oblojka_malii_biznes

Текст Ксения Бирюкова | 28.08.2014

Если взглянуть со стороны на бизнес сферы услуг, кажется, что на первом плане успех зависит от обслуживания, интерьера и самого продукта. Но подноготная этого успеха — поставщики и контрагенты. Они предоставляют персонал, делают вам интерьер и дают все исходные для вашего продукта. Истинное лицо компании, скорее, — это фирмы, с которыми она работает.

Сотрудников вам найдет HR-агентство или специализированный сайт (который, кстати говоря, тоже отдельная фирма, а не виртуальный друг), магазины-производители-посредники предоставят мебель и оборудование, фермеры-хозяйства-фабрики поставят вам сырье для продукта — и так далее по списку.

Если вы — небольшое предприятие (а мы здесь обсуждаем малый бизнес) — все, что вы имеете, дают вам другие компании. Конечно, кроме вашего труда, идеи и дальнейшей переработки исходных ресурсов. Эту простую и очевидную мысль очень важно понять в самом начале вашего пути. И выбирать поставщиков не просто по теории вероятности или по цене, а пользуясь совокупностью разносторонних факторов, важных для вас. Я бы даже назвала это философией вашей компании. Для наглядности перейдем к частному.

 

1. Не работайте с друзьями или родственниками — это миф!

Friends working together

Один знакомый мне как-то сказал, когда мы с ним обсуждали его бизнес-идею: «Знаешь, почему евреи так хорошо ведут дело и в результате такие богатые? Они всегда друг другу помогают.»

Наш брат занимается поставками воды, в том числе к нам в кафе. Учитывая, что воду мы всегда подаем бесплатно (и она не из-под крана, поверьте!), для нас цена на воду играет значительную роль. В конце месяца мы с братом решаем, по какой цене мы оплатим ему воду — выбираем такую, при которой выгодно и ему, и нам. А с друзьями мы постоянно проводим совместные проекты и мероприятия. И вообще всегда будем рады, если кто-то из друзей хочет с нами или у нас работать. Конечно, бывают проблемы и недопонимания. Но они не из-за родственных или дружественных отношений, а из-за того, что у какой-то из сторон отсутствует логика и здравый смысл, а это может случиться и с любым контрагентом со стороны.

 

2. Выбирать по соотношению цена-качество. А не по цене.

obliging supplier and Christmas box isolated on white background

Это ясно всем. Но насколько все серьезно. Для ясности выведу из тени нашего главного закулисного персонажа – закупщицу Валентину Тимофеевну. Это пожилая женщина, около 70 лет в полном расцвете сил, и, как следствие, — человек, не знающий понятия собственной материальной выгоды. Пользуясь случаем, хочу пожелать ей здоровья. Иметь такого сотрудника на закупках — счастье. Знаете момент, когда у пожилых людей резко страдает слух? Когда им пытаются сообщить нежелательную информацию. Она это прием придумала! (шутка). В бизнесе Валентина Тимофеевна уже 20 известных нам лет, чем она раньше занималась, знает один только Бог. В раз цену собьет с каждого алчного поставщика — знает 1000 и 1 прием. Но и здесь есть свой небольшой недостаток — иногда в погоне за экономией, она может взять некачественный товар. Например, уже слегка помятую клубнику, которую порой приходится выбрасывать (а это двойные издержки) или начать работу с ненадежным поставщиком, который продав одну партию, куда-нибудь скрывается, и опять приходится искать поставщика, дегустировать, договариваться — а это время. Время, как известно, деньги, да и позиция в меню встает на «стоп». А все знают, как неприятно, когда изучив досконально меню и неистово возжелав определенное блюдо, узнаешь, что его нет. Увидев такое в другом ресторане, я сразу начинаю думать — кто-то плохо работает, ленится.

 

3. Выбирайте компанию по вкусу.

supplier

Как бы странно это ни звучало, у контрагента должно быть такое же, соответствующее вам эстетическое мировоззрение. Когда нам звонят компании и предлагают свои услуги или сотрудничество, я сразу интересуюсь их сайтом, беру посмотреть визитку или хотя бы спрашиваю почту. Я это делаю, чтобы оценить стиль потенциального подрядчика. Хорошая стратегия поставщика в наше время – не только сбагрить нам свой товар, но и сделать так, чтобы мы его хорошо продали. Следовательно, он будет нам помогать в меру своих сил и возможностей. Это стандартная ситуация в сфере HoReCa. На деле это выглядит так. Поставщики пива предоставляют тейбл-тенты (такие невыразительные с пошлым дизайном), компании крепкого алкоголя – брендированые стаканы, поставщики мороженого могут напечатать меню. Вся эта продукция в итоге может находиться в вашем зале, в вашем интерьере – она должна вам соответствовать. К слову говоря, мы пока не нашли таких поставщиков, которые могли бы нам представить красивую печатную продукцию. Но у нас уже есть небольшой список компаний, которые не просто нам понравились в дизайне, но душевно подошли к своему делу и даже больше – вдохновляют и стимулируют нас на хорошую, качественную и плодотворную работу.

 

4. Глобальное осознание выбора.

handshake

И последнее: самый важный вывод, который я сделала для себя и хотела бы донести до многих. Когда вы выбираете контрагента – вы выбираете, какой компании протянуть руку, кого поддержать на рынке, чей бизнес развить. То есть вы делаете выбор для рынка и для нашего общества. И в этом зерно философии работы с поставщиками и контрагентами.