kinopoisk.ru

Текст Елена Бояршинова | 02.11.2013

На первый взгляд, кажется, что нет более клишированных фильмов, чем фильмы о спорте. Например, в кино о футболе главного игрока в решающем матче обязательно травмируют, а команда в первом тайме будет играть из рук вон плохо, но в результате накидает всем мячей в ворота. Фильмы о спортивных соревнованиях трудно разнообразить новыми сюжетными ходами: в середине хоккейного матча команда противников не может превратиться в динозавров и всех съесть, а тренер не окажется в финале маньяком с бензопилой.

Жанр спортивного кино подобных вольностей не предполагает. Максимум, что может позволить себе сценарист – это вписать в спортивные баталии небольшую романтическую виньетку и добавить щепотку мелодрамы для придания пикантности. Однако, уже много лет спортивные фильмы пользуются стабильным успехом у публики. Почему?

Спорт как массовое зрелище ещё в 30-е годы XX века оказался в центре пристального внимания широкой публики. Возможно, свою роль в этом сыграло то, что ход спортивных состязаний и репортаж о них не могли быть предварительно согласованы. В странах с тоталитарным режимом это был единственный вид информации, не проходивший предварительной цензуры. По Ленинградскому шоссе вечером после матча валила толпа зрителей со стадиона «Динамо» и обсуждала с использованием визуальных цитат ход матча. Ньюсмейкерами в спорте становились простые ребята и девчата, а не читающие по бумажке партийные функционеры.

Конечно, такая тема не могла не быть востребована в кино. Тут нельзя стопроцентно предсказать результат. На первый взгляд, все зависит от самого спортсмена. В командных и индивидуальных состязаниях реализуется старая, еще ренессансная, идея о торжестве личности над природой. Оказываясь на пьедестале почета, он одновременно символизирует и Аполлона – небожителя и идеального витрувианского человека, но при этом он, все равно, остается существом из вида homo sapience sapience. Спорт обладает невероятной объединяющей силой.

large_vitruvian-man

Матч смерти: кино и реальность

Например, в футбол играют везде: вплоть до Восточного Тимора и Самоа. Наличие у страны собственной национальной сборной говорит не только об уровне профессиональных спортсменов, а о том, что люди, живущие там, стремятся быть частью единого мирового культурно-спортивного поля. Например, у государства Бутан, явно нет центра по воспитанию футболистов, есть своя футбольная команда, которая занимает нижние строчки в рейтинге ФИФА. Нижние, но занимает. Всемирное распространение футбола стало решающим фактором того, что фильмы об этом виде спорта пользуются большой популярностью.

В России в прошлом году вышла картина о футболе с конкретным спортивным названием «Матч». Интерес зрителя должен был вызвать и тот факт, что фильм, как сейчас говорят, «основан на реальных событиях». В основу сюжета лег исторический факт. В 1942 году в оккупированном Киеве прошёл матч между украинской и немецкой командами. Местные спортсмены были набраны из бывших игроков популярных киевских клубов «Динамо» и «Спартак». Через некоторое время после этой игры часть футболистов-киевлян была расстреляна, остальных отправили в концентрационные лагеря.

YouTube Трейлер

Этот исторический эпизод не единожды служил вдохновением для нескольких поколений кинематографистов. Первой картиной на этот сюжет стал советский «Третий тайм» (Мосфильм), вышедший на экраны 11 апреля 1963 года. Кино было выпущено на экраны к юбилею трагического матча. Меньше чем через полгода  в Венгрии выходит фильм «Два тайма в аду». Сюжет в нем приблизительно тот же, что и в «советском первоисточнике», только действие происходит не в Киеве, а в Венгрии.

