11

Текст Анна Рысева | 05.02.2014

Павел Дуров в своей социальной сети показал общественности пример открытости и медиаактивности, но эти характеристики присущи не только ему, а целому поколению молодых предпринимателей. В этом материале мы посмотрим на тех, кто в северной столице может составить конкуренцию основателю “ВКонтакте”.

Качества, которые обычно “игрекам” ставят в укор, предпринимателям нового поколения только на руку. Зацикленность на себе — построение личного бренда, уверенность в собственном успехе и амбициозность — основа успешности компании. Даже лень, приписываемая миллениумам, для молодых предпринимателей точно двигатель собственного прогресса. О своём бизнесе они давно не мечтают (как большинство “игреков”), а живут им.

Мы собрали истории предпринимателей Петербурга, которые по своей известности конкурируют с Павлом Дуровым. Объединяют их нетипичные ниши (а большая часть списка молодых миллионеров по-прежнему состоит из тех, кто ведёт дела в недвижимости и строительстве), медиаактивность и готовность делиться с общественностью своими знаниями и взглядами на жизнь.

Глеб Кушедов, 24 года

11

Начал освоение интернет-технологий в 2005 году, когда жил в Дрездене. Имеет 4 незаконченных высших образования. Учился как на технических специальностях, так и на гуманитарных, приверженец самообразования. До того, как стал заниматься исключительно собственными проектами,  успел поработать ведущим программистом в компании “Фабрика сайтов”. В 2011 году вместе с Ярославом Кападастром (который сначала был учеником Глеба) открыл веб-студию. Денег на продвижение и рекламу парни не тратят, клиенты находят их сами.

В 2012 году решил обучать разработчиков для своей студии самостоятельно. Так появилась школа интернет-технологий Epic Skills, в которой ненавистники системы высшего образования взращивают специалистов по дизайну, вёрстке, программированию и многому другому. Главное условие для будущих кодеров и разработчиков — фанатеть от всего этого!

Новым технологиям студентов обучают быстро (как раз благодаря этим самым новым технологиям). Программы, кейсы, методички — всё собственные авторские разработки. Epic Skills предоставляют рабочие места у себя в команде лучшим выпускникам. Помимо этого, осуществляют трудоустройство своих учеников в другие компании, а также проводят, так скажем, курсы повышения квалификации для сотрудников других компаний.

При том, что Глеб негативно относится к системе высшего образования, он планирует взаимодействие между Epic Skills и российскими вузами.

Семён Кибало, 25 лет

11

Семён родом с Сахалина. Окончил петербургский Политех  по специальности “Защита информации”. В студенческие годы был профкомовским активистом, посещал и проводил тренинги по лидерству. Работал в службе техподдержки клиентов американской компании Blackberry, в Oriflame (о чём нисколько не жалеет).

Благодаря вступлению в “Союз технических вузов Европы” получил больше возможностей путешествовать, что привело к созданию бизнеса: наблюдательный Семён заметил, что студенты заграничных вузов с гордостью носят толстовки с логотипами своих учебных заведений, а у российских студентов аналогичной одёжки нет.

Идею оформил быстро и просто: в интернете нашёл изображение толстовки, подобрал нужный шрифт, в фотошопе написал название своего вуза, распечатал картинку, показал первокурсникам и — вуаля — получил первые заказы. Сейчас компания UniFashion представлена в 24 регионах России. Помимо производства одежды с символикой вузов, занимается созданием толстовок с принтами по желанию заказчика и корпоративной формы для компаний. Также UniFashion — официальный партнёр Союза Национальных и Неолимпийских видов спорта.

Свою страсть к путешествиям Семён реализует в авторском медиапроекте “Охотник за идеями”. Он колесит по миру и делится в блоге бизнес-идеями из опыта других стран, которые ещё не дошли до России или приходят ему в голову. Семён нашёл спонсоров, готовых поддержать его медиапроект, и летом 2013 отправился в США.

На вторую поездку, в Японию, предприниматель собрал необходимые 200 000 рублей с помощью краудфандинга. Это было не так просто: акция такого рода не характерна для данного метода. Следующая цель — поездка в Австралию. Заручившись поддержкой федеральная программы “Ты предприниматель”, Семён уже получил на поездку государственный грант в 100 000 рублей.

Также занимается консультированием начинающих бизнесменов.

