арт-красивые-картинки-искуство-зло-1045775

Текст Михаил Давыдов | 15.04.2014

Недавно я встречался с коллегой в уютном местечке, которое многим из вас наверняка знакомо. Называется «Хлеб Насущный». Я пришел в кафе на полчаса раньше, залез в  уютный уголок и заказал огромную чашку шоколада. За моей спиной оставался единственный столик, там сидели мужчина лет тридцати пяти в костюме и девушка. Мужчина был серьезно настроен, на его коленях лежал кожаный портфель, а напротив стоял MacBook. Девушка сидела ко мне спиной, про ее настроение я ничего сказать не мог. На ней была желтая кофта, фиолетовая юбка и ботильоны с длиннющими шпильками.

Я невольно подслушал их разговор. Мужчина рассматривал девушку в качестве кандидата на позицию администратора в свою компанию. Он находился на том этапе, когда, замирая от собственной смелости, он принял решение уйти из корпорации и открыть собственный бизнес. Он с гордостью сыпал фразами «я верю в наш бизнес», «мы пойдем до конца», «мы настроены весьма серьезно», «у нас есть план», «мы разработали с партнером стратегию», «в ближайшие два месяца я сосредоточусь…»

Space-Invaders-Strategy-Session

Бизнес-стратегия

 

Если вы когда-нибудь начинали собственное дело, вы прекрасно помните тот энтузиазм и эйфорию начала. Чертовски классное время! По прошествии времени вы начнете понимать, что в тот момент вы больше пытались изображать из себя правильного бизнесмена, чем им были. Жизнь и бизнес окажутся гораздо прозаичнее. И, кстати, проще!

Стратегия скоро докажет свою несостоятельность, все планы полетят к чертям.

Вы быстро поймете, что без клиентов вы никто, а те двое, которых вы увели, явно не дают ожидаемого дохода. И что вам долго придется доказывать, что то, что вы делаете, отличается от того, что делает большинство. И на самом деле создавать новое. Или скатываться в стан общей массы, предлагающей все что угодно, лишь бы платили… Или возвращаться в заботливую корпорацию.

Бизнес – это увлекательно, если вы позволите себе играть в него, а не в бизнесмена. Количество управленческих инструментов, которыми вы вроде владеете, стоит гораздо меньше, чем одна ваша сокровенная идея и энергия для ее воплощения. Успех бизнеса не определяется количеством рациональных решений. Он определяется умением быть не таким, как все. Исследования, просчеты, стратегия – никогда не делайте ставку только на них, как бы красиво это не звучало! Играйте в бизнес, а не пытайтесь рассчитать правильные шаги,  создавая неработающие 60-страничные бизнес-планы.

Большинство моделей и теорий, которым мы обучаем на тренинге, созданы в прошлом веке. Именно они используются для игры в бизнесменов. Их придумали технократы поколения Х или даже baby boomers, и это делает все эти инструменты такими правильными, но плохо приспособленными к текущей реальности. Возьмем, например, всемирно известную модель постановки целей SMART. Мне ужасно нравятся то, что скрывают под собой буквы М и Т, но я никак не могу смириться с остальным! Specific – это как? Если есть измерения, то ведь это уже специфик. Или же нет? А Realistic? Цель – это результат, а когда мы начинаем думать о реалистичности, то мы мгновенно переключаемся на способ его достижения, а это уже совсем другая история! И потом, как оценить, например, способен ли я стать космонавтом к 2025 году или нет? Здравый смысл подсказывает, что нет, но в теории это вполне возможно. Agreed – согласованной с кем? И зачем, кстати?

Я думаю, что не одного меня не устраивала такая ситуация. Многие взялись усовершенствовать модель, придумывая к этому акрониму свои критерии и тем самым внося еще большую путаницу. Но главный же минус SMART в том, что модель создана для левополушарных людей. Она логична, как полированный куб.

И вот этот куб вам предлагают использовать в качестве стрессбола. А он холодный, угловатый, и вообще мягкий оранжевый мячик выглядит гораздо симпатичнее. Иными словами, где в этой модели скрыты энергия и мотивация для достижения цели? Где драйв и воодушевление? Нигде!.. А как достичь цели без драйва? Только под гнетом негативной энергии страха…

СМОГ3

Михаил Давыдов, коммерческий директор ManGo Consulting!

Я хочу предложить вам другой вариант. Я назвал его SMIT. SMIT без Н, что уже вызывает улыбку, и это замечательно. Кроме того, запоминается на 20% легче).

S – это Stretching – не в понимании сложности цели, а в контексте того, что за этой целью будет другая, ее продолжающая. Ведь, когда вы что-то достигаете, жизнь не заканчивается, так почему бы не поступить мудрее, заглянув за дверь своей цели? И не надо продумывать следующую цель скрупулезно, это должен быть яркий образ того, ДЛЯ ЧЕГО вы достигаете эту цель, что вы будете делать с результатом!

Если вы покупаете квартиру, представьте, как вы приглашаете друзей, растите в ней своего ребенка, покупаете мебель… Все это будут следующие цели, во имя которой вы ставите эту! Вообразите их, визуализируйте свою уникальную картину будущего. Вашего будущего. Будущего, которое станет сочным и привлекательным, потому что вы вдруг поймете, что движетесь осознанно и плавно туда, куда хотите, а не рывками от места к месту.

Американцы не зря давно придумали техники визуализации успеха – они действительно в состоянии сильно влиять на нашу мотивацию!

M – это Measurable – обращаемся теперь к правому полушарию. Измерители, как бесстрастные свидетели и судьи, крайне нужны. Они помогут понять, где мы находимся и туда ли пришли.

I – это Inspiring – мы должны по-настоящему желать этой цели. Настолько сильно, что смелости и упорства двигаться вперед нам хватит до финиша! Кстати, SMIT в этом отношении более всего подходит людям, находящимся на 3 и 4 уровне потребностей в иерархии Маслоу. Пока базовые потребности не разрешены, работают инстинкты сохранения, но никак не свободная позитивная энергия.

Т – это Time bound – конечно, для любой цели нужна финальная точка отсечения, так как время – неумолимый цензор, которого не обмануть.

Модель SMIT я рассматриваю, как баланс творчества, эмоций и разума. Она позволяет чуть-чуть изменить наш взгляд на цели. Может показаться, что разница между SMART и SMIT несущественна и заключается в деталях, но это не так. В ней скрыта разница между чемпионами и середнячками.

Возможно, я излишне самонадеян и даже нагл, но хочу я лишь одного – сделать так, чтобы все, что мы с вами используем, работало на нас! На нашу жизнь и ценности. Чтобы это было приятно держать в руках и хранить в голове, чтобы оно не забывалась и помогало. И я буду счастлив, если вы попробуете на вкус модель SMIT и дадите мне обратную связь.

P.S. В качестве эксперимента я предложил эту модель участникам тренинга по принятию решений, предварительно рассказав и о SMART. SMIT выиграл со счетом 4:2 с учетом того, что подавляющее большинство участников SMART знали и использовали.

Изображение обложки — источник