Comparing Calculations

Текст Ольга Голосова | 07.10.2013

Должен ли предприниматель разбираться в бухгалтерии? Кто-то ответит, что в наше время можно найти специалиста в любой сфере, и нанять первоклассного бухгалтера проще простого. Но сможете ли вы спать спокойно, когда от работы одного наемного сотрудника зависит, какой штраф в следующем квартале придет из налоговой инспекции, заблокируют ли расчетный счет, придут с проверкой госорганы или нет?

После общения с предпринимателями я поняла, что вопрос осведомленности бизнесменов о бухучете очень неоднозначен. Кто-то не хочет вникать ни в какие детали, объясняя это «поднебесными» зарплатами главного бухгалтера, который в случае чего «вместе с ним — под суд». Кто-то говорит о своей загруженности и обычной нехватке времени на детальное изучение бухгалтерии. Определенности по этому вопросу нет.

Мы же говорим о том, что в данном случае не нужно быть специалистом. Суть здесь в другом — нужно знать основное.

Есть несколько простых вещей, которые должны быть известны любому бизнесмену. Именно о них сейчас и пойдёт речь.

Сколько платить?

Не доверяйте выбор системы налогообложения своему бухгалтеру, ведь сотруднику, конечно же, хочется максимально упростить свою работу. Чем это может грозить?

Например, спустя какое-то время предприниматель, выбравший по совету бухгалтера УСН, может столкнуться с такой ситуацией: контрагент откажется работать с компанией на «упрощенке», мотивируя это тем, что ему необходимо возмещение НДС. Предпринимателю следует самому определить, по какой системе будет удобнее и выгоднее работать с поставщиками и контрагентами.

Когда платить?

Речь идет о сроках уплаты налогов и сдачи отчетности. Запомнить это легко: большинство сроков привязаны к началу квартала, их в году четыре: 1 января, 1 апреля, 1 июня и 1 октября. Однако для разных систем налогообложения сроки сдачи и виды деклараций отличаются. Даже если вы не ведете никакой деятельности, вы должны сдавать нулевую отчетность. Иначе – штраф и блокировка расчетного счета.

Comparing Calculations

Что есть «доход»?

Не все деньги, которые поступают в компанию, подлежат налогообложению. Представьте, некто Вася на начальном этапе своего бизнеса каждый месяц инвестировал на свой расчетный счет деньги, чтобы оплатить первые расходы компании. И в конце квартала благополучно заплатил 6% от своего дохода в государственный бюджет. Заметили ошибку?

Эти заемные средства не облагаются налогами! К доходам компании можно отнести только выручку от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Помните об этом!

Важный момент: необходимо различать понятия «прибыль» и «оборот». Оборот – это все средства, пришедшие в вашу компанию от продажи товаров, от предоставления услуг, из других источников (например, аренда), а прибыль – это разница между доходами и расходами предприятия. Не путайте!

Что есть «расход»?

— Могу ли я обеды в Макдональдсе списать в качестве расходов? — Нет, не могу, даже если эта калорийная еда помогает моему мозгу быстрее обрабатывать информацию и выдавать гениальные идеи для бизнеса.

Согласно закону расходами признаются затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому покупку более мощного компьютера (если мне он необходим для моей работы) я могу списать в расходы, а новое платье (благодаря которому я получила большую скидку у партнёров), к сожалению, нет.

Какие бывают расчеты?

Теперь о деньгах, а точнее о том, как получать плату за свои товары и услуги. Сделать это можно несколькими способами:

  • безналичный расчет (перечисление денежных средств клиента на ваш расчетный счет);
  • наличный расчет (приём наличных денежных средств при помощи кассового аппарата или бланков строгой отчетности);
  • электронные платежи (Web-money, Яндекс.Деньги, Qiwi-кошелёк и пр.).

В чем могут просчитаться предприниматели?

Во-первых, принимают наличные деньги и нигде их не учитывают (т.е. у них нет ни кассового аппарата, ни бланков строгой отчетности); во-вторых, они не уведомляют налоговую о том, что они оформили на компанию электронный кошелек, а это уже штраф!

Cartoon business woman

Снять наличку: можно или нельзя?

Как предпринимателю снять с расчетного счета честно заработанные деньги на отпуск или на новую машину? Если у вас ООО, то все деньги, находящиеся на расчетном счете, являются собственностью компании, а не личными средствами директора или учредителя. Снять со счета наличку можно лишь в нескольких случаях:

  • возврат займа учредителя;
  • участники общества раз в год либо раз в квартал (данное положение должно быть прописано в Уставе) имеют право получить дивиденды с чистой прибыли организации;
  • снимать деньги можно на расходы подотчетных лиц (например, командировочные расходы) или на заработную плату.

Индивидуальным предпринимателям в этом случае повезло больше: они могут снимать наличные средства со своего расчетного счета (после уплаты всех налогов) без ограничений.

«Без бумажки ты – букашка!»

После проведения сделки вам звонит клиент и просит «закрывающие документы». Что это такое? Стандартный пакет документов к выставленному счету — это:

  • счет-фактура (применяется только при работе по классической системе налогообложения с НДС);
  • акт об оказании услуг/выполнении работ (при оказании услуг);
  • товарная накладная (при продаже/поставке товара).

Этот перечень, конечно же, можно ещё расширить. Чем больше руководитель знает о бухучете, тем лучше для него. Тем проще будет общаться с бухгалтером, оценивать возможность той или иной сделки и многое другое.

Поэтому мой ответ на «должен ли директор разбираться в бухгалтерии?» однозначен: должен! Так как это пойдёт на пользу его бизнесу!

Автор — генеральный директор юридической компании «Вероника»