flickr-5828187215-hd

Текст Редактор | 05.06.2014

Российские IT-стартаперы готовы преодолевать любые барьеры на пути к признанию и успеху. Это раньше все хотели быть летчиками и пожарными – в Digital-эру каждый мечтает стать Марком Цукербергом или Стивом Джобсом, придумать что-то, что изменит мир навсегда. И если еще несколько лет назад эти мечты оставались грезами, то сейчас у молодых предпринимателей, лидеров IT-проектов есть все возможности для их воплощения в реальность.

Мы уже рассказывали о проекте CEO Camp, созданном российским фондом ABRT Venture Fund и европейским фондом Mangrove при поддержке компании Veeam Software, Российской Венчурной Компании и программы Eureca фонда USRF и стартовавшем в этом году. Здесь собрались опытные менторы и эксперты международного уровня, которые в течение 11 недель не только делились с прошедшими отбор молодыми предпринимателями знаниями, но и помогали им принимать реальные решения, напрямую влияющие на бизнес-процессы.

Лучшие стартаперы отправились на Deep Dive – специальный, второй этап CEO Camp в Кремниевой Долине, где смогли приобрести ключевые контакты в рамках более чем 20 мероприятий программы в Пало-Альто и провести переговоры с представителями международных IT-компаний и венчурными фондами, в том числе двумя самыми известными фондами Кремниевой Долины: Accel Partners (инвестор Facebook) и Sequoia Capital (инвестор Google). Сегодня их мечты стали реальностью, и они готовы поделиться новым видением рынка IT-стартапов в России, планами на будущее и секретами успеха.

Владислав Кудинов, CEO VeeRoute
Владислав Кудинов_VeeRoute

На самом деле, очень многое зависит от людей: очень важно совпадение видения команды с видением основателей компании, потому что когда единства нет, это неминуемо ведет к распаду. Второй важнейший ингредиент – мотивация. Даже сама идея проекта имеет меньшее значение, если есть замотивированная и сплоченная команда. Наконец, третий компонент – терпение, потому что не всегда в начале работы видны результаты, даже наоборот, как правило, есть проблемы с финансированием, приходится идти на компромиссы. Многие стартаперы к этому не готовы, к тому же, у нас низок уровень бизнес-культуры, и недостаточно высока конкуренция. Всё это сказывается на наличии проектов, которые занимаются оптимизацией бизнес-процессов. Не хватает и квалифицированных инвесторов, особенно так называемых «бизнес-ангелов».

В этом плане CEO Camp стал очень показательным проектом – в рамках программы мы сфокусировались на работе над продуктом для крупных магазинов и курьерских служб, на построении понимания того, как будут построены продажи, каким образом позиционировать продукт, через кого продавать и т д.

Так, один из экспертов прислал нам контакты двух крупных курьерских служб, так что нам уже есть с кем работать. Ну и, конечно же, мы получили много советов. Экспертное мнение признанных лидеров рынка – бесценный подарок для любого новичка.

veeroute

Дмитрий Амроян, Основатель и Генеральный директор MyWishBoard
Дмитрий Амроян MyWishBoard

CEO Camp реально помог сориентироваться. Критическое мнение менторов позволяет с разных сторон посмотреть на продукт и понять слабые стороны, которые раньше мы просто не замечали. Мы думаем, что по окончании курса каждая компания получит более структурированное понимание своего бизнеса и рынка в целом. Что касается конкретного плана действий для тех, кто хочет начать свой бизнес, то тут всё очень индивидуально. Так, у стартапера нет полноценных выходных, но и постоянно сидеть в офисе «пилить продукт» также нельзя. Распорядок дня должен быть произвольным и сильно зависеть от взаимодействия с командой. Успех? В каждом случае это некая синергия трудолюбия, опыта и удачи.
mywishboard

Дмитрий Орлов, Генеральный директор CoinKeeper

Дмитрий Орлов Coin Keeper

Поездка в Кремниевую Долину стала возможностью вырваться из рутины и посмотреть на происходящее в нашей компании под новым углом. Безусловно, было безумно интересно и полезно узнать про максимум практик и получить ‘tacit knowledge’ (англ. «неочевидное, неявное знание») того, как местная культура способствует созданию инновационных продуктов. Если сравнивать нынешнее положение дел на российском рынке IT-стартапов ситуацией в Кремниевой Долине, то, конечно, у нас осложнен доступ к венчурному финансированию, а бизнес-культура не поддерживает поведение в стиле «ошибки — это хорошо». Стартаперы мало итерируют, ведь на них оказывается давление, мешающее гибко менять стратегию. Из-за малого количества талантливых серийных предпринимателей, маркетологов и продавцов, готовых поддерживать проект за небольшую зарплату на условиях опционов, приходится быть очень настойчивым. Но есть у российских IT-стартапов и преимущество перед Долиной — большое количество талантливых инженеров и разработчиков, не занятых в интересных проектах. Другое дело, что знания и понимание бизнеса у многих стартаперов не систематизированы. Именно с этим помог CEO Camp. Программа помогла выработать и закрепить подход постоянного поиска: короткие итерации состоят из постановки краткосрочных целей, сбора данных для проверки, анализа данных, по результатам — внедрения или отказа от решения.
coinkeeper