Валерий Астанчук, 29 лет

11

В 1995 году уехал c семьёй из Чечни в Санкт-Петербург. Занимался спортивными бальными танцами, победитель и призёр городских и международных соревнований. Детская мечта “быть учителем” со временем трансформировалась в главную цель жизни — создание собственной школы. Окончил ФИНЭК, получил дополнительное педагогическое образование. В 2009-2010 годах учился в Нью-Йорке, параллельно занимался в бродвейской школе танцев.

В 2002 году, будучи 18-летним парнем, благодаря случайной встрече организовал свою первую компанию. У одного человека была связи и деньги, но не было кадров, а другой, как раз таки Валерий, нужным кадром и оказался, так началась история уже знаменитого лагеря Haglar.

Сейчас это крупный частный детский лагерь, который работает весной и летом в Ленобласти и в Крыму, и во время школьных каникул в Петербурге. Лучшие педагоги, множество клубов по интересам, акцент ставится на изучение ребёнком английского языка и театрального мастерства. 20% персонала — сами “выпускники” лагеря.

Свой первый заработанный миллион Валерий вложил во вторую компанию “Город мечты”. Огромный комплекс из верёвок и брусьев, построенный на высоте 12 метров в Ленинградской области для проведения мероприятий по командообразованию и экстремальному отдыху.

В 2011 году Валерий организовал “Модный Weekend Весна”, который собрал свыше четырёх тысяч посетителей. Мероприятие включало: выставку-продажу одежды российских дизайнеров, лекции о моде и стиле и показы новых коллекций. В продолжение проекта в ТРЦ “Галерея” работал pop-up store молодых модельеров “Made in Piter” .

В том же году Астанчук стал учредителем “Академии Талантов” — крупного городского центра профессионального дополнительного образования. Обучение ведётся на пяти факультетах: Театр, Музыка, Танцы, Арт, Логика. Сам Валерий преподаёт современный танец по классу “Джаз/Модерн”. Лучшим студентам педагоги помогают в дальнейшем продвижении, за пределами центра, благодаря сотрудничеству с высшими государственными заведениями и частными проектами в области науки, культуры и искусства. И хотя упор делается на детское образование, в “Академии Талантов” есть отделение и для взрослых.

Ещё один проект Валерия — интернет-магазин путёвок в детские лагеря Incamp.ru, в котором собрана обширная база лагерей по всему миру различного профиля.

Также Астанчук является координатором форума “Академия родительского мастерства”. Проект с целью качественного повышения уровня родительской грамотности, в рамках которого проводятся образовательные теоретические и практические мероприятия.

Сергей Прусс, 30 лет

11

Первые опыты работы Сергей получил будучи веб-мастером в компании своего отца. Тогда же вместе с другом Алексеем Симоненко (соучредитель SERENITY) начали делать сайты знакомым компаниям.

В старших классах школы Сергей вёл дневник на собственном сайте (prus.ru), который вскоре превратился в развлекательный портал, называемый “Прусь”, с обширной аудиторией. Популярность сайта и доход от размещаемой рекламы натолкнули на мысли о том, чтобы заняться оказанием услуг по интернет-продвижению проектов.

Когда в 2005 году Сергей окончил ИНЖЭКОН, основал маркетинговое агентство SERENITY в одиночку, с нуля. Компания занимается созданием и реализацией маркетинговой стратегии в интернете, главные компетенции — увеличение продаж и лояльности к бренду. За счёт профессионализма, честного отношения к делу агентство стало быстро развиваться и увеличивало штат сотрудников. Но из-за кризиса в 2008 году часть работников пришлось сократить.

Главное правило при приёме на работу в SERENITY — соискатель должен разделять ценности компании. При этом в агентстве всегда есть стажёры, готовые работать бесплатно, чтобы научиться у профессионалов. По итогам 2013 года компания вошла в топ-5 лучших digital-агентств Петербурга (рейтинг агентства Tagline).

В 2012 году SERENITY организовали первую конференцию Digitale. За полтора года это мероприятие стало в Петербурге лучшим в своей сфере. Благодаря актуальным темам, спикерам-профессионалам, спонсорам и партнёрам и большому желанию Сергея создать сообщество маркетологов по всей России для общения и обмена информацией. Прусс идёт к этой цели уверенным шагами: Digitale проходят с частотой раз в полгода, записываются тематические подкасты, в процессе запуска проект SPECIA — содружество цифровых компаний Петербурга (SERENITY состоит в координационном совете).

