Текст Антон Запускалов | 05.12.2013

Большинство читателей новостей, кроме тех, что учатся на отделении политологии, больше интересуются происходящим на их улице или в районе, чем глобальными мировыми событиями. Городские СМИ оперативнее, достовернее и глубже отрабатывают местную повестку дня, чем их федеральные товарищи.

За последние несколько лет в регионах России появились десятки городских порталов. Многие из них продемонстрировали жизнеспособность и силы для того, чтобы на местном уровне соперничать с большими столичными СМИ и отнимать часть внимания аудитории. В нашем обзоре мы посмотрим, о чём и для кого пишут городские порталы Сибири и Урала, Петербурга и центральной России.

Barnaul.fm

2

 На главной странице присутствует флёр официоза: так, из 10 новостей 4 оказались так или иначе связаны с Олимпиадой. Но первое впечатление обманчиво. Дальше начинаются проявления нетипичного для региональных порталов – у сайта богатейшие фотоархивы. Есть, например,  подборка “Было-стало”, где на одной фотографии соединен современный и исторический вид одного и того же пространства.

Для диванных туристов – полноценная краеведческая рубрика “Анатомия города” – в ней десятки фотогалерей серии “Прогулки по Барнаулу” и топ-100 (!) неформальных (!) достопримечательностей столицы Алтайского края. Страшно представить, сколько же тогда в городе банальных туристических мест – возможно, при грамотных пиар-усилиях на карте России сможет появиться новый “культурный центр”, на смену теряющей позиции Перми.

 Помимо этого, есть авторские колонки обо всём на свете – от подпольных нарколабораторий до жизни барнаульца в Нью-Йорке, рубрика с фотографиями из Инстаграма, а также раздел “УПРЛС” о необъяснимом вокруг.

“Рыба”

2

Кстати, о Перми. Со смертью газеты “Соль” там ничего интереснее не появилось. “Рыба” – это вполне типичный городской портал, который ввиду скудности городской повестки цепляется за какие только можно темы – новости мировой музыки, кино и литературы.

Кому может прийти в голову читать обзоры на “Рыбе” при наличии сотен других профильных изданий – загадка. Если вам не интересны выставки и новые назначения в пермских музеях, зацепиться здесь вам будет не за что. Плюс ко всему, очень дурно свёрстано. Но хипстер – он человек не гордый и всё съест.

 “Бумага”

2

Петербургское издание (http://paperpaper.ru) для публики от 20 до 30. На первый взгляд, напоминает The Village, согрешивший со всеми тремя новыми “Афишами”. Впрочем, результат, при ближайшем рассмотрении, получился самобытный.

На “Бумаге” иногда случаются действительно ладно собранные материалы на злобу дня и не страдающие пустым словоблудием колонки. Особенно похвально столь редкое для молодёжных изданий внимание к научным темам. Хороша рубрика об иностранцах в Петербурге (впрочем, такую же в Москве делала “Афиша”).

Фотографии пользователей из инстаграма во многом заменяют “Бумаге” фотослужбу, а новости о запрете курения и новых инициативах Милонова – заполняют неизвестно зачем созданную рубрику “Политика”. Впрочем, всё познаётся в сравнении, и, произведя его, мы поймём, что бывает и гораздо хуже.

Piterstory

2

 

Piterstory, взявший себе девиз “журнал одного города”, в действительности чуть более, чем наполовину заполнен никак ни связанной с Петербургом информацией. Боже вас, например, сохрани, заходить в рубрику “Город”. Оттуда вы скорее узнаете о том, как сохранить банковский вклад, сколько стоит сделать ремонт и какие напитки лучше согревают.

Кромешный ад и рубрика “Места”, являющаяся кладбищем текстов ресторанных критиков, написанных в стилистике журналов вроде “Отдохни”. О чудесах нейминга – есть, например, рубрика “ЧелДня”, в котором в один день можно прочитать про Бритни Спирс, а в другой про Годара. И чёрт его знает, причём здесь Петербург, не спрашивайте. Любая попытка описать концепцию издания Piterstory разбивается, как волна о скалу.

