TneWYS7ofYE

Текст Олег Панин | 13.11.2013

Дорогой читатель, разреши мне начать с небольшого лирического отступления. Мне очень важно донести до тебя даже не основную мысль статьи, а идею, с которой началось ее написание. Заключается она в том, что не обязательно быть министром или владельцем крупного бизнеса для того, чтобы изменять мир вокруг себя. Иногда даже выводы и действия после прочтения таких «революционных» статей, как эта, могут сначала изменить мир вокруг тебя, а затем вокруг и всех остальных. Отнеситесь к этим мыслям серьезно, так как именно мы с вами строим будущее, и от нас зависит то, каким оно будет.

       

Профиль

1

 

  Олег Панин

Серийный предприниматель, новатор.

Сооснователь проекта PRE.инкубатор

Генеральный директор CenterLLC

Эксперт в области бизнес-моделирования

и создания стартапов

 

 

 

 

Сегодня мы все чаще слышим о различных образовательных программах для начинающих предпринимателей, создаются всевозможные бизнес-акселераторы, где за несколько месяцев можно пройти курс «молодого бойца» и изучить основные вехи бизнеса. По-настоящему качественных – единицы. Сейчас некоторые я реализую с командой.

Колоссальные средства и усилия тратятся государством и Правительством г. Москвы. Если вы предприниматель, то при желании практически любую информацию о продажах, инвестициях, юридическом обеспечении и других аспектах бизнеса можно получить бесплатно. А из-за того, что разных бизнес-тренеров и методик становится все больше, конкуренция растет, борьба начинается на уровне компетентности, и (наконец-то), как следствие, растет качество информации. Казалось бы – все есть! Учись. Бери и делай. Но, увы… Почти все обречены на провал. Вам ведь интересно, почему так происходит?

Дело в том, что предприниматель – это не менеджер, который получил диплом, прочитал тонну книг и знает все приемы основных «моховичков» менеджмента: организации, планирования, мотивации, контроля и обучения. Такой менеджер, скорее всего, будет отлично выполнять свою работу. Но это не про бизнес.

Предприниматель – это набор навыков, определенный склад ума и способность относиться к делу, как к искусству; интуитивно чувствовать решения для существующих проблем. Третий пункт, наверное, самый важный. Такой боекомплект может сформироваться только эмпирическим путем, с годами жизни и с опытом. Крайне редкий случай – миллионер школьник. Но, вы знаете, это тоже возможно!

В любом случае вывод есть один – узнавать о том, что такое бизнес нужно как можно раньше. Получить навыки нужно еще со школы. Делать первые шаги величайшие современные предприниматели начали еще со школьной скамьи. Именно такие мысли когда-то навели нас на идею создать проект PRE.инкубатор. Это первый бизнес-инкубатор для школьников, который располагается на экономическом факультете МГУ им. Ломоносова.

Помимо группы в МГУ, мы проводим множество мероприятий при поддержке нашего партнера – компании LENOVO на таких площадках, как Центральный дом предпринимателя, Центры развития бизнеса и др. Все это делается, в первую очередь, с целью популяризации бизнеса и молодежного предпринимательства. Мы – одни из первых, кто начал ломать современные стереотипы о предпринимательстве в России.

Все это говорит лишь о том, что тратить свое и чужое время, деньги и силы, проводить массу бизнес-тренингов и мастер-классов на тему создания собственного дела – бессмысленно, так как большая часть слушателей подобных программ, особенно, если они бесплатные, не подготовлены морально. Одни из самых надежных и эффективных бизнесов основаны на семейной традиции. Когда отец еще с детства сыну говорил о том, что «я дам тебе удочку, а рыбу ты ловить будешь сам». Причем в данном случае «удочка» – это, в первую очередь, не ресурсы и капитал, а знания и навыки, которые прививаются с детства. Отличные примеры – Рокфеллеры, Ротшильды и др.

