George_gallup

Текст Георгий Макаренко | 18.11.2013

Сегодня, 18 ноября, исполняется 112 лет со дня рождения Джорджа Горация Гэллапа – человека, который дал имя целому направлению социологических исследований. Разработанный им «метод Гэллапа» ознаменовал собой центральный период в истории изучения общественного мнения.

Применительно к предвыборным и рекламным отчетам обычно выделяются: «догэллаповская», «гэллаповская» и «постгэллаповская» эпохи. Последняя формируется сейчас, когда в социологии нового информационного мира  старые методики дают осечку за осечкой.

В 1930-е годы «метод Гэллапа» стал «дуновением свежего ветра», которое отчасти систематизировало, а отчасти опровергло прошлые наработки.  В начале XXI века, мы обеими ногами в «постгэллаповском мире».  Старые идолы подвергаются критике, а новые еще не появились, ведь кратко, четко и емко описать альтернативу методу 80-летней давности практически невозможно.

george_gallup_time

Степень влияния Гэллапа была такова, что его изображение размещалось на обложке Time. Источник

Трудно понять сам процесс гэллаповского исследования с технической стороны. Пытаясь найти детальную информацию о каких-либо формулах, переменных, естественных законах, на которых базировались изыскания Гэллапа и его института, мы встречаем лишь массу «упоительных историй» о жизни самого ученого. Как он при помощи неведомых формул предсказал маловероятную победу своей тещи на выборах. Как он использовал тайные переменные для опровержения официальных исследований по президентской кампании. Как основал на одному ему известных законах принцип опроса читателей газет.

В действительности основа данного метода – индвидуальный подход к исследованию, создание детально проработанного опросника с порой не слишком очевидными вопросами. Магия Гэллапа — это полное погружение в тематику. Получается микс социологии, основ маркетинга и, конечно, психологии.

Джордж Гэллап был великим психологом. Ему нужны были не цифры и формулы, а понимание и осознание процесса. Когда начинать соцопрос перед выборами, когда его завершать, какие человеческие факторы могут повлиять на конечный выбор кандидата электоратом? Отчасти его изыскания были в русле бихевиоризма, гуманитарного направления, находящегося в научном мейнстриме в середине прошлого века в США.

Недаром сам ученый, который пришел в социологию фактически из области рекламы, до последнего ностальгировал по своей «догэллаповской» молодости. Однажды, уже на закате жизни, он заявил, что если бы у него была возможность прожить заново, он бы всецело отдал себя исследованиям рекламы.

В память о человеке, который лично аккумулировал вековые социологические наработки и перевернул тем самым наше представление о прогностике, мы приводим интересные факты из жизни Джорджа Гэллапа и истории его метода.

1. Джорджа Гэллапа можно считать идеалом для гуманитариев: он довольно рано стал маститым доктором наук, всю жизнь работал по специальности и обрел на этом поприще мировую известность и признание. Докторскую диссертацию по журналистике он защитил в возрасте 26 лет. Ее темой стало улучшение технологии соцопросов.

2. Во многом, именно Гэллапу мы обязаны влиянием поп-культуры на современные СМИ: стремлением угодить массовому вкусу. Одно из первых исследований молодого ученого было посвящено изучению популярности определенных разделов в прессе.

До Гэллапа считалось, что массовый читатель действительно интересуется новостями на передовицах, политическими и экономическими очерками. Однако же опрос показал: сплетни, некрологи, спорт и кулинарные советы интересуют читателей более всего.

3. Аналогичный опрос Джорджа Гэллапа специально для агентства Young & Rubicam Inc. (куда тот поступил на службу в 1932 году) показал страсть широкого круга читателей также и к комиксам. Это косвенно повлияло на наступление «Золотого века комиксов», который начался во второй половине 1930-х годов.

4. Политическими прогнозами Джордж Гэллап занимался также с 1932 года. Тогда на должность госсекретаря его родного штата Айова выдвигалась теща Гэллапа Ола Миллер. Именно ее зять чуть ли не единственный предсказал ей победу, что в итоге и произошло.

Гэллап, как психолог, учитывал в том числе растущее недовольство правящей партией республиканцев, которых массовое сознание (отчасти несправедливо) винило за кризис и Великую депрессию. На этом посту Ола Миллер стала первым представителем демократов с 1856 года и первой женщиной в принципе.

5. Впервые замахнуться на президентские выборы Гэллап сотоварищи решил в 1936 году. Публично раскритиковав солидное издание Literaly Digest и их принцип проведения соцопроса, он провел свое исследование среди 3000 человек, которое специально было более репрезентативным, чем «опрос-по-почте» 10 млн. читателей журнала, из которых лишь 2 млн. человек прислали заполненные анкеты.

Стоит ли к этому добавлять, что итог выборов в ноябре 1936 года стал триумфом для Гэллапа и началом конца для Literaly Digest?

6. За свою жизнь Джордж Гэллап участвовал в прогнозировании 12 выборов президента США и лишь один раз опубликовал неверные результаты. В 1948 году он заранее отдал победу республиканцу Томасу Дьюи, хотя на самом деле первым к финишу пришел действующий глава Белого дома Гарри Трумэн. Позднее учёный проанализировал свои ошибки и понял: опросы необходимо проводить почти до самого дня выборов – чем ближе к голосованию, тем меньше таинственных «не определившихся».

7. В последние годы «метод Гэллапа» начал давать все больше трещин. Связано это с тем, что ставший традиционным, этот принцип не учел высочайшей важности технологических перемен в обществе: выделение обладателей смартфонов в отдельную фокус-группу, проведение онлайн-опросов и т.д.

Нельзя сказать точно, что идет ему на смену, однако можно предположить, что главный тренд всего многообразия новейших методов – математизация и технологизация процесса в противовес чистому психологизму Джорджа Гэллапа.

Бонус: отрывок из интервью Джорджа Гэллапа

YouTube Трейлер

Изображение на обложке — источник