Текст Наталья Захарова | 13.01.2014

Журналистика – область мифотворчества и то, как журналисты представлены в кинематографе, отражает признание или отрицание роли СМИ в обществе. В День печати представляем вам подборку фильмов о журналистах.

Пятая власть (The Fifth Estate), реж. Билл Кондон, 2013.

Джулиан Ассанж написал в ответе Бенедикту Камбербэтчу (сыгравшему его в «Пятой власти»): «Я верю, что вы хороший человек, но не верю в то, что это хороший фильм. Он задушит правдивую версию событий, в то время, когда правда наиболее необходима».

YouTube Трейлер

У Ассанжа были причины не принимать фильм всерьёз – сценарий   основывается на книге экс-программиста WikiLeaks Даниэля Домшайт-Берга «Inside WikiLeaks» и публичных разоблачениях в 2011 английскими журналистами из “The Guardian” (Дэвида Лейгха, Люка Хардинга). Фильм раскрывает не столько деятельность WikiLeaks, сколько отношение Ассанжа к Бергу.

В фильме основная драма разворачивается вокруг пепельных волос, которые Джулиан, оказывается, красит, его внешнего вида и эксцентричного поведения. Ассанж показан эгоцентричным параноиком, зацикленным на воплощении своих идей любой ценой, забывающим о судьбах своих информаторов. Он цитирует Солженицына, тянется к сочинениям Кропоткина, упоминает Фиделя Кастро, в общем, представлен безумным революционером с непомерно раздутым эго.

Если вас действительно интересует WikiLeaks, было бы разумнее посмотреть документальную ленту шведского режиссера Йоханнеса Вальстрёма «Медиастан». Она о том, как группа журналистов и активистов WikiLeaks бороздит пространства от Афганистана до Манхэттена в поисках редакторов, которые бы смогли проанализировать и опубликовать документы об этих странах. Эта история вовсе не про Ассанжа, скорее, про мировые медиа как таковые, про стремление к свободе слова и то, как мало редакторов эту свободу отстаивает.

Служба новостей (The Newsroom), сценарист Аарон Соркин, сериал 2 сезона, 2012-2013.

Соркин сотворил утопию в сериале, образцовую рабочую среду для прессы – канал ACN (Atlantis Cable News), сотрудники которого могут посостязаться в конкурсе на звание идеального журналиста. Герои готовы головы сложить за свою идейную работу. Вместе им нужно вернуть вечерним новостям высокий рейтинг, и они решают делать новости для умных, а не для масс.

YouTube Трейлер

У Соркина две любимые формы развития сюжета: диалог и монолог. Там, где другим нужно тратиться на взрывы зданий для эффектности кадра, Соркину достаточно остановить мгновение, давая возможность выговориться своим героям.

Соркинские персонажи настолько круто складывают слова в предложения, что по результатам социальных опросов придуманные им президенты со своими речами выиграли бы выборы с результатом в 80 процентов голосов, если бы существовали в реальности.

Правительство (Borgen), датский сериал, 3 сезона, 2010-2013.

Есть множество причин для того, чтобы хвалить сериал “Правительство”, и образ журналистов, представленный в нём, составляет одну из них. Из значимых достоинств хотелось бы отметить ту основную задачу, которую ставили себе создатели сериала и с которой справились на ура: развенчание устоявшихся стереотипов о Скандинавии.

YouTube Трейлер

Образы журналистов в фильме можно поделить на две категории: мастера своего дела с телеканала TV1 и “желтая пресса” в лице Микаэля Лаугесена и его журнала. В ленте тонко показывается, как нужно и нельзя вести себя прессе, ведущей диалог с политиками.

TV1 всегда тщательно отбирают сюжеты, взвешивают за и против, а Лаугесен (как лидер оппозиции действующего правительства и вообще обиженный на весь свет, поскольку не получил место премьера) выдаёт “новости”, даже не задумываясь о потенциальном вреде, который они могут нанести. Так, просто угрозой о публикации фотографий, изобличающих факт гомосексуализма министра юстиции Троелса Хоксенхавена, он доводит политика до самоубийства.

Девушка с татуировкой дракона (Män som hatar kvinnor), Нильс Арден Оплев, 2009.

Девушка, которая играла с огнем (Flickan som lekte med elden), Дэниэл Альфредсон, 2009.

Девушка, которая взрывала воздушные замки (Luftslottet som sprängdes), Дэниэл Альфредсон, 2009.

Будет ошибкой ссылаться на голливудскую версию “Девушки с татуировкой дракона” (хотя, спасибо ей за привлечение ещё большего внимания к творчеству Стига Ларссона), если берешься рассматривать образы журналистов в трилогии “Миллениум”. Обратимся к шведской экранизации, поскольку она ближе к тексту самого Ларссона.

