2012817142942551

Текст Степан Гаврилов | 17.02.2014

Поколение Y выбрало своих героев.  Амбициозные, нахальные трудяги стали символами понятия ”успех”, а словосочетание ”бизнес с нуля“ молодежь произносит с трепетным придыханием. Теперь важно не просто стать большим боссом, а получить статус проповедника независимой, свободной идеи, которая и будет приносить финансовую независимость.

Hungry Shark решил вспомнить очень нестандартный, с точки зрения ”нормального бизнеса“,  проект Mult.ru, рассказать о его взлетах и падениях, а заодно и всласть поностальгировать.

От идеи – к другой идее

Когда в 2001 году Олег Куваев задумал рисовать ”мульты“ (это понятие художник взял в оборот, чтобы избежать снобистских нападок со стороны профессионального сообщества аниматоров), понятие ”стартап“, если и существовало, то явно не входило в активный словарь молодых людей. А то, что позднее назовут ”вирусным эффектом“  и начнут изучать в институтах, обернулось для Куваева, скорее, головной болью.

Домашняя страничка, на которой поначалу выкладывались мультхулиганства про Масяню, существовала на рабочем сервере организации, в которой Олег тогда работал. Сервер начал регулярно ”ложиться“ от объема посетителей. Страничку приходилось переносить на сервера друзей, объясняясь с ними за очередной коллапс, связанный с превышением лимита посещений, а после и вовсе ликвидировать, переложив творения на наспех собранный сайт с лаконичным названием mult.ru. 22 октября 2001-го – день регистрации домена, кстати, считается Днем Рождения Масяни.

YouTube Трейлер

Куваев признавался, что, мол, все время создания первых мультов, он просто баловался в Macromedia Flash, ведь технология была просто невероятно инновационной. Надо же, среди редких картинок в интернете вдруг появляется что-то двигающееся, иногда звучащее, или (по слогам) ин-тер-ак-тив-но-е. Баловался Куваев с векторной анимацией профессионально, потому что до создания Масяни, художник работал над дизайном онлайновых игрушек.

Мульты для президента

Постепенно, с 2001 по 2002 год, проект вышел за рамки сайта, а потом и вовсе за пределы интернета. Первый раз Масяню показали по питерскому ТВ в программе ”Компьютерный мир“. У Куваева брали интервью, и на волне успеха он продолжал рисовать новые мульты.

Позже, объединившись с бывшей коллегой Натальей Крузе, Куваев открыл первый офис mult.ru. Была придумана такая стратегия продвижения уже вполне себе состоявшегося бизнеса: творческие проекты (отряд которых на тот момент состоял только из Масяни) поддерживают интерес к продуктам студии (сайт mult.ru посещало около 30 тысяч людей в день), а прямой доход идет от привлекаемых коммерческих заказов. В услуги студии входила как рисованная анимация с нуля, так и продажа рекламного продукта с существующими персонажами мультмира Куваева.

Например, одним из самых интересных заказов была серия анимации для международной лизинговой компании. На встрече с президентом Азербайджана менеджеры компании задумали нестандартный ход: показать главе республики мультипликацию, вкратце поясняющий суть лизинга, а заодно и создающий уютную и непринужденную атмосферу встречи.

Первая рекламная серия Масяни для модемов ZYXEL

YouTube Трейлер

Художника каждый может обидеть

На тот момент бизнесу были нужны инвестиции в размере около 14 тысяч долларов. Деньги в стартап вложил один из владельцев промоутерской компании, привозившей в Санкт-Петербург заграничных артистов. Через какое-то время, когда студия более-менее встала на ноги и стала зарабатывать около 5 тысяч долларов за один заказ, решено было заделать самую главную брешь бизнес-модели: отправить ставший популярным мультперсонаж на работу.

При участии московского продюсера была создана фирма ООО ”Масяня”. Куваев признавался, что хотел отдать все коммерческие дела в руки компетентных специалистов, чтобы самому сфокусироваться лишь на творческом процессе. Однако бизнес  — дело тонкое, и ООО ”Масяня“ начало выходить из-под контроля.

Сначала все было более-менее цивильно. Персонажем заинтересовался Леонид Парфенов, и полгода свежие выпуски Масяни выпускались в программе ”Намедни”. Олег Куваев, аниматоры Маша Якушина и Катя Горелова, усердно работавшие над созданием мультов, сначала испытывали перебои с деньгами, а потом и вовсе перестали их видеть. Ушлый московский продюсер перестал платить команде и начал продавать изображения Масяни сотовым операторам, производителям алкогольных напитков, издателям книг, и прочим. Апогеем безумия стала сделка с каналом “Муз-ТВ”.