1

Меня часто спрашивают, чем отличается предприниматель от всех остальных, и чему же мы учим детей. Хотя учебой это назвать сложно. Лично я выделяю три основные черты: новаторский, креативный подход к решению проблем, высокая склонность к оправданному риску и… Третье как-нибудь в другой раз напишу.

Вы прекрасно понимаете, что провести обычный школьный урок, в данном случае, мягко говоря, мало. Поэтому в основе способа подачи материала программы PRE.инкубатора заложена геймификация всего образовательного процесса, вплоть до мета-игры (игровой движок, пронизывающий весь процесс обучения), нестандартные, креативный формы практики (многие занятия мы проводили на улице и в торговых центрах) и событийный характер (упор часто делается на различные мероприятия и ивенты; каждый тренинг – это событие).

Благодаря таким способам, а также новейшим методикам обучения бизнесу, включая методику Leanstartup, мы достигаем высокой мотивации со стороны детей. Наши участники и резиденты не начинают путь бизнесмена с бизнес-плана, юридической формы или штатного расписания, они учатся находить решения для существующих проблем за счёт построения гипотез и их тестирования, построения бизнес-модели и создания проектной команды. Именно такой подход позволяет воспитывать в человеке сильнейшую интуицию, чувство рынка и потребителя.

Вопрос, можно ли учить бизнесу и нужно ли начинать учить со школы, наверное, будет спорным еще долго. Для меня ответ однозначен – просто необходимо. При этом далеко не каждый станет бизнесменом. Задумайтесь, сколько детей после школы становятся выдающимися физиками или химиками. Но, ведь эти предметы обязательны для всех, и я рад, что в школе узнал, хоть правило буравчика ни разу не применил после того, как сдал экзамены.

1

С другой стороны, такие фундаментальные науки и основы мироздания, природы, флоры и фауны должен знать каждый. Так почему же не преподавать основы «школы жизни». Ведь, как мы уже поняли выше, предприниматель во многом – это набор навыков. И эти навыки нужно воспитывать и тренировать. Именно, исходя из таких критериев, была разработана программа PRE.инкубатора.

Сегодня актуальность качественно нового уровня бизнес-образования обусловлена не только стратегическим курсом государства, направленного на развитие инноваций и предпринимательской активности в России, а, как известно, именно предприниматели являются основными драйверами на пути коммерциализации новейших разработок и их внедрения. Помимо этого, существует множество трендов в современном образовании, которые «требуют» системных нововведений. К ним можно отнести: геймификацию, все большую актуальность краткосрочных и среднесрочных программ дополнительного образования, и курсов повышения квалификации, практикоориентированного обучения.

Особый интерес к подобной концепции проявляют известные бизнесмены, политики и общественные деятели. Они с удовольствием приходят к нашим ребятам поделиться опытом и знаниями. В PRE.инкубаторе занятия проводятся бесплатно, и лучшие профессионалы, тренеры и опытнейшие предприниматели, чьи услуги стоят больших денег, приходят к нашим бойцам бесплатно. Всех этих людей, как и любую успешную команду, объединяет идея и колоссальные перспективы масштабирования проекта в будущем.

large_vitruvian-man

Да, и, вообще, позволю себе такое утверждение: с учетом современных реалий и стратегических задач нашей страны PRE.инкубатор должен стать программой, доступной для каждого школьника. А в дальнейшем – даже обязательной. Подобный подход является настоящей инновацией в области образования.

Я очень рад тому, что наша страна делает ставку на развитие инноваций и бизнеса. Более того, радует, что планы понемногу выполняются, а рейтинг нашей необъятной Родины в среднем, например, по странам G20 растет в сфере инноваций и предпринимательской экосистемы.

Но лично я убежден в том, что большая часть проблем бизнеса связана с недостатком в специфичном и непривычном для нас бизнес-образовании. Предпринимателям нужны не просто деньги, а «умные деньги». Именно благодаря воспитанию нового поколения элитных предпринимателей, которые столкнулись с бизнесом еще в школе, мы сможем коммерциализировать блестящие разработки современной отечественной науки и выходить в лидеры на мировой арене.

 

Фотографии предоставлены http://vk.com/preinc