990x660

Текст Иван Дивильковский | 16.10.2013

 

Про бэкграунд

Мне всегда хотелось работать с детьми. С пяти лет я играл с братом «в школу», и быть учителем мне нравилось больше, чем учеником. Где-то с 6-7 класса я уже твердо решил, что хочу преподавать, причем именно детям.

Первое образование не было связано с педагогикой. В тот момент, когда я поступал, в 2002 году, образ учителя, который сложился в моей голове, был не очень респектабельным, зато очень крутыми казались  юристы и экономисты.  Поэтому я поступил на экономический факультет СпбГУиЭФ (ФИНЭК).

Сочетание педагогического призвания и экономического образования стало очень удачным для старта собственного бизнеса, тем более, что я заканчивал факультет бухгалтерского учета и аудита.

750x549

Валерий Астанчук, 28 лет, Санкт-Петербург

 

Хаглар

Хаглар  я создал на втором курсе. Команду собирал из людей, которые сидели за студенческими партами вместе со мной, потому что никто, кроме них, меня в 18 лет с такой идеей не поддержал бы. В тот семестр у нас начался курс «Бизнес-планирование», благодаря которому следующие полгода я посвятил продумыванию Хаглара.

Инвестиций не нужно было вообще никаких. Мы не занимались управлением недвижимостью, мы брали в аренду площадки и вывозили детей на наши программы.

А началось все с того, что мы были приглашены в одну из турфирм города для презентации будущего детского лагеря. Вместе с нами презентовалось еще два проекта, наш был выбран как лучший. Нам дали один стол, один стул и компьютер на двоих сотрудников: так мы и работали полтора года.

 Турфирме мы отдавали очень большую долю; себе оставляли что-то около 2 тысяч рублей в месяц, но мы были горды тем, что занимаемся своим делом; нам это очень нравилось. Через полтора года мы решили развиваться отдельно и создали свое юридическое лицо.

Модные уикенды

Когда я поставил бизнес на рельсы, мне вновь захотелось учиться. Пока все мои друзья-студенты прожигали свою жизнь на 2-3 курсе, я уже работал по 6-7 дней в неделю. Студенческая жизнь проходила мимо меня, я даже на своем выпускном не смог поприсутствовать, потому что я должен был находиться в лагере в Крыму.

В 2009 году я уехал в Нью-Йорк учиться и параллельно проходить стажировку в компании, которая занималась производством дизайнерской одежды и участвовала в неделе моды. В 2010 я вернулся обратно, увидел, что бизнес у молодых российских дизайнеров у нас в стране находится на очень низком уровне, и решил заняться им, попробовать себя в новой сфере.

Проект получился, но на него было потрачено очень много сил и финансов, а ожидаемого удовлетворения от него я не получил. Была большая депрессия, и я понял, что судьба не оставляет мне выбора: я должен заниматься образованием и развитием детских лагерей.

Incamp

Это один из самых простых проектов, которые у меня были. Я много лет проработал  сфере детского отдыха, и видел, какие там прорехи в инфраструктуре: нет площадок, нет каналов связи. Я посмотрел на booking.com, где я все время бронировал себе отели, и подумал: почему не существует подобного сервиса для родителей и детских лагерей?

Выбрать лагерь для ребенка очень сложно: надо искать информацию, при том, что у многих лагерей нет даже своих собственных сайтов. Мы создали агрегатор, который объединяет 500 лагерей от Японии до Сан-Франциско и предоставляет удобный сервис для родителей, экономя им время и деньги на приобретение путевок.

В первый год через нас было забронировано 2.5 тысячи путевок. Для сравнения, Хаглар после 10 лет успешной работы принимает до 3000 детей в год сейчас. Так что мы считаем, что результат достаточно неплохой, и в этом году хотим эту цифру довести до 5-7 тысяч.

 

Детские лагеря

Специфика этого рынка в том, что покупатель и потребитель – разные люди. Покупатель – это родители, которым нужно, чтобы за детьми следили, чтобы безопасность была обеспечена на высоком уровне. А потребитель – дети, которым хочется, чтобы контроля было меньше, много свободного времени и веселья.