Дмитрий Толстяков, 24 года

11

В школьные годы увлекался экономикой, становился призёром крупных экономических олимпиад Северо-Запада России. Окончил ФИНЭК. После поездки в Штаты по Work&Travel изменил взгляды на жизнь и по возвращении начал осваивать предпринимательство. Занимался туристическим бизнесом, школой иностранных языков, интернет-радио и рекламными досками для школьников, собирал и продавал на рынках грибы, водил экскурсии по главному зданию своего университета, делал приложения для “ВКонтакте” и т.д.

Наконец, нашёл свою золотую жилу: с первоначальными вложениями в 3000 рублей создал первую в Питере музыкальную школу на дому. Сначала просто сводил вместе тех, кто хочет научиться и тех, кто ищет учеников. В настоящее время школа “Виртуозы”  — самая большая частная музыкальная школа в России с франчайзинговой сетью в крупных городах России. Дмитрий не только продаёт франшизу своего бизнеса, но и помогает делать это другим. Используя свой опыт, создал “Первую франчайзинговую компанию”.

Новый проект Дмитрия совместно с профессиональным спортсменом Романом Гречиным — “Антифитнес”: 49-дневная программа эффективного развития тела и духа. Стилистика гаражных тренировочных залов и минимализм в снарядах: скакалка, гиря, гантели (а ещё есть кувалды и шины). Воспитание стойкости и самодисциплины, “снятие барьеров слабака и лентяя” в андеграундной атмосфере.

Также Дмитрий занимается индивидуальным лайф-коучингом под псевдонимом Дима Генро.

Даниил Трофимов, 26 лет

000166

Руководил школьной радиостанцией, учился в кадетском классе МЧС. В университете занимался общественной и патриотической деятельностью. Учась на втором курсе Политеха, увлёкся бизнесом. Организовал бригаду “дедов Морозов”, перепродавал запчасти, издавал журнал для иностранных туристов.

В 19 лет создал промо-группу DanMedia, многоуровневую сеть по сбыту флаеров и билетов. На основе первой компании создал холдинг — Рекламно-Производственное Объединение “Успех”. В 21 год Даниил заработал свой первый миллион.

В конце 2008 года всё внимание сосредоточил на проекте “Фабрика Карт”, компании по изготовлению пластиковых карт. Товар шёл нарасхват, фирма обгоняла конкурентов и достойно справилась с кризисом.  Создал группу компаний “Фабрика”,  в которую помимо “Фабрики карт” входит “Фабрика сувениров”. Фирма занимается изготовлением и полиграфией сувенирной продукции.

Но большую популярность Даниил получил за счёт своих тренингов — создания мастерской жизни “Пора”. Первым в серии был проект “Пора делать!”: личностный рост через открытие бизнеса и выход из социальных рамок с психотерапевтической составляющей.

В феврале 2012 года 40 человек из 26 городов России в течение месяца создавали каждый свой бизнес в одном жилом пространстве. Те, кто был из Питера, конечно, уходили ночевать домой, остальные жили там же, где и обучались.  Сейчас этот проект проходит в интенсивном сокращённом режиме не только в Питере и Москве, но в других городах России. Программа ”Пора Жить” обещает раскрыть потенциал участника на 100% и помочь ему стать счастливее и успешнее. В её основе лежат эзотерические и духовные практики.

В рамках проекта ”Пора любить!” психологи, психотерапевты, тренеры, консультанты, те, кто считает себя счастливым и гармоничным, делятся своим опытом в сфере отношений.

Ярослав Андреев, 30 лет

000166

Эльф Торговец, всегда сам создавал себе работу.  Для него бизнес  — образ жизни. Ещё в пятилетнем возрасте давал в аренду тетрис другим детям. Высшее образование неоконченное.

Первый проект Ярослава — игровой портал Wowgold.ru. Геймер решил заработать на других любителях компьютерных игр, когда это ещё не было так популярно. И добился успеха — открыл неиссякаемый до сих пор источник дохода. Сейчас это сеть интернет-магазинов для игроков в World of Warcraft, гипермаркет для игроков в разные MMORPG и магазин футболок и подарков для фанатов игр. В 24 года Ярослав стал рублёвым миллионером. На сегодняшний день оборот компании достигает 60 миллионов рублей в год.

Талантливым человеком себя не считает. Однако Ярослав обладает редким даром — находить таланты и помогать им развиваться. Он проинвестировал студию звукозаписи Kuraj–Bambey (стал коммерческим директором и отвечает финансовое планирование), школу танцев ШТАБ, является стратегическим партнёром портала CarambaTV.

