticles abroad pic1

Куда отправить?

Две известных системы поиска научных журналов: Science Direct и Elsevier. В них можно просто зарегистрироваться без труда любому и отыскать журнал, соответствующий по профилю исследования.

Есть еще система Scopus, но, чтобы завести аккаунт в ней, нужно получить пароль в институте (если ваш вуз подписан на Scopus).

Посоветуйтесь с научным руководителем — у него может быть опыт подобных публикаций и несколько ценных советов в запасе.

Поищите людей из-за рубежа, на чьи работы ссылаетесь в статье, в социальных сетях. Многие, даже самые пожилые исследователи, ведут активную жизнь в Facebook и в большинстве случаев охотно идут на контакт. Они непременно смогут подсказать нужное издание, а, может быть, вам попадётся и непосредственно член редколлегии.

Поищите на сайтах с анонсами конференций объявления о подготовке коллективных монографий по вашей теме.

Будьте готовы к тому, что вам придется дорабатывать отправленный материал — по статистике, лишь 5% текстов принимаются к публикации зарубежными журналами с первого раза.

teacher clipart

Что не надо делать?

1. Если вы в публикациях указывали адрес своей электронной почты, то, скорее всего, получили письмо от немецкого издательства Lambert Academic Publishing. Если вкратце, эти ребята предлагают опубликовать всё, что только можно — от развёрнутой статьи до монографии — в виде книги. При этом, вы сможете сами выбрать дизайн обложки, шрифт и прочее. И вам это ничего не будет стоить. Ваша книга будет существовать в 1 экземпляре, а при необходимости поступлении заказа со стороны частных лиц или библиотек — оперативно допечатываться.

На деле:

— вашу книгу вряд ли кто-то будет заказывать (неизвестный автор из России интересен разве что внутри страны, а цена за один экземпляр книги заоблачная: в среднем, от 2 тысяч рублей и до бесконечности; на эти деньги библиотека скорее купит 10 книг русского издательства или оформит годовую подписку на журнал);

— опубликованный в LAP текст не будет иметь научного признания — в издательстве нет редактора и публикует оно почти все, что имеет хоть чуть-чуть наукообразный вид. Подробно про взаимодействия с издательством написал на одном из форумов пользователь Олег.

2. Не стоит начинать атаковать самые титулованные издания — вам, с большой долей вероятности, ответят отказом.

Посмотрите рейтинги цитируемости изданий по теме и выберите журнал, который находится в нем примерно посредине: с одной стороны, вашу статью заметят, с другой — требования к статье будут более лояльные, чем у топовых журналов.

Если вы отправили свой текст, а в редакции долго не отвечают — не расстраивайтесь. Так принято не только в России. Средний срок рассмотрения статьи — это 3-4 месяца. Публикация может занять год.