Поэтому постоянно приходится лавировать между их интересами: мы очень серьезно относимся к жизни и здоровью детей, постоянно проводим курсы для наших вожатых, в том числе и в Красном Кресте, но не забываем о том, что детям нужно детство. Вместе с этим мы создали специальный отдел, который занимается созданием исключительно развлекательных программ, постоянно придумывая что-то новое.

Рынок детских лагерей  достаточно большой по объему, и он постоянно растет за счет демографии.

В 2005 году мы ощущали нехватку клиентов за счет снижения рождаемости в 90 годы, особенно в 98. Но эти времена уже в прошлом, сегодня заметна другая тенденция: рост рождаемости и снижение предложения по детским лагерям.

Во времена СССР  было огромное количество лагерей, которые находились на балансах крупных организаций. Сейчас такие организации начинают избавляться от непрофильных неликвидных активов – и желающих купить эти территории под коттеджные поселки хватает. Несколько лет назад около 200 лагерей по Ленинградской области было закрыто из-за аварийного состояния, а земля отдана под жилую застройку.

Надо понимать, что земли, которые раньше принадлежали детским лагерям, зачастую находятся в экологически чистых местах на берегу крупных водоемов. Я считаю, что государство должно взять на себя ответственность за реконструкцию и развитие площадок для детского отдыха. Но если этого не произойдет, то у нас у всех будет очень много работы.

 

YouTube Трейлер

 

 

А частный бизнес не занимается капитальным строительством?

Сама по себе площадка детского лагеря коммерчески малорентабельна, ее строительство – социальная функция государства и крупных компаний. Сейчас площадки часто функционируют в межсезонье как гостиницы, чтобы хоть как-то покрыть свои расходы.

Есть очень небольшие окна возможностей для бизнеса, связанные с девелопментом.

У нас есть желание построить свой корпус на 150-300 человек для Хаглара, буквально на днях мы начали просчитывать эту возможность. Если мы найдем вариант, как недвижимость, построенную под детский лагерь, сделать коммерчески успешной, со сроком окупаемости в 3-4 года, то мы будем масштабировать этот опыт и будем делиться им с другими регионами, чтобы лагерей становилось больше.

 

Были ли какие-то проблемы с государственными органами?

Нет, за 10 лет проблем не было, наоборот, есть позитивные моменты. Например, каждый работающий родитель имеет право на компенсацию части стоимости путевки ребенка в детский лагерь за счет регионального бюджета. В Ленинградской области за 21 день бюджетным организациям государство заплатит 17 500 рублей,  а работникам коммерческих структур 9 500 рублей. Стоимость путевки в среднем составляет 25-30 000 рублей. Соответственно при такой компенсации  в нашем регионе большее количество детей смогут отдохнуть в детских лагерях летом 2013 года.

Про инфраструктуру для стартапов

Мне кажется, что стартапы в нашей стране развиваются очень стремительно и немного стихийно: у нас не хватает опыта. Нужно более четко прописывать цели, лучше отбирать перспективные бизнесы и более четко контролировать. С контролем пока что беда: государство выдает деньги предпринимателям, а историй успеха тех, кто эти деньги получает, не так много.

Я, вообще, считаю, что бесплатные деньги для стартапера – это зло.

Он должен понимать, что деньги чего-то стоят. Я сам являюсь экспертом Росмолодежи, и вижу пагубное влияние бесплатных денег на умы стартаперов, они начинают охотиться за халявой, а потом не несут никакой ответственности.

Бизнес-инкубаторы пока больше похожи на акул. Они стали площадкой для поиска стартапов для бизнес-ангелов. Наши ангелы требуют сразу 60% бизнеса… я бы не пошел на такие условия.

 

Про ОПОРУ РОССИИ

Я был финалистом международной премии GSEA,  где Александр Бречалов был одним из экспертов. Там мы познакомились, я подал заявку на участие в премии «Бизнес-успех» в Санкт-Петербурге. Я выиграл, был награжден, а сейчас выяснилось, что я победил и в российском этапе, что, конечно, приятно.

Плюс, сейчас ведутся переговоры о том, чтобы расширять взаимодействие с ОПОРОЙ России по Санкт-Петербургу. Санкт-Петербург занимает первое место по предпринимательскому духу среди всех городов России. 40% наших молодых людей хотят быть предпринимателями.