Ярослав выкупил платформу Chatroulette.ru, аналог известного американского видеочата, часть компании по продаже брендированного шоколада Андрея Шаркова ShokoBox. Андреев — совладелец московского кафе-бара “Бобры и утки”. Приобретая и получая, Ярослав не забывает о том, что нужно отдавать. Своими знаниями он охотно бесплатно делится в лекциях для студентов вузов и воспитанников детских домов. Также Андреев перечисляет пожертвования “Красному кресту” (что обычно не афиширует).

Отдельного блога не ведёт, но транслирует происходящие в своей жизни события на личной странице “ВКонтакте”. Ярослав выстраивает лояльность аудитории к себе, так как в будущем планирует построить корпорацию.

Пользователям социальных сетей следить за жизнью молодых предпринимателей интересней, возможно, даже больше, чем за поп-звёздами. Во-первых, потому что 48% представителей поколения Y главной целью своей жизни видят создание собственного бизнеса (по результатам исследования сетевого PR-агентства Edelman). А во-вторых, своим примером бизнесмены показывают, что богатой во всех смыслах жизнью может каждый, и для этого совсем необязательно покорять подмостки и записывать платиновые альбомы. В-третьих, молодые бизнесмены становятся лидерами мнений, они отвечают модным тенденциям здорового образа жизни: занимаются спортом, пропагандируют вегетарианство, отказ от курения, алкоголя и наркотиков. Они не относят себя к приверженцам определённых религий, но проповедуют вечные ценности.

Активность молодых бизнесменов в социальных сетях и их стремление к обучению прокомментировали cоучредитель кафе и коворкинга “Третье место”, генеральный директор “Коммуникационного агентства NextMedia” Светлана Романович и бизнес-фея, основатель компании “Мастерская продаж”, автор и ведущая подкаста о бизнесе “Опытным путём” Татьяна Гедзберг.

11

Светлана Романович

«Сегодня многие молодые предприниматели медиаактивны. Быть медиаактивным модно. Довольно часто это приносит определённую пользу бизнесу. Соцсети — это удобный инструмент для общения со своими клиентами, для отстройки бренда, для продаж. Но во всём важен баланс. Хорошо, когда медиаактивность предпринимателя прямо пропорциональна успешности его бизнеса, а не наоборот.

Конечно, такая информационная открытость предпринимателей — это здорово. Мы видим героев нашего времени, видим, как они делают бизнес, что они читают, как они проводят досуг. Всё это мотивирует тех, кто только мечтает о своём деле. И это гораздо больше, чем SMM. Возможно, социальные сети многих приучили делиться своим опытом, что они хотят продолжать это в оффлайн-формате и запускают различные образовательные курсы.

А если серьёзно, то такие курсы — это определенный элемент альтернативного образования. Знаю, что многие после их прохождения создавали свои проекты и начинали профессионально реализовываться в новых для себя сферах».

000166

Татьяна Гедзберг

«Всё зависит от специфики бизнеса. Если сегмент B2C и ориентация на конечного потребителя, то присутствие в социальных сетях необходимо. Это связано с тем, что большая часть аудитории начинает вводить поисковые запросы не в Яндексе или Гугле, а в поисковой строке ВКонтакте.

Безусловно, если у компании есть личный бренд её руководителя, то узнаваемость бизнеса будет расти прямо пропорционально с медиаактивностью этой персоны. (Но, согласитесь, то, что мы не знаем как зовут основателя какого-то крупного банка или строительной компании, не мешает этому бизнесу быть успешным и прибыльным). Не могу говорить за всех. Наверняка, у кого-то это выбранная стратегия, которая напрямую связана с тем образом, который этот бизнесмен хочет создать в глазах своей аудитории. А кто-то просто хочет делиться тем, что его действительно волнует или вдохновляет.

Когда предприниматель достигает определённого уровня в своём бизнесе, у него возникает естественное желание — делиться и помогать. У кого-то это проявляется в менторстве и наставничестве, а кто-то открывает свои обучающие центры и тренинги. Самое главное — чтобы последовательность была именно такая. Сначала создание своего бизнеса, причём как успешных кейсов, так и неудачного опыта, а уже потом обучение”.

Предприниматель — это не профессиональная характеристика, а образ мышления. Молодые бизнесмены ежедневно совершают открытия, которые, в большинстве случаев, уже были известны и до них, но в силу бунтарского духа и тяги к новому они познали это не из книг, а собственным путём проб и ошибок.

Источник обложки