YouTube Трейлер

Венгерское творение был показано на Бостонском кинофестивале, где получило приз от критиков. Девятнадцать лет спустя, вдохновившись этой лентой, а, возможно, и нашей киноработой о смертельном матче, режиссер Джон Хьюстон снимает кинокартину «Победа» (иногда его называют «Бегство к победе»). Действие разворачивается во Франции, вместо советских подпольщиков – французское сопротивление, а вместо советских солдат – наши западные союзники. Хьюстону удалось собрать в этом проекте звезд тех лет: Майкла Кейна, Сильвестра Сталлоне, Макса фон Сюдова и самое невероятное – футболиста Пеле. «Победа» был даже номинирован на золотой приз «Московского кинофестиваля», но уступил «Тегерану-43» и «Выжатому человеку».

YouTube Трейлер

Вскоре с разницей в три месяца выходит российско-украинский фильм «Матч» и совместный проект Македонии, Чехии и США – «Третий тайм» (2013). В этой ленте место немцев было отдано болгарам, которые оккупировали Македонию во время Второй мировой войны. Несколько месяцев назад стало известно, что Голливуд вновь заинтересовался историей «матча смерти» и хочет в 2014 снять свою версию, которую назвали «Динамо». Главную роль в проекте должен исполнить Джерад Батлер. Даже семьдесят лет спустя после игры и пятьдесят лет после выхода на экраны первого фильма о ней, история о героях-футболистах продолжает волновать и зрителей и режиссеров.

Футбольный дух эпохи: первый муж, второй муж и любовник в шкафу

Каждый из названных выше фильмов стал не только данью памяти людям, погибшим во время Второй мировой войны, но и отражением стереотипов тех времён, когда картины были сняты. Например, «Третий тайм» 1962 года пронизан духом шестидесятых: получают жилье (от оккупантов), решают проблемы дефицита одежды (проходимец-спекулянт достает им новенькую футбольную форму), празднуют скромную молодежную свадьбу, с которой сразу уходят по важному делу (пытаются совершить побег из города). Финальные кадры, несмотря на понятный всем гибельный финал, скорее внушают легкую грусть и надежду на будущее.

Македонский фильм 2012 года демонстрирует торжество веротерпимости: православный священник предлагает гонимым евреям провести необходимые в шаббат религиозные обряды в его храме. В современной русско-украинской ленте есть и стриптиз главной героини под музыку во время романтической сцены. Не забыли уесть украинских самостийников: немцы просят коллаборационистов говорить с ними по-русски, а не по-украински. Романтическая линия еще более запутана, чем спортивная.

Героиня Елизаветы Боярской была сначала замужем за одним футболистом, потом собиралась замуж за героя Безрукова, но, чтобы его спасти сошлась с бывшим директором школы, теперь сотрудничающим с оккупантами. Когда немецкий полковник пытается понять взаимоотношения персонажей, он качает головой и говорит: «Чтобы вы без нас делали». Это, конечно, проблема сценариста, решившего построить сложный любовный многоугольник, а, в итоге, получилось почти как в комедийной истории: первый муж, второй муж и любовник в шкафу.

Интересно решена в картине и проблема языка: практически все герои фильма, кроме возлюбленной героя, украинского начальника и еврея-скрипача, пытаются имитировать украинский акцент. Не забыты наработки современных кинематографистов. История семьи, которая собирает вещи, не зная при этом, что их повезут не в Германию, а расстреляют в Бабьем Яре, отсылает к «Пианисту» Полански и «Списку Шиндлера» Спилберга.

large_vitruvian-man

История про маленькую еврейскую девочку, которая уцелела, явный оммаж к ребёнку в красном пальто, погибшему в сцене ликвидации гетто в «Schindler’s List»

 Игра народная: противники и правила

Если так по-разному показана бытовая жизнь людей, то, что же говорить о спорте. В фильме 1962 года герои не рвутся играть в футбол: они истощены и морально разбиты, так как только что из лагеря. Они хотят сбежать к своим. Нет тренировок или обсуждения стратегии противника. Зато, в нём много говорится о чести спортсменов и о том, что футбольный матч – это тоже борьба (в этом убеждает героев самый молодой игрок команды). Матч снят вполне технично: особенно интересно, когда игра показывается, с точки зрения мяча.

