berserk_wallpaper_hd_3

Текст Антон Запускалов | 17.02.2014

17 февраля 1993 года было учреждено  РАО «Газпром». Главная энергетическая компания страны стала за два десятилетия больше, чем просто бизнесом. Для многих обывателей она – недостижимый идеал: как прежде мальчики мечтали стать космонавтами, так сегодня они хотят войти в состав топ-менеджмента «Газпрома».

Название ключевой российской госкорпорации плотно вошло в фольклор – про «Газпром» поют, со слоганом про сбывающиеся мечты проделывают многочисленные лингвистические махинации. В этом материале мы постараемся рассмотреть рекламный образ «Газпрома» и его отражение в народном сознании.

Divide et empera

ОАО «Газпром» — крупнейшая газодобывающая компания в мире, занимает 17 место по выручке в мире.

«Газпром» производит около 8% российского ВВП и почти полностью удовлетворяет потребности в газе республик бывшего СССР, восточной и центральной Европы.

Обладает большим количеством дочерних предприятий. В холдинг «Газпром-медиа» входят популярные радиостанции («Эхо Москвы», «Relax FM»), телеканалы (НТВ, НТВ+, ТНТ), печатные СМИ («7 дней», «Итоги», «Караван историй») и интернет-сайты (Rutube). «Газпром» официально поддерживает футбольный клуб «Зенит» (Санкт-Петербург) и ряд региональных российских команд.

Рыночная стоимость акций Газпрома на 31 июля 2013 года была самой низкой среди ведущих нефтяных компаний мира.

Как выглядит типичный ролик газового монстра сегодня?

YouTube Трейлер

Одетые в голубую униформу рабочие маршируют на фоне труб – часто это происходит в аномальных природных условиях – таких, что усы покрываются инеем, лапы ломит и хвост отваливается. Всё не напрасно – только так можно стать первыми в мире.

YouTube Трейлер

Газ позиционируется как национальное достояние всех россиян – из ролика в ролик кочует фраза «мы обладаем», «мы добываем». Вот только получаем с этого, увы, не мы. Зато «Газпром» заботится о наших детях – это следующая сюжетная линия рекламных роликов корпорации.

YouTube Трейлер

Непременным героем этой серии про мальчиков является наш старый друг – Чипсоед.

YouTube Трейлер

У девочек путь к успеху ещё проще – не обязательно даже соревноваться в ловкости, достаточно публично заняться звукоизвлечением, и прошлая жизнь забудется, а новая – будет ослепительной (хотя и недолгой).

YouTube Трейлер

Как известно, провинциальная медийная активность – это кладезь юмористических сюжетов. В случае с рекламой – это ещё способ узнать о компании подробности, про которые не расскажут парни из столичных агентств.

Так, камчатские рекламщики транслировали нам три важных факта о корпорации и о жизни в России в целом.

Во-первых, в «Газпроме» все надувают и клеят друг друга:

YouTube Трейлер

Во-вторых, «Краб» испортил россиянам жизнь, но, в конце концов, и он попадёт под раздачу:

YouTube Трейлер

В-третьих, «Газпром» диктует России особый путь развития – на первый взгляд, этот путь шизофреничен, однако, он позволяет выйти на лидерские позиции:

YouTube Трейлер

А вот и официальный гимн предприятия, начинающийся с тонкого эвфемизма: «мы планету незримой СПИРАЛЬЮ»:

YouTube Трейлер

Перейдём к народному творчеству. Итак, один мальчик вырос, а мечты его по-прежнему сбываются:

YouTube Трейлер

А у другого, менее успешного мальчика, мечта не сбылась – помешало непонятно откуда взявшееся гражданское общество:

YouTube Трейлер

Певец из популярного комедийного шоу в лихой песенной форме вербализирует мечты простого россиянина:

YouTube Трейлер

Наконец, короткий мультфильм (18+) о том, как важно отдавать долги вовремя:

YouTube Трейлер

Утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, равно как и концепции их более современных продолжателей, увы, никогда не смогут воплотиться в жизнь. К сожалению, никому ещё, даже Брежневу и Фиделю Кастро, не удалось построить общество, в котором каждый получает всё, что хочет. Так пускай мечты сбываются хотя бы у некоторых россиян, например, близких к распределению дивидендов от газодобычи. С праздником вас!

Источник обложки