YouTube Трейлер

Микаэль Блумквист поставлен как в трилогии, так и на экране в ситуацию выбора между беспристрастным соблюдением профессиональной этики и следованием личным принципам. Вопрос нередкий для журналистов, занимающихся расследованиями. Один из героев говорит об этой ситуации так: «Вы должны выбрать между вашей ролью журналиста и вашей ролью как человека».

Знакомство с персонажем начинается с дела против магната Веннергстрёма, которого Блумквист обвиняет в торговле оружием и финансовых махинациях, но проигрывает судебную тяжбу по обвинению в клевете. Оказавшись на время вне игры, он соглашается провести расследование для владельца крупного концерна Хенрика Вангера, у которого таинственным образом исчезла племянница в далеком 1966 году.

Блумквист работает в паре с Лисбэт Саландер, образ которой воплотила Нуми Рапас. Лисбэт – самородок с фотографической памятью, нехилыми аналитическими способностями и сверхспособностью к взламыванию сайтов. Естественно, такая помощница в расследовательской журналистике окажется нелишней. Более того, именно она находит племянницу, раскрывает массовые ритуальные преступления прошлого века, совершенные маньяком со стажем и сыном Хенрика Вангера по совместительству.

Доброй ночи и удачи (Good Night, and Good Luck), реж. Джордж Клуни, 2005.

Ещё одна зарисовка на тему “журналист разделывается с неугодным политиком”. В данном случае это Эдвард Марроу, объявивший в 1953 году войну печально известному антикоммунисту Джозефу Маккарти. Марроу стал кумиром американцев еще в годы второй мировой войны благодаря своим радиорепортажам из Лондона.

С началом массового телевещания Марроу сменил радиоформат на телевизионный: с 1951 по 1958 г. его новостная программа «See It Now» являлась престижной “головной болью” канала CBS, поскольку в ней затрагивались такие острые и спорные темы, как расовая сегрегация, эксплуатация рабочих-мигрантов, апартеид.

YouTube Трейлер

Марроу предстает как “ум, честь и совесть” эпохи, как стоический борец со злом – корпоративными интересами, лицемерными политиками, беспринципными спонсорами. У непосвященного в реалии того времени зрителя может сложиться впечатление, что гражданской смелости, искусного монтажа и знаменитой высоко приподнятой брови Марроу оказалось достаточно, чтобы Маккарти был повержен.

Жизнь Дэвида Гейла (The Life of David Gale), реж.Алан Паркер, 2003.

“Жизнь Дэвида Гейла” – фильм о встрече: встрече журналистки Бэтси Блум (Кейт Уинслет) и Дэвида Гейла (Кевин Спейси), приговоренного за убийство к смертной казни.

YouTube Трейлер

В ситуации, более чем просто стрессовой и не требующей задержек и отлагательств, ибо до смертной казни осталось три дня, Бэтси собирает материал про Дэвида Гейла. Уже после первой встречи героиня Уинслет понимает, что в истории с Гейлом что-то не так. Не может добропорядочный отец семейства, профессора университета и противник смертной казни оказаться в камере смертников по обвинению в убийстве. В ходе расследования выясняется, что герой Спейси действительно невиновен.

Афера Стивена Гласса, реж. Билли Рэй, 2003.

В основу сюжета фильма легла реальная история молодого журналиста, который был разоблачен в 1998 г. как “серийный фабрикатор” более чем двух дюжин статей для известного журнала “New Republic”. Гласс, в отличие от своих коллег, не просто занимался плагиатом или придумывал цитаты, но создавал тотальную вымышленную реальность, подделывая доказательства её существования. Такое могло произойти только с человеком, безусловно, талантливым, насквозь проникнутым духом постмодернизма, поставившего под сомнение само существование правды в её традиционном понимании.

YouTube Трейлер

В качестве антипода Гласса предстает его редактор Чарльз Лейн, который и “разоблачает” лгуна. От этого картина и становится столь голливудской, с хэппи-эндом, утверждающим распространенный в Америке миф о свободной прессе и ее способности к саморегуляции.

Прирожденные убийцы (Natural Born Killers), реж.Оливер Стоун, 1994.

Этот фильм был одним из любимых у подростков, устроивших бойню в школе Columbine 20 апреля 1999 года.

YouTube Трейлер

Прототипами основных героев послужили Чарли Старквезер и Кэрил Энн Фьюгейт, в фильме их зовут Микки и Мэлори Нокс. Это нездоровая парочка, возомнившая себя Бонни и Клайдом, только хуже – серийные убийцы, популярности которых позавидовали бы многие звезды.

