248181-volume-18-of-the-encyclopedia-britannica-education-evolution

Текст Сергей Лунёв | 15.01.2014

13 лет назад открылась Википедия. Изначально ресурс был ответвлением глобального образовательного проекта Нупедии с привлечением экспертов из научного сообщества. Заполняемая пользователями энциклопедия должна была выступить забавным дополнением для просветительского начинания.

В итоге, глас народа оказался гораздо более значимым и авторитетным, чем мнения медленно рецензировавших друг друга учёных. Последствия создания Википедии затронули практически все общественные сферы.

Интернет как благо

2001 год – это даже не канун создания социальных сетей, это доблоговая эпоха медленного модемного Интернета, примитивных форумов и недавно лопнувшего рынка доткомов. Но число пользователей Сети росло – неведомая технологическая диковинка привлекала (меньше чем через 10 лет также будут скупать айпады и айфоны).

В массовом сознании в те годы Интернет, однако, противопоставлялся реальной жизни. Действия здесь по непонятным причинам назывались “виртуальная жизнь”. Представлялось даже, что сетевые пользователи являются потенциально опасной “субкультурой”. Благовоспитанному человеку необходимо было пользоваться Сетью только для решения прикладных задач, вроде покупки товаров в близлежащем магазине (е-коммерс ещё был на подходе) и деловой переписки по емейлу.

Неформальное общение? Зачем? Есть же телефоны. Получение знаний – ну, уж не в Интернете! Обитатели форумов представлялись технически подкованными маргиналами. Тем удивительнее стало, что они, просиживающие жизнь в Сети, создадут что-то путное.

Однако проект с амбициозной целью прозрачной и открытой реализацией привлёк множество анонимов со всего мира – энтузиастов, тратящих свое время на просвещение других. Во многом именно Википедия изменила стереотип – теперь Интернет во многом ассоциируется с самообразованием.

Все знания мира

Собрать воедино все книги мира – такая задача стояла ещё со времён античности. Была создана Александрийская библиотека, куда свозились все рукописные фолианты в диапазоне от серьёзных трудов до народного чтива, образца далекого прошлого. Впрочем, легендарная библиотека сгорела, оставив после себя мечту.

Важные знания собраны воедино энтузиастами, а что самое главное, структурированы и взаимосвязаны. Цель библиотеки не только собрать книги, но и инструментарий для пользования. Википедия же проста и удобна до примитива – и пусть не пугает справочный характер материала. Самое ценное в любой энциклопедии – сноски, а по поводу них – строгие правила.

Аналог с Александрийской библиотекой, возможно, и притянут за уши, но образ культа знаний, самих по себе, без какого-либо прикладного характера, соответствует духу “Вики”.

Сам себе учёный

Научное сообщество отделяет себя от остального мира элитарными барьерами в виде научных журналов, академических рангов и даже особым выхолощенным и отталкивающим языком изложения, Каждый учёный норовит внести вклад в научный мир – зачастую этот процесс напоминает перетекание из пустого в порожнее. Учёный – это избранный властитель знаний, к которому нужно прислушиваться. Он эксперт, обладает наивысшей компетенцией в том или ином вопросе. А самое главное, учёный имеет право вещать благодаря титулу.

“Вика” немного сбивает корону с царьков научного мира. Для идейных чуваков, Википедия, наоборот, предоставляет возможность ретранслировать свои знания, а для сообщества, отстаивающего свои привилегии, – это красная тряпка для быка. Но, кажется, главная сетевая энциклопедия и учёных снобов заставила себя уважать. Уже как несколько лет ссылки на Вики не считаются чем-то антинаучным.  Лучше выдумать и не смогли,

Знания, подчерпнутые из Википедии, – это, разумеется, лишь верхи, вводные, но старательно перемолотые. Хочешь больше знаний – старайся отделять сам зерна от плевел, выискивай ценную информацию в Интернете. Ведь самообразование требует усидчивости и внимательности. Но вся ценная информация есть – вслед за “Викой” появились и другие образовательные проекты. Теперь научный мир не отделен стеной высокомерия от любознательных пользователей. Стоит только подкачать навыки киберсерфинга.

Летопись эпохи вай-фая

Монах Нестор создавал историю Киевской Руси. Разумеется, этот полумифический персонаж опирался на источники своего времени. Даже многие предполагают, что он действовал не один. Но, всё равно, достоверность находится под большим знаком вопроса. Зато хронология достаточно хорошо структурирована.

Летопись современности – это медиа, отражающие наиболее актуальные события (со всеми издержками, разумеется). Информации – вал, не разберёшься.  Википедия же структурирует эти информационные потоки, выявляя наиболее значимые моменты. Механизм коллективного разума действует оперативно и профессионально, упрощая работу деятелям гуманитарной сферы и удовлетворяя интерес любознательных. Коллективный Нестор получается.

Респект не купишь

С середины 90-х в России начал развиваться бизнес по продаже почёта – кондовый пиар, губительный для репутации. К примеру, издавались книги с перечнем наиболее уважаемых уроженцев какой-нибудь области. Наиболее достойным можно было стать, заплатив некоторую сумму денег. За статью отдавалась и книга. Собственно, читателями были исключительно платные герои перечня.

Иной вариант – конкурсы с гарантированной победой. Ассоциация из Нью-Васюков могла запросто сделать вашу компанию победителем какого-нибудь конкурса. Недорого, но есть что повесить в офисе.

Среди различных услуг на рынке пиара предлагаются и заказные статьи на Википедии. Только незадача, что будет в открытом доступе недолго. Откровенную муть удалят сразу же, а чуть более складная будет висеть с пометкой “Эта статья предлагается к удалению”.

Статья в онлайн-энциклопедию пишется на основе нескольких источников – как правило, это интернет-издания или научные материалы, выложенные в Сети. Но строгий подход к материалам имеет и некоторые изъяны. Коммерческие начинания, например, не приветствуются. Википедия – не пресс-релизоприёмник, но коммерция —  это полноценная часть реальности.

Человек человеку друг

Самое важное: Википедия показала, что человек не столь эгоистичен и материален, как это принято считать. В первую очередь, человек будет делать то, что ему нравится (если такая возможность, конечно, хоть минимально, но присутствует), и будет помогать таким же, как и он. На основе этого интереса к делу и был создан термин “Викиномика”, авторства Донна Тапскотта и Энтони Вильямса. Они верят во всеобщую кооперацию на равных условиях.

Именно благодаря Википедии стал модным термин “крадусорсинг”. За потребителей теперь не всё решают, а “толпа” – слово, ранее уничижительное, приобрело положительный смысл. Бренды обращаются за советом к потребителям, которым раньше было принято впаривать через пропагандистские методы маркетинга товары. Да, что там компании – государство обращается напрямую к обществу, воплощая идеи вроде «Открытого правительства».

Проекты вроде Википедии формируют этику общения между людьми. Не идеологизированную полную ненужных догм, а действенную, выраженную в одном глаголе совершенного вида “помочь”. Максимум прибыли через нарушение общественных норм. По одной же земле ходим.

Оригинал изображения

Оригинал изображения

Изображение обложки — источник