Противник русских изображен неоднозначно. Капитан немецкой команды – настоящий спортсмен: он встречался с советской командой на рабочей Олимпиаде в Париже 1938 года (которая в исторической реальности прошла на год раньше в Антверпене, а в 1938 году в Париже была выставка с советским павильоном со скульптурой Мухиной на крыше). Он вежливо напоминает об этом капитану русских, знакомясь с ним в ресторане. В нем нет надменности и пренебрежения к противнику. Немец оказывается настоящим человеком чести (герой так до конца и не знает, что русских пытаются заставить проиграть), он ругает своих футболистов, которые в середине матча начинают играть грубо.

YouTube Трейлер

Практически во всех спортивных кинофильмах, особенно советских, только противники играют грубо и стараются обмануть судью. Свои такого себе не позволяют. Как, например, в фильме о футболе «Удар! Ещё удар!» (Ленфильм, 1968) нападающий европейской команды имитирует травму, и за это с поля удаляют одного из игроков ленинградской команды. Отзвуки войны присутствуют и в этом фильме, рассказывающем о футбольном матче шестидесятых годов.

Тренер зарубежной команды – бывший офицер бундесвера, воевавший под Ленинградом. В частной беседе с советским тренером вспоминает о футбольном матче в блокадном городе на Неве. Это состязание в картине воспринималось игроками как символический акт, который мог бы поднять дух населения и показать захватчикам, что Ленинград не «город мёртвых». Немцы, слушающие трансляцию по радио, поражены. Во время самой игры, герои, играющие за разные команды, физически поддерживают друг друга. Таким образом, реализуется часть спортивного девиза: «Citius, Altius, Fortius!».

Оговоримся, что традиционно это переводят как «Быстрее! Выше! Сильнее!», однако, «fortius» на латыни может означать не только физическую силу, но и моральную стойкость и храбрость. Важно отметить, что ни советский герой, ни немецкий не выказывают по прошествии стольких лет  ненависти и злобы, а только взаимное уважение. Сейчас они профессионалы своего дела, и все их сражения происходят на футбольном поле.

Матч же, который устраивают немцы в фильме «Третий тайм» по их словам тоже несет символическое значение: с одной стороны он должен показать, что в городе идет нормальная мирная жизнь, а с другой показать смычку немцев с местным население. С противником в футбол не играют, играют с равным. То есть, внимание болельщиков должно быть усыплено. Однако, нужно показать превосходство арийцев над унтерменшен (недочеловеками) через спортивную победу.

Поэтому киевская команда должна проиграть: подстроенные матчи, что не соответствует спортивному духу. Герои знают, что, проиграв, они получат документы и долгожданную свободу, но предпочитают выиграть. Так как их гибель тоже будет иметь символическое значение: во-первых, они не придадут дух спорта, а во-вторых, покажут людям, что война еще не кончена и с захватчиками можно и нужно бороться.

Какой футбол нужен зрителю?

Если персонажи «Третьего тайма» (1962) принуждены играть в футбол, то в фильме «Матч» 2012 года герои начинают тренироваться еще в лагере, так как ничего больше они делать, по их словам, не умеют. Позже, на стадионе они играют для того, чтобы поднять дух горожан, которые устали от тяжелой жизни, кстати, главный герой запрещает своему младшему брату разбрасывать листовки, говоря, что от его деятельности, во-первых, пострадают невинные люди, а во-вторых, спорт – это тоже борьба.  В фильме показаны тренировки: герои за городом пинают мячик.  Никакой разработки тактики.

large_vitruvian-man

Оригинал Безруков

Сами игры в «Матче» показаны смазано и в нарезке: пара удачных пассов и два-три крупных плана, да и во время финального спортивного противостояния камера предпочитает фиксировать реакцию зрителей, а не саму игру. Возможно, все дело в том, что актеры не имели достаточно подготовки, чтобы демонстрировать уверенную технику.

