fasad

Текст Катерина Артемьева | 23.10.2014

Медицина является достаточно консервативной отраслью и внедрение новых технологий всегда затруднительно. При этом в последние годы произошли существенные научные прорывы в таких направлениях, как регенеративная медицина, молекулярно-генетическая диагностика, генная терапия. Проводится значительное количество крупных международных проектов в области наук о жизни с многомиллиардным финансированием. В результате этих инициатив происходит накопление беспрецедентного объема информации, что позволяет снизить стоимость технологий и, как следствие, облегчить процесс их внедрения в медицинскую практику. Скорость этих преобразований в России не столь высока. Но при этом у нас есть все шансы для опережающего развития по некоторым направлениям.

Это стало возможным благодаря, в том числе и частному сектору, который обладает большей гибкостью и достаточными ресурсами для внедрения на российском рынке передовых разработок.

Команда биомедицинского холдинга «Атлас», внедряя в повсеместную клиническую практику принципы «Персонализированной медицины», меняет стандарты медицинской помощи уже сегодня. Этот термин появился в начале 2000-х и связан с завершением крупного международного проекта «Геном человека». Знания о функционировании наших генов, накопленные в рамках данной инициативы, позволили сделать ряд крупных открытий. Сегодня благодаря этой информации есть возможность максимально индивидуализировать диагностику, лечение или профилактику с учетом особенностей конкретного человека.

Расскажите, когда появились первые частные клиники, с чем это было связано?

В конце 80-х – начале 90-х постепенно начал появляться платежеспособный слой населения и, как следствие, спрос на качественно новый уровень медицинской помощи. Переход к рыночной системе отношений и первая волна приватизации (в том числе и ЛПУ) привела к появлению частных медицинских учреждений. В те годы клиники начали открываться на каждом шагу. Вплоть до того, что снимался обычный номер в гостинице, ставился аппарат УЗИ, кушетка – и велся прием пациентов. Некоторые иностранцы, воспользовавшись моментом, удачно инвестировали средства, основав несколько медицинских центров, которые стали одними из самых успешных проектов на рынке частной медицины в России.

Каково соотношение государственных клиник и частных?

Государственных учреждений намного больше – это очевидно, у них целая инфраструктура, которая выстраивалась десятилетиями. К ним относится большинство крупных госпиталей и ЛПУ. На сегодняшний день частный медицинский бизнес составляет порядка 10% от общего количества субъектов медицинской деятельности. Для сравнения: в странах ЕС – 15 — 20%, а в США до 60%, в силу различия подходов и систем организации медицинской помощи.

В то же время, государство стремится снизить финансовое бремя и частично распределить нагрузку, предоставив бизнесу возможность участия в системе ОМС (обязательного медицинского страхования), а также за счет сотрудничества в рамках ГЧП (государственно-частного партнерства). Механизм ГЧП находится пока в зачаточном состоянии, хотя прецеденты эффективного взаимодействия уже существуют. Одним из ярких примеров является сделка Правительства Москвы и крупной сети клиник, когда по сути в управление была передана ведомственная государственная больница. Также совсем недавно в Москве стартовал проект «Доктор рядом», в рамках которого частный бизнес получит возможность на льготных условиях организовывать медицинские центры, так называемой «шаговой доступности», при этом предоставляя медицинскую помощь в рамках ОМС. Похожий проект уже стартовал в Санкт-Петербурге.

Безусловно, для пациентов – это отличный вариант, ведь в подобных медицинских центрах совсем другой уровень обслуживания, новое оборудование, значительно меньше очередей и бюрократических проволочек. Клиники, в свою очередь, получают гарантированный поток клиентов, увеличивая число лояльных пользователей, постепенно предлагая дополнительные услуги, не предусмотренные ОМС.

Какие инструменты частные клиники используют для привлечения клиентов?

Нет универсального «рецепта» по продвижению клиники. Каналы продвижения определяются особенностью целевой аудитории. При этом набор инструментов вполне стандартный – это и классическая реклама в печатных изданиях, и продвижение в интернете, и различные PR-активности. Многое зависит от наличия четко сформулированного сообщения, которое клиника адресует своим потенциальным клиентам. Также успех определяет умение пользоваться современными каналами продвижения, такими как SMM и различные виды таргетной рекламы в интернете. Все эти инструменты требуют тонкой настройки и постоянной аналитики. Не стоит забывать о построении партнерских отношений со страховыми компаниями, так как до 70% от общего потока составляют пациенты в рамках договоров ДМС.

В то же время, все маркетинговые и PR-инструменты будут неэффективны, если у клиники нет уникальной медицинской команды. Мы собирали ее буквально по крупицам, собеседуя самых высококвалифицированных специалистов.

На данный момент в нашем многопрофильном Медицинском центре «Атлас» работают 12 кандидатов медицинских наук, 2 доктора медицинских наук, 2 профессора, уникальные специалисты в области диагностики и лечения сложных заболеваний, включая наследственные заболевания, обусловленные генетическими нарушениями.

Наш Медицинский центр «Атлас» комплексно подошел к этому вопросу. Мы являемся первой в России клиникой персонализированной медицины, если говорить про перечень услуг, то по классификации нас можно отнести к многопрофильным медицинским центрам. Своего рода большая оснащенная современным оборудованием поликлиника.

Огромное внимание мы уделяем сервису. На ресепшене работает служба клинических ассистентов, которая помогает координировать все текущие процессы. При этом она является call-центром, который способен оказать профессиональную консультацию, не переключая на других специалистов.

