илл.Настя Негодица

Текст Катерина Артемьева | 07.10.2013

Посещение ресторанов и кафе стало неотъемлемой частью городской жизни. В цивилизованном мире давно развита система онлайн-бронирования столов, ведь на тех, кто приходит ужинать в приличное заведение без брони, смотрят косо. Конечно же, загадочный русский менталитет пока этого не понимает: «Эй, ямщик, гони-ка к Яру!»

Согласитесь, что нам лучше прийти в ресторан ненастным субботним вечером, скинуть засыпанную снегом шубу гардеробщику, подбежать к администратору, улавливая чутким носом запахи, блаженно потирая руки от такого близкого гастрономического удовольствия,  и  получить от ворот поворот из-за отсутствия свободных мест: «Извините, может быть, в другом заведении вам повезет?».  Бродить голодными так можно до следующего утра, пока кому-то из вашей компании в голову не придет спасительная мысль купить на всех хот-догов.

Но акулы отечественного бизнеса в поисках корма давно  не сидят на месте, стараясь вывести российский сервис услуг  на международный уровень! Дмитрий Степанов основал сервис «Гурманизация», позволяющий не только быстро забронировать столик, получить приятные бонусы и привилегии, но и почувствовать себя полноценным гурманом  в любом заведении.

 Дима, расскажи историю своего проекта.

 Мы решили придумать что-нибудь новое. Знакомая из Швеции сказала: «Ребят, есть обалденный французский сайт «The Fork». Он посвящен бронированию столов: это было что-то интересное, так как эта ниша была еще свободна. В России на тот момент были крупные порталы, такие как Ресто, Меню, Ресторан. Но у них очень много рекламы и информации.

Название «Гурманизация» возникло от слова «гурман» и от слова «мобилизация». Мы говорим о том, что все люди могут стать гурманами, и мы в этом им поможем. Мы хотим, чтобы заказ столика был как можно удобней. Чтобы бронь осуществлялась через приложение, а не через звонок, и, приходя в заведение, наш клиент получал какой-нибудь бонус от пользования нашим сервисом.

Проекту скоро исполнится год,  с нами работает более 550 ресторанов в Москве, включая заведения Аркадия Новикова, «Ginza Project» и Андрея Делосса. Буквально полтора месяца назад мы запустили наш сервис в Петербурге и уже сотрудничаем с более чем 100 ресторанами.

Я назвал только крупные заведения, но на нашем сайте есть места и попроще.   Мы хотим быть сервисом для широкой аудитории, потому что гурманами должны быть все! Этого не надо бояться. Все думают, что гурман — это человек, который пьет дорогое вино, курит сигары и тратит много денег. Это неправда, все мы в душе гастрономические эстеты.

 Расскажи нам, как пользоваться сайтом?

 Очень легко. Первая задача для программистов — сделать сайт как можно более user friendly. На сайте есть фильтр: человек вбивает ключевую информацию, бюджет, кухню, местоположение, и появляется список ресторанов, которые мы можем ему предложить. На сайте также можно ознакомиться с меню ресторана, ценами, воспользоваться 3D туром по заведению и т.д. После этого нажать на кнопку «забронировать» и ввести данные. Через пять минут ему придет SMS,  подтверждающее резервацию.

Мы сделали регистрацию через соцсети: «Facebook» и «ВКонтакте». Обычно это занимает около 5 секунд.

  Из кого состоит твоя команда, из каких специалистов?


 Команда состоит из пяти программистов, двух дизайнеров за рубежом, одного дизайнера на аутсортсинге в России. Семь человек из команды — sales-ы, продажники. У