Режиссер не захотел, чтобы его фильм стал похожим на телевизионную трансляцию: общий план, на котором происходит игра, и несколько крупных планов. Кстати, во «Вратаре» 1936 года футболистов сборной в поединке против «самой сильной команды Запада» – «Чёрных Буйволов» изображают спортсмены того самого киевского Динамо, на том самом стадионе, где через шесть лет проходил «матч смерти». За команду «Старт» вначале болеют не только граждане Украины, но и некоторые немцы, по их словам, «из-за спортивного интереса». Но, когда они начинают чувствовать угрозу не столько физическую, сколько угрозу своему авторитету среди унтерменшен, их отношение к состязаниям меняется.

large_vitruvian-man

Для русского зрителя фильмы о футболе всегда несколько травматичны. Неудачи реальной современной российской сборной заставляют воспринимать происходящее на экране с двойной дозой грусти: во-первых, тоскуя по ушедшей спортивной технике, которую демонстрировали даже заморенные в лагере люди. Во-вторых, непонимание, почему нельзя заставить наших футболистов относится к игре также ответственно, как относятся к нему герои фильма.Сама тема войны, вообще, крайне болезненна, поэтому трудно предполагать, что подобные киноработы можно воспринимать как чистое развлечение.

Какому же виду спорта отдать предпочтение? После недолгих размышлений на ум приходит хоккей, немудрено, что в стране, где холодный период длится практически полгода, именно игра на льду приносит успех нашим спортсменам.

YouTube Трейлер

В хоккей играют настоящие легенды

В апреле 2013 года на экраны вышел спортивный байопик «Легенда №17» (2013), посвященный жизни знаменитого хоккейного нападающего Валерия Харламова. История становления одного из лучших хоккеистов СССР рассказана в полнее традиционном для спортивных историй ключе: различные препятствия и их преодоления, которые, в итоге, приводят героя на долгожданный пьедестал. Авторы немного отступают от реальной канвы событий, чтобы фигура Харламова приобрела поистине мифический масштаб.

Например, Харламов, на самом, деле попадал в автомобильную аварию, после которой был период восстановления и возвращения на лёд, но произошло это не перед суперсерией СССР – Канада 1972 года, а в 1976 году, или первый матч с канадцами 1972 года транслировался по телевидению не ночью, а днем – уже в записи. Чтобы еще сильнее подчеркнуть особенность главного героя, в фильм был вставлен эпизод, в котором он после попойки в ресторане выходит на тренировку, во время которой не только легко бежит кросс, но и лезет на самый верх градирни. Зависнув на тросе между двумя градирнями, в пятидесяти метрах от земли, произносит полный пафоса монолог, суть которого сводится к тому, что он либо должен бороться, а если нет, то лучше умереть. Инаковость хоккеиста, проявляется даже в личной жизни. Лежа в постели с девушкой, герой признается, что для него на первом месте всегда останется хоккей.

YouTube Трейлер

История взаимоотношений Харламова и его тренера Анатолия Тарасова развивается в фильме по спирали: от восхищения до ненависти и вновь уважения. Олег Меньшиков изображает Тарасова как очень сурового и строго человека, в первой половине ленты, практически самодура, но в финале становится понятно, что все те страдания, которым тренер подвергал своих подопечных были продуманной педагогической системой и привели сборную к победе. Показана система тренировок: бег, силовые упражнение, поднятие тяжестей, бег по льду с ломом на вытянутых руках. С помощью физических упражнений тренер не только укрепляет тела спортсменов, но и делает их более сплоченными.

Классификация врагов

В Легенде 17 развивается образ внешнего и внутреннего врага. Внешние враги –канадские противники, которые, хоть и выглядят туповатыми как ковбои из комедийных фильмов, но, все равно, это самая сильная в мире команда. Сразиться с ними – мечта любого хоккеиста с амбициями. Внутренний враг, гораздо опаснее – он только притворяется своим, но всегда готов нанести коварный удар. Герой Владимира Меньшова – партийный функционер старается убедить Харламова написать жалобу на своего тренера. При этом спортсмена пытаются купить квартирой, машиной и другими подарками.