Cергей Галеев, CEO и основатель Addreality
Cергей Галеев AddReality

К началу работы над проектом на Deep Dive у нас были подготовлены бизнес-модели по двум space’ам. Это позволило не разрабатывать их тут, а обсуждать и редактировать с экспертами мирового класса. CEO Camp также позволил перезагрузиться перед стартом работы в Пало-Альто, и это прибавило объективности при принятии решений. Уверен, у большей части стартапов, пришедших на программу, большая часть работы была проделана интуитивно. Важно, что CEO Camp помог разобраться с творившимся хаосом, и теперь мы готовы растить бизнес, опираясь на стабильную основу. Как достичь успеха? Всё зависит от стадии, на которой вы находитесь. Впрочем, одно могу сказать точно: на старте важны команда, идея, баланс трезвости и безрассудства. И, конечно же, понимание того, что это бизнес, который, по сути, является процессом генерации дохода и сокращения издержек.
addreality

Всеволод Гаврилюк, Основатель и генеральный директор Semantic Desk
Всеволод Гаврилюк Semantic Desk

Стоит отметить, что недостаток амбиций и фокус на локальный рынок несколько тормозят российских IT-стартаперов. С другой стороны, перед нами примеры ‘global succcess stories’ (англ. «успешные проекты международного уровня») – ABBYY, Veeam, Paralles, InvisibleCRM. Наверное, поэтому опыт CEO Camp был действительно бесценным. У каждого участника программы была уникальная возможность пообщаться с рядом успешных предпринимателей, а на Deep Dive – c сотрудниками крупнейших компаний (Facebook, Odesk, Cisco, eBay etc.) и представителями венчурных фондов.
semanticdesk

Игорь Дебатур, сооснователь Whitescape
Игорь Дебатур WhiteScape

Самое важное, что дала программа Deep Dive – это структурирование информации и умение ставить и отслеживать понятные, выполнимые цели. Помимо этого, мы много узнали о культуре Кремниевой Долины и получили очень дельные советы от экспертов. Всё это и было нашей целью, мы выполнили её на сто процентов. Еще на CEO Camp мы получили понимание того, как стоит планировать работу, отслеживать результаты и ставить приоритеты. Эти знания помогли продуктивно провести время в Долине, что многократно окупает бюджет и время, которые нужны для поездки. Ведь бывает, что даже 15 минут с экспертом помогают не совершить ошибку, которая съела бы недели времени. Сегодня стартаперу нужно быть гибким, подстраиваться под задачи и загрузку. Приоритетом для него всегда должен быть проект, и это видно по горящим глазам! Но и про отдых забывать нельзя: как минимум пару часов в день нужно посвящать «перезагрузке» и саморазвитию, иначе можно просто закопаться в задачах, работать 24/7 и ничего при этом не достигнуть.
whitescape

Николай Филатов, СЕО, Генеральный директор Go2see
Николай Филатов go2see

Три «кита» любого стартапа – это команда, идея и рынок. И так как идеи и рынок постоянно трансформируются в процессе становления и развития проекта, то ключевое значение приобретает именно команда. Кроме того, у бизнеса должны быть быстрые и регулярные (недельные) циклы планирования, реализации и анализ результатов. Необходимо расставлять приоритеты по дням недели: день финансов/продаж, день стратегии/маркетинга, день работы с продуктом, день текучки/операционки и т.д. Каждый день выполняются и другие задачи, но основной фокус – на одном направлении деятельности. В этом смысле CEO Camp помог систематизировать знания и научил правильно расставлять приоритеты развития на разных этапах, что фактически дает технологию диагностики проекта и пошагового запуска.
go2see

Таким образом, если бизнес – это марафон, который чаще всего растягивается на несколько лет, то очень важно, чтобы на старте предпринимателя поддержали опытные тренеры-менторы с глобальным видением и профессиональным подходом. Гарантировать победу – выход стартапа на международный уровень – может только реальный интенсив, постоянная работа по выстраиванию конкурентного бизнеса. Начать строить свое будущее можно на Startup CEO Day, где команды-участницы нынешнего набора представят результаты проделанной работы за время участия в CEO Camp и смогут презентовать проект перед приглашенными венчурными инвесторами и экспертами, а также получат обратную связь о выбранном направлении развития и индивидуальные рекомендации по своим проектам. «Выпускной» пройдет 21 июня в Санкт-Петербурге.

Текст предоставлен ABRT VentureFund

Источник обложки