Всё благодаря передаче “Американские маньяки” и её ведущему Уэйн Гейлу (его отлично сыграл Роберт Дауни-младший), который с таким мастерством рассказывает о “подвигах” бесчинствующей парочки, что создает культ маньяков, формирует ложные молодёжные идеалы и представления о том, что допустимо, а что – нет.

Неловкий момент заключается в том, что совершенно бесбашенные маньяки получаются с экрана уж больно обаятельными, не мудрено и заразиться. Как окончательный результат – убийство самого Уэйна Гейла, записанное супругами Нокс на камеру.

Без злого умысла (Absence of Malice), реж.Сидни Поллак, 1981.

Бывший журналист Керт Лудтке предложил Сидни Поллаку сценарий о “наболевшем” – поколении журналистов, более занятых разоблачением, нежели доказательствами.

YouTube Трейлер

Так появился фильм “Без злого умысла”, в котором журналистка Меган Картер, не проверив факты, публикует статью о причастности Майкла Галлагера (Пол Ньюман) к убийству лидера профсоюзов докеров. Она, в виду непомерных амбиций и банального непрофессионализма, хочет быстрее раскрыть преступление, о котором обмолвился шеф отдела полиции по борьбе с организованной преступностью. Из-за своего стремления к сенсации Меган, без злого умысла, оказалась вовлеченной в хитроумную интригу полиции, которая хочет повесить преступление на невиновного человека.

Вся президентская рать (All the President’s Men), реж.Алан Дж.Пакула, 1976 .

«Вся президентская рать» посвящена Уотергейтскому скандалу. Бешеный успех этой ленты в 70-е объясняется несколькими причинами.

YouTube Трейлер

Во-первых, фильм вышел всего через четыре года после скандала, зрители с особенной легкостью откликались события, столь живые в воспоминаниях. Во-вторых, документальная манера фильма акцентирует внимание на истинности истории. В-третьих, актеры слишком хороши: Дастин Хоффман в роли Карла Бернстайна и Роберт Редфорд в роли Боба Вудворда.

Впечатляет также дотошный показ “газетной кухни”, нравов журналистов. Фильм, ставший классикой американского кинематографа, породил целое поколение журналистов, которые хотели быть похожи на Редфорда и Хоффмана, бороться за правду и клеймить несправедливость.

Телесеть (Network), реж.Сидни Люмет, 1976.

YouTube Трейлер

15 июля 1974 г. в прямом эфире застрелилась страдавшая от депрессии телеведущая флоридского канала WTXL-TV Кристин Чаббак. Возможно, это повлияло на впечатлительного сценариста Пэдди Чаефски, который придумал телекомпанию Union Broadcasting System UBS и её обозревателя Говарда Била. Сыгравший его Питер Финч был награжден “Оскаром” за все свои страдания.

Говарда Била, ведущего новостей на UBS-TV, нервный срыв из-за низких рейтингов и как следствие своей профнепригодности застал в прямом эфире, что понравилось зрителям, обеспечив баснословный рейтинг. Говард всего-то пообещал убиться во время своего последнего эфира, а начальство тут же решило попридержать его на пике славы и создать “Шоу Говарда Била”, где тот бьётся в истериках и кричит: «Я зол, как черт, и я больше не собираюсь это терпеть!»

Когда рейтинги Говарда упали, Дайана Кристенсен (Фэй Данауэй, получившая «Оскар» за роль беспринципной карьеристки) договаривается с леворадикальной террористической группировкой, согласившейся за собственное шоу “Голос Мао Цзэдуна” убить Говарда в прямом эфире.

Профессия: Репортер (Professione: reporter), реж.Микеланджело Антониони, 1975.

Лондонский телерепортёр Дэвид Локк (Джек Николсон), закинутый в Сахару, на протяжении трех лет снимает документальный фильм о местных повстанцах.

YouTube Трейлер

То ли профессия, то ли пустынность Сахары (Антониони бегал с холодильником, чтобы пленка не растаяла), вводит его в состояние глубочайшей депрессии, отрицание мира. Возможно, поэтому, обнаружив труп в захолустном отеле, Локк решил махнуться с ним жизнями. «Люди исчезают всякий раз, выходя из комнаты», – думает он, переклеивая в свой паспорт фотографию покойника, а через некоторое время уже почитывает свой некролог.

История вполне укладывается в тему аутсайдера по своей воле, отрекающегося от профессии, в которой столько гадкого, мерзкого и банального.

Алиса в городах (Alice in den Städten), реж.Вим Вендерс, 1974.