Кстати, похожий персонаж был в футбольном фильме «Удар! Еще удар!» (1968). Там он носил шапку-пирожок и пальто с каракулевой оторочкой, а в наставление команде говорил, что «Этот матч имеет большое политическое значение». Этот приверженец каракуля пытался вставлять палки в колеса главному тренеру (как и в фильме «Легенда №17» 2013 года), но, в итоге, справедливость торжествует. Еще одно искушение переживает Харламов, когда в ресторане к нему подходит менеджер НХЛ (Даниэль Ольбрыхский) предлагает Харламову контракт на миллион долларов. Герой легко отказывается от подобного предложения.

И в жизни, и в кино, и в телевизионных трансляциях, спорт всегда имел связь с политикой. Противостояние с западом трактовалось, прежде всего, так: «два мира – два спорта». (Тренеры «Зари» и «Рифов») Да и массовый телезритель радовался, что «наши ребята за туже зарплату» вновь и вновь утирали нос их хоккеистам. «Пусть в высшей лиге плетут интриги», пусть третья программа КПСС написана по мотивам американской выставки в Сокольниках (чтобы мы так зажили через двадцать лет, как американцы два года назад), пусть наших инженеров посылают на лето и осень в колхоз, а зимой на стройку, но наши победили! И «такой хоккей нам не нужен».

Хочется добавить несколько слов о новом эстетическом качестве восприятия хоккея телезрителями, не затронутом в фильме, видимо, потому, что оно сформировалось уже после суперсерии сборной СССР и команды звёзд канадского хоккея. Широкие слои, прежде, вовсе не спортивной общественности, ограничивавшиеся до этого просмотром репортажей о соревнованиях по фигурному катанию, после острых (чтобы не сказать грубых) матчей с заокеанскими соперниками (чтобы не сказать противниками), стали интересоваться хоккеем именно из-за драк, которые возникали спонтанно на почве обид, воспринимаемых зрителями в духе: «за державу обидно». Различался сам стиль игры противников: техничный советский и силовой канадский. Для наших хоккеистов было не приемлемо толкаться или бить кого-то на льду, канадцы же относились к этому куда проще.

Ум против энергичности

Противостояние между Канадой и СССР в «Легенда №17» (2013) – это противостояние физической мощи и техники. К сожалению, главные канадские звезды Фил Эспозито, Пол Хендерсон и Бобби Кларк показаны в фильме какими-то однобокими карикатурами на самих себя. А, ведь, надо сказать, что этим игрокам мирового хоккея на момент матча было уже за тридцать лет – взрослые мужчины. Средний же возраст спортсменов нашей команды был 22-24 года. Различия в стилях игры (скоростной – советский и силовой – канадский) были рассмотрены в документальном фильме 1972 года «Хоккей против хоккея» и в его продолжении «Владислав Третьяк против Бобби Халла» 1974 года. Оттуда зритель почерпнул, что, например, Бобби Халл родился в семье, в которой было 11 братьев и сестер, а у самой звезды хоккея к Супересерии  было уже четверо своих детей.

Важный для спорта момент, а именно возраст, до которого спортсмен может профессионально выступать, практически никак не освящен в массовом кинематографе . Примером редкого исключения служит советский фильм «Хоккеисты» (1964). Это тема в нём стала основной. Тридцатилетнего капитана команды Дуганова – спортсмена опытного и умного, заменяют молодой звездой. Дуганов не намерен мириться с такой несправедливостью: он еще может играть, поэтому пытается бороться. Например, он пытается написать статью в газету, в которой старается обосновать то, что в игре необходимы не только молодые игроки.