Downtown

2

 

Даже беглое знакомство с главной страницей сайта даёт представление о том, насколько Воронеж культурный город. “Даунтаун” – про молодёжную культуру во всех её проявлениях – от научно-популярных лекций по истории до электронных концертов и перформансов.

У портала есть даже совместный проект с московской “Стрелкой”. Выглядит стильно, читать непротивно. Из непонятого – рубрика “Еда”, являющийся изящным пиаром местных ресторанов под видом текстов про гастрономию. Впрочем, иллюстрации красивые и делают ровно то, что должны – пробуждают аппетит.

“Провинция”

2Иркутский пример того, что как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Размытая, как у питерского Piterstory, концепция, в которой находится место текстам про 14 идей новогодних подарков и 88 причин уехать на Гоа. Находится понятно почему – в конце каждого из таких текстов адрес конторы, которая занимается этими самыми подарками и путёвками.

Используемые на сайте шрифты настолько недвусмысленно напоминают о “Ридусе”, что становится даже неловко. Из относительно дельного – анонсы событий на ближайшие дни. Называется рубрика, конечно же, “Провинциальные будни”.

Feel More

2Челябинский портал о событиях и интересных людях, который летом 2013 года сделал невозможное – методами краудфандинга собрал с читателей почти $2 тыс. на редизайн. Обновиться должны вроде вот-вот, пока же вашему вниманию бесплатный wordpress-шаблон с логотипом на полэкрана и десятки историй о творческих жителях города. После прочтения трёх-пяти текстов зарождается мысль о том, что, вероятно, Челябинск – тайный инкубатор креативного класса. Или читателей ловко обманывают.

“Большая деревня”

2

Самарская вариация (http://bigvill.ru) понятно какого издания, и, надо заметить, успешная. Первое, что подкупает – несерьёзное отношение авторов портала к происходящему. Давно ли на региональном сайте вы встречали текст о тяготах толстых блогеров, пытающихся похудеть? Или топ локальных веб-сериалов?

Во-вторых, таинственным образом о темах, которые уже давно встали поперёк горла (вроде новооткрывшихся баров) самарцам удаётся писать так, что после прочтения не хочется плеваться. Из интересных спецпроектов – туристические очерки из соседних городов и посёлков.

Siburbia

2Ресурс, своей задачей поставивший поддержание образа Сибири как передового в культурном, научном и интеллектуальном отношении края. Патриотизм (в хорошем смысле слова) чувствуется практически в каждом тексте. Примерно с той же периодичностью возникает подозрение, что в Сибири, вероятно, круто. Возможно, именно в умении создать эту иллюзию и состоит мастерство журналиста. Портал намеренно отказался от написания новостей – ибо повседневная суета лишь отвлекает от по-настоящему значимого.

“Инказан”

2

Сайт о развлечениях и интересных людях Казани, основным выразительным средством избравший фотографию. Тематика – концерты, фестивали и другие варианты досуга в Казани. Тем не менее, “Инказан” не обошёл стороной недавнюю авиакатастрофу – серия материалов о трагедии по сей день на первом месте в рубрике “Самое популярное”. Есть на сайте и колонки, например, по теме “как потратить выигрыш в лотерею”. В целом, весь сайт – один развёрнутый ответ на этот самый вопрос.

Заключение

Городские медиа в регионах России – уже далеко не всегда тот самый стыд, что с нецензурным эпитетом. В стране централизованного всего по умолчанию что-то стоящее обязано появляться в Москве. На деле же оказывается интереснее читать тех, кто, не ради погони за славой или сотнями тысяч посещений в неделю, профессионально делает своё дело в каком-нибудь областном центре. Есть подозрение, что именно эти люди придут через несколько лет и сметут нынешнюю журналистскую тусовку в небытие. Hungry Shark будет следить за развитием событий.

 

Обложка — оригинал