Еще важной особенностью является следование международным стандартам как в работе с пациентами, так и в организации процесса. Клиника проходит процедуру подготовки к аккредитации по стандартам JCI (Joint Commission International).

Есть ли специальная законодательная база, которая регулирует сферу их деятельности?

В первую очередь важность и необходимость существования частной системы здравоохранения подтверждаются нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации, закрепляющей за Российской Федерацией обязанность по осуществлению мер, направленных на развитие частной системы здравоохранения.

Есть несколько базовых законов, которые регулируют сферу медицинских услуг. Самый главный – 323-й, закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Естественно, это закон об ОМС, огромное количество актов и постановлений правительства, которые регламентируют деятельность частных клиник, правила лицензирования медицинской деятельности и многое другое.

Но для дальнейшего развития системы здравоохранения и частного сектора необходимо совершенствование существующей законодательной базы, например, принятие закона о ГЧП с учетом медицинской специфики, развитие института саморегулирования профессиональной деятельности, а также разработка комплекса мер, направленных на стимулирование непрерывного медицинского образования и многое другое. Это возможно только в условиях диалога между государством, бизнесом, экспертами в области здравоохранения и самих врачей.

SN5A4108a

Одно из направлений деятельности вашего медицинского учреждения – генетические исследования. Расскажите поподробнее о технологии.

Мы первыми в России внедряем принципы так называемой «Медицины 4П», этот термин ввел Лерой Худ, Директор Института системной биологии (Сиэтл, США), в котором очень удачно обобщил важнейшие тренды современной медицины. Предиктивный – направлен на определение заболевания до появления клинических признаков, в том числе с учетом генетических рисков. Превентивный – превалирование и развитие профилактических мер. Персонализированный – в случае развития заболевания скорейшая и более точная диагностика и подбор лечения с учетом генетических особенностей каждого человека. Партисипативный – при осознанном участии человека. Безусловно, о полноценном внедрении этих принципов с завтрашнего дня не идет речь, но постепенно проверенные технологии уже приходят в медицину.

Для реализации этой концепции нами был разработан комплексный генетический тест «Моя генетика», над созданием которого более года трудилась большая команда из биологов, генетиков, биоинформатиков и врачей. И это наш первый шаг в персонализированную медицину.

Наше исследование осуществляется в московской лаборатории на базе крупного НИИ с помощью технологии ДНК-микрочипов. Скрининг позволяет расшифровать более 500 000 геномных вариантов, так называемых SNP или снипов, а также выяснить «статус носительства» 155 наследственных заболеваний (знание о которых очень важно для планирования беременности), выявить индивидуальную реакцию на 66 лекарственных препаратов, дать рекомендации по их дозировке и получить информацию о происхождении человека.

По результатам этого теста человек получает подробный отчет с индивидуальными рекомендациями и бесплатной онлайн консультацией врача-генетика. Уникальной особенностью является возможность последующего построения и реализация плана профилактики на базе Клиники «Атлас». Эта технология является новой для врачей. Мы также отдельно готовили специалистов к работе с геномными данными.

Возможность обратиться в клинику, безусловно, является опциональной. Важно отметить, что ряд проектов, которые выводили на рынок генетические тесты, спотыкались на том, что не могли предоставить последующей консультации и реализацию предоставляемых рекомендаций, оставляя человека один на один с достаточно сложными данным. При этом тест «Моя генетика» доступен по всей России, а формат онлайн консультации врача-генетика позволит максимально подробно донести всю важную информацию.

Считаете ли Вы внедрение инструментов молекулярно-генетического исследования в общую клиническую практику обязательным условием эффективного развития всей системы здравоохранения?

Внедрение этих инструментов крайне необходимо. Медицина становится более «проактивной», то есть с помощью молекулярно-генетических исследований смещается акцент с лечения на предотвращение заболеваний. Это только первые шаги и в условиях глобальных процессов, связанных со старением населения, развитием неинфекционных заболеваний, таких как онкология и диабет 2 типа, значение профилактики будет усиливаться с каждым годом. Поэтому обучение врачей новым технологиям, разработка и внедрение новейших методов диагностики в ближайшем будущем станет одним из приоритетов современного здравоохранения.

Здесь важную роль играет частный бизнес, который с точки зрения средств, мобильности и гибкости может себе позволить перейти на персонализированную медицину и изменить взгляд на то, какой она должна быть в принципе.

Какие перспективы у частного медицинского бизнеса в России? К чему лично Вы стремитесь?

Как я уже упоминал, частный медицинский бизнес составляет 10% от общего количества учреждений. В то же время, эксперты отметают ежегодный рост рынка медицинских услуг примерно на 10-12%. Даже в условиях экономической нестабильности, потребность в медицинской помощи не сильно меняется. Думаю, темпы роста не будут существенно сокращаться.

Наша же команда стремится к развитию направления персонализированной медицины, к систематизации этого подхода, эффективному внедрению в медицинскую практику и максимальному его тиражированию.

 

Комментарии 1

Добавить комментарий

  1. Заказал я этот тест, уже получил отчет. Ощущение от результатов такое, что меня развели на 15000 (+300 курьеру). Отчет бесполезен в большинстве разделов. Ощущение, что раздел питание просто копируют из какого то журнала о здоровом образе жизни. В общем ничего нового и полезного я не почерпнул! Больше данных они скорее всего из опросника берут, который ты заполняешь. Сделали фишку для заманивания и окучивания людей в клинике.