Кстати, ум в этом фильме – центральная категория для любого хоккеиста. Матчи выигрываются не только игрой звезд команды, но и разумно разработанной тактикой. Соревнующиеся команды, много времени разрабатывая их: рисуются схемы, происходят бурные дебаты. Для сравнения, в кинокартине «Легенда №17» (2013) тренер при закрытых дверях расставляет шахматные фигуры модели ледовой площадки. Рядовых хоккеистов в свои планы он не посвящает, предпочитая ими манипулировать.

Вернемся к «Хоккеистам» (1964). В свободное время Дуганов посещает лекции по искусству, которые проходят в ГМИИ им. Пушкина. В фильме делают прямые отсылки к матери всего современного спорта – древней Греции. Дуганов смотрит на статую дискобола Фидия. Он говорит, что подобная стойка уже анахронизм и далеко так диск не улетит. Спорт идёт путем изменений, накоплений опыта и инноваций. Суровая женщина экскурсовод заявляет, что фигура дискобола – это собирательный образ идеального спортсмена, находящегося в период расцвета – в возрасте 18-20 лет. В финале герой с блеском доказывает, что опыт и инновации часто превосходят молодость и силу.

cold-war

В какой оттенок покрасить соперника?

Бросается в глаза, что в российских фильмах тёплых красок для наших соперников-противников используется меньше, чем это было в советских. Сравните сколько было положительных (в той обстановке) немцев в «Третьем тайме» (1962г.) (капитан команды, категорически выступающий за чистую игру; военный врач, советующий увести домой брата еврейской девушки). А в ленте «Матч» (2012) из персонажей-противников, пожалуй, один только директор хлебозавода «фольксдойч» может считаться положительным.

Кажется, будь «Легенда №17» советским фильмом, то не упустили бы создатели возможности обыграть эпизод с арестом экипировки советской сборной в обеспечение судебного иска к СССР, выигранного в Канадском суде бывшим чехословацким гражданином. Тогда нашу сборную выручил один из администраторов команды «кленового листа», сразу оплативший иск из своих денег. А ведь мог потянуть, и наши вышли бы на лёд без тренировок. Чем не эпизод для персонажа Даниэля Ольбрыхского – канадского хоккейного менеджера польского происхождения? Почему не используется такая эффектная возможность показать «дружбу народов»?

Может быть, после окончания холодной войны больше нет необходимости каждый раз напоминать зрителям, что по другую сторону поднявшегося железного занавеса живут «хорошие» люди? Теперь ведь наши бывшие противники из политических оппонентов превратились в экономических контрагентов.

Казалось бы, а причем здесь Сочи?

Скоро Зимняя олимпиада 2014, боевой дух, как спортсменов, так и простых россиян, надо поднимать. Вспоминают старые победы, готовятся к будущим. Стоит ли нам ждать новых рекордов, которые кинематографисты будущего увековечат в своих фильмах? Или грядущая олимпиада запомнится окружающим беспрецедентными экономическими и политическими скандалами? Ведь, спорт уже давно не просто игра?

По телевизору начались показы молодежных сериалов на спортивную тематику. Цель подобных проектов – вдохновить детей и подростков на занятия спортом. Надо же откуда-то набирать участников для будущих олимпиад.

Похоже, в российском кинематографе, найден сюжет, одинаково интересный и современному зрителю, не дышавшему советским воздухом, и выходцам из советской жизни. Фильм о Харламове берёт и тех и других за душу, и на финальных титрах в зале звучат аплодисменты. (Произведение искусства становится окупаемым, что очень важно для кинопроизводства!) Сколько ещё драматических захватывающих историй из советского спорта могут стать основой для сценариев!? Поездка московского «Динамо» в туманный Лондон в 1945 году, олимпиада в Мельбурне 1956 года, Лев Яшин, Эдуард Стрельцов, Валерий Брумель, Юрий Власов…. Это всё легенды, заслуживающие экранизации!

Обложка — оригинал