Вендерс представляет образ анемичного журналиста, созерцателя, хипстера местного разлива, который ходит по побережью США под ритмы Чака Бери, щёлкает полароидом снимки, ищет вдохновения для материала про Америку для немецкого журнала, а сам – в кризисе, тонет в ощущении собственного профессионального бессилия, ибо уверился в том, что мир непознаваем.

YouTube Трейлер

В аэропорту на него сваливается девятилетний живой ребенок (девочка!), мама сбежала в неизвестном направлении, попросив простака Филиппа погулять с дочерью. Теперь их двое, они путешествуют под Густава Малера и мелодию группы «Can» по городам Рурского бассейна в поисках родственников девочки.

Герой фотографирует, а снимки выходят нелепыми по простой причине – мир непознаваем, никакой объектив не может запечатлеть его объективно, мир вообще невозможно охватить «журналистским» взглядом.

Фотоувеличение (Blowup), реж.Микеланджело Антониони, 1966.

Главный герой из “Фотоувеличения” самобытен. Циничный и одинокий, с лакуной вместо ценностной иерархии, Томас (в исполнении Дэвида Хэммингса) и сам до конца не определился со своими желаниями. Успешный фотограф, делающий снимки первоклассных моделей, он с помощью фотоаппарата способен представлять действительность такой, какой хочет сам её видеть.

YouTube Трейлер

Это развивает у него навязчивые идеи – при фотоувеличении ему начинает казаться, будто случайный кадр запечатлел убийство. Его Томасу хочется распутать. Фильм отдаленно напоминает стилистику детектива, но так закручивается в лихой атмосфере свингующего Лондона 60-х, которую хотел передать Антониони, что детективная линия слабо держит сюжет.

Сладкая жизнь (La dolce vita), реж.Федерико Феллини, 1959.

Фильм напоминает внушительный глянцевый журнал. Неслучайно сам Феллини (проработавший журналистом в изданиях “Пикколо” и “Марк Аврелий”) признавался, что во многом на создание зрительного ряда повлияла манера подачи материала на обложках иллюстрированных журналов, поэтому фильм получился таким стильным.

YouTube Трейлер

Стоит признать и другую его заслугу: без “Сладкой жизни” мы называли бы назойливых папарацци как-нибудь иначе. Имя Папараццо, антипода главного героя Марчелло, с выходом фильма стало нарицательным. Если Марчелло испытывает горький привкус разочарования, то Папараццо даже не способен распознать в сладкой жизни богемы всю симуляцию, карнавальность, картинность и мишуру. Это единственное, что их отличает, а, следовательно, и сам антагонизм героев представляется весьма натянутым. И если нужно выбирать между двух зол, то мы бы предпочли воздержаться.

Зарабатывая на жизнь (Making a Living), реж.Генри Лерман, 1914.

Короткометражке “Зарабатывая на жизнь” в этом году 100 лет. Она до сих пор остается одной из лучших кинематографических зарисовок на тему продажного журналиста, где основы репортерской профессии представлены мошенническими.

Так получилось, наверное, потому, что Чарли Чаплин играет этого псевдожурналиста. Его герой Джони не имеет ни копейки, поэтому занимает денег у друга-репортера, чтобы купить подарок понравившейся девушке. Она как назло начинает нравиться и герою Генри Лермана (тому самому другу) тоже. Чтобы выиграть в неравном соперничестве за сердце дамы и подзаработать деньжат, Джони рвётся продать сенсационный материал для газеты – бежит в редакцию с украденными снимками катастрофы, сделанными настоящим репортером.

YouTube Трейлер

Кинематограф продолжает показывать журналистику, с одной стороны, как грязноватую профессию, с другой, как институт гражданской активности и свободы слова. Вне зависимости от того, положительный или отрицательный образ демонстрируется,  кино – это всегда мифотворчество, которое не только питает иллюзии, но поддерживают “статус кво”, предлагая достойные для подражания образцы, вдохновляя и облагораживая во многом их реальные прототипы.

Хотелось бы феерично складывать слова в предложения, а предложения – в убийственный по глубине мысли и качеству исполнения текст, как это делает Уилл Макэвой из сериала “Newsroom”. Хотелось бы обличать власть предержащих, как  герои Роберта Редфорда и Дастина Хоффмана, но никто не хочет закончить, как Анна Политковская.

Хотелось бы вести конструктивный диалог с властями, как это делается в датском “Правительстве”, но в России диалог на таком уровне пока не возможен. В этом свете кажется неслучайным то, что нет, пожалуй, ни одного российского вдохновляющего фильма о журналистах.

Изображение обложки — источник