Пример безобразия

YouTube Трейлер

На канале стала выходить передача ”В гостях у Масяни“. Рисованная героиня заговорила другим голосом и другими интонациями, которые очень хиленько походили на авторские, куваевские. Гостями студии стали популярные на тот момент поп-артисты, которые не только никак не соотносились с нонконформистским духом мультперсонажа, но и грубо ему противоречили. Музтэвэшная Масяня стал плохой пародией на саму себя. Кстати, озвучкой передачи занимался едва известный тогда Павел Воля.

Заручившись поддержкой знакомых-юристов, взбешенный Куваев пошел в суд, но выиграл его только через год, когда программу и так закрыли.

Но 2002 – 2003 годы – это не только период роковых ошибок и судебных передряг. Именно в это время Масяня обрела всенародную известность и завоевала сердца аудитории в интернете и за ее пределами. Флеш-сериал получил массу премий и наград. Одной из заслуг стало присуждение Куваеву премии ”Открытие года“ от популярного тогда поисковика Rambler.

Флеш-продажи

После эксцесса Куваев, кстати, не разочаровался в идее продавать бренд Масяни, но расторгнутый договор со злополучным московским продюсером возобновлять, конечно, не намеревался. Были выпущены компьютерные игры с Масяней, а аниматор бросил все попытки выпуска телеверсии мультфильма и сосредоточился на работе над новыми продуктами Mult.ru

В октябре 2003 в свет вышел мультсериал ”Шесть с половиной“, созданный по той же технологии флеш-анимации. Продукт был коммерчески выигрышным, его на своем портале размещала компания ”Связной“, которая до сих пор владеет всеми правами на сериал. Пиарщики сотового ритейлера отмечали успех рекламной компании. За время проекта был вдвое увеличен трафик на сайт интернет-магазина, и вдвое увеличены продажи.

Примерно в это же время были запущенны народно любимые ”Магазинчик Бо“ и ”Ежи и Петруччо”.

Нет ножек – нет мультиков

В 2006 году Куваев уходит из Mult.ru, оставляя компании часть прав на созданные проекты. Причина ухода из компании – разногласие с другим основателем – Натальей Крузе.

Аниматор переехал в Израиль и стал работать там как свободный художник. А на сайте «Студии Mult.ru»   сейчас висит объявление о продаже прав на мультсериалы. Что говорит об успехе организации без Куваева само за себя.

Крауд, блин, фандинг

В 2013 году Куваев возобновляет выпуск мультов про Масяню, теперь прибегнув к помощи краудфандинга. Проекты успешно собирают нужные суммы (100 — 150 тысяч рублей), и автор теперь уже в одиночку рисует и озвучивает новые серии. Куваев время от времени делает рекламные ролики с участием Масяни, однако, как и прежде, по идеологическим причинам отказывается от любого намека на продакт-плейсмент в номерных сериях.

Последний на сегодняшний день мульт про Масяню

YouTube Трейлер

Руками, головами и голосами Mult.ru созданы:

Шесть с половиной

Аллегоричные истории про 7 мультперсонажей, которые живут в странном мире кибер-панк будущего. Они путешествуют по своим галлюцинациям, общаются с продуктами своего воображения, ссорятся, спорят, ищут деньги на празднование Нового года и всячески пытаются развлечь себя. Главным автором сериала стала Маша Степанова.

YouTube Трейлер

Ежи и Петруччо

Мультсериал, вышедший из нарративов Андрея Андрианова, представленных на радиостанции ULTRA. Всего вышло 12 серий-притч, повествующих о взаимоотношениях двух мультяшек Ежи и Петруччо, одетых в голубые плащи и шапочки с заячьими ушами. Сюрреалистично-психоделичная, медитативная атмосфера мультсериала выделяла ”Ежи и Петруччо“ ото всех остальных продуктов студии. Сейчас Андрей Андрианов иногда выступает с разговорно-музыкальным шоу ”Ежи и Петруччо”.

YouTube Трейлер

Магазинчик Бо

Инопланетный заяц Бо, разговаривающий голосом Куваева, приносит питерским разгильдяям фантастические гаджеты, которые таскает из своей тарелки, запаркованной под Выборгом. Каждая серия — это философское рассуждение о пороках и слабостях человечества в целом и отдельных его представителей, в частности.

YouTube Трейлер