Текст Сергей Лебедев | 25.09.2013

Вот вам пища для размышления – ежегодно в США компании теряют 600 миллиардов долларов из-за различных злоупотреблений своих сотрудников. Более того, американцы недоплачивают налоговые отчисления в казну на сумму порядка 350 миллиардов долларов. На 24 миллиарда долларов ежегодно удается обмануть страховые компании, завысив понесенный ущерб. Еще 16 миллиардов долларов ежегодно теряют магазины одежды из-за деликатной проблемы – привычки многих покупателей поносить одежду, не снимая ярлыков, а потом вернуть ее продавцу за полную цену.

На этом фоне не столь значительным кажется общий ущерб, понесенный американской экономикой в 2004 году от всевозможных краж, включая отобранные на улице айфоны,  взломанные сейфы и угнанные автомобили,  составил менее 16 миллиардов долларов.

Как я уже писал  ранее, преступление может совершить любой из нас, при условии, что выгоды превышают издержки. Но вот оказывается, что преступления в сфере экономики, традиционно считающиеся безобидными, по сравнению с вытащенным из кармана кошельком, наносят обществу куда больший урон. Гордон Гекко скорее вызывает восхищение, чего не скажешь про обычного уличного грабителя. Однако умный, одетый с иголочки  персонаж фильма на деле оказывается в чем-то хуже небезызвестного  и вполне реального Шоколада.

Но на деле все не так плохо. Серия экспериментов позволила установить  достаточно интересные закономерности, знание которых позволит снизить уровень экономических злоупотреблений.

159910362

КОРМИТЕ СУПЕР-ЭГО КРИПТОНИТОМ

Студентов ряда бизнес-школ разбили на три группы и попросили решить  определенные  математические задачи.

По итогам олимпиады они могли принять участие в розыгрыше небольшого приза – порядка $10.

Первая группа не имела никакой возможности смухлевать, второй и третьей такую возможность предоставили. Детали не так важны, интересно другое.

Перед экспериментов студентов из второй группы попросили  написать на листочке названия 10 книг из школьной программы. Студентов из третьей группы – вспомнить и перечислить максимальное количество библейских заповедей. Участников из контрольной группы, кажется, ни о чем не просили, да это и не так  принципиально.

В итоге участники второй группы решили в среднем на несколько задач больше, чем участники первой. То есть банально воспользовались предоставленной возможностью смухлевать.  Участники третьей группы ответили точно также,  как участники контрольной группы, у которой не было шансов  на мошенничество. Иными словами,  простое напоминание о моральных нормах сильно скорректировало поведение участников эксперимента. Схожий результат  получился в ситуации, когда вместо библейских заповедей участников просили вспомнить об этическом кодексе, принятом в их учебном заведении.

Вывод: компаниям необходимы четко проработанные кодексы деловой этики, которые будут постоянно  подпитывать супер-эго сотрудников

StealMoney_shutterstock

УМРЕШЬ В МАТРИЦЕ – УМРЕШЬ И В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

В прошлом году сайты деловых СМИ пестрили заголовками в стиле «Жирные коты с Уолл-Стрит только рады обмануть вас». Поводом послужило социологическое исследование, в ходе которого опросили 500 топ-менеджеров различных финансовых компаний. Почти 40% призналось, что приветствует обман клиентов и закрывает глаза на  махинации, которые проворачивают их сотрудники. То, что финансовый сектор особенно падок на злоупотребления, отмечается достаточно давно.

Но только недавно было предложено разумное объяснение этому феномену.

В очередной раз студентов бизнес-школ разбили на несколько групп и попросили их решить различные математические задачи. При этом за каждый правильный ответ им платили по 50 центов. Как и в прошлый раз, ряду групп  негласно дали возможность смухлевать. Но при этом участникам последней группы вместо денег выдавали  за каждый правильный ответ жетоны, которые они в дальнейшем шли и меняли на реальные деньги. И что вы думаете – в этой последней группе уровень обмана оказался просто зашкаливающим, участники в среднем приписали себе по 6 правильных ответов. При этом 16 % не постеснялось  сделать вид, что смогли правильно ответить вообще на все вопросы. Иными словами, включение некоего вторичного компонента – жетона – выключало у них ощущение того, что они мошенничают с реальными деньгами, принадлежащим реальным людям.

Вероятно, именно это и объясняет, почему столь характерны мошенничества в финансовом секторе. Психологически кажется, что опцион, выписанный задним числом, не является кражей, равно как и инсайдерская торговля или, скажем, манипуляции с ценными бумагами. Однако на деле это не так.

Таким образом, необходимо понимать, что чем виртуальней  кажутся деньги, с которыми вы работаете, тем больше искушение положить их к себе в карман. И единственным лекарством в этом случае может стать четкое понимание того, что виртуальные действия имеют вполне реальные экономические последствия.