 

Возможности для бизнеса

Сейчас очень хорошо развивается дополнительное образование, все, связанное с развитием творческих возможностей детей. Можно открывать кружки, секции. Раньше эту функцию выполняли дома культуры. Сейчас их становится меньше: раньше им отдавались хорошие помещения в центре города, а теперь их оттуда выживают.

Опять же в ДК людям платят мало, поэтому они работают менее эффективно, так как вынуждены искать подработку на стороне. Вот здесь и есть лазейка для стартаперов: брать небольшие помещения – в аренду или собственность  и создавать небольшие центры развития. Детей становится много, их нужно обучать, развивать.

Чем больше будет таких центров, тем лучше будет развито наше общество.

Очень важный вопрос – учителя.  В образовании кадры решают все. Самая главная задача предпринимателя, если он не является педагогом (а лучше, чтобы он им не являлся, чтобы он был хорошим менеджером) – правильно искать и мотивировать преподавателей. Если нужно – хантить их. И, конечно, обучать.

Можно назвать два основных риска для таких компаний. Во-первых, еще не все родители готовы платить за кружки. Ситуация сейчас в этой сфере такая же, как была 10 лет назад с лагерями, тогда их имидж был крайне низкий. Сейчас с лагерями все более или менее выправилось, но вот привыкнуть к тому, что дополнительное образование стоит денег, родителям еще предстоит.

Второй риск – управление. Самая серьезная проблема – как продать образовательный продукт. У нас не готовят менеджеров в образовательной сфере. Нужно потреблять кучу западной литературы, ездить на конференции, общаться с людьми. Важно не скупиться на дизайн и демонстрировать эффективность программ. Надо постоянно доказывать, что дети, которые занимаются по вашим программам, гораздо лучше подготовлены, чем все остальные дети: нужно выводить их на конкурсы, соревнования. Конечно же, нужно вкладывать в сами программы – в НИОКР и в постоянный контроль.

 

Система образования в России

Студентам педагогических вузов неинтересно преподавание. На ярмарке вакансий в университете Герцена мы были единственными, кто предлагал работу по специальности, но к нашему стенду никто не подходил.

Система образования не успевает за развитием общества. Раньше  перед ней стояла задача подготовить рабочих для фабрик.

Сейчас другие приоритеты, а система не сильно поменялась. Необходимо готовить лидеров, инноваторов, тех, кто может работать в команде.

Перед подростками нужно ставить нерешаемые задачи, и в процессе работы передавать им новые знания. Вместо этого мы им говорим: вот задача, а вот ответ, который можно списать из ГДЗ, он один, всегда правильный и всегда напечатан. Такая система никогда не сможет породить инноватора.

Есть отдельные школы, отдельные директора и учителя, которые это давно поняли и внедряют новые методики, но их доля очень мала. Хороших педагогов мы стараемся объединить в Академии Родительского Мастерства (mamapapaforum.ru), это еще один наш социальный проект – форум для родителей.

Основная проблема – в имидже преподавателя. Пока имидж учителя не поднимется   , мы ничего не сможем добиться. Наша страна занимает 20 место по качеству образования. Первое делят корейцы и финны. Два абсолютно разных подхода, никаких совпадений в методиках, общее только одно – высокий статус преподавателя.

YouTube Трейлер

 

Безопасность в лагерях

Детский лагерь очень тяжело масштабировать. Я не могу предоставлять услугу под своим именем, если я не могу лично убедиться в соблюдении норм безопасности.

Первого июня, в день защиты детей, Первый канал уже четыре года подряд делает репортажи о том, как дети гибнут в лагерях. Появляется этот репортаж в самый сезон, как нарочно. У нас после этих сюжетов всегда обрывается телефон.

Мы проверяем те лагеря, которые подключаем к incamp, у нас есть свои критерии качества, и я бы своего ребенка в эти лагеря отправил.

 

А у вас дети есть?

Нет, но я работаю над этим.

 

______________________________ 

Выражаем благодарность «Опоре России» за организацию интервью 

Иллюстрация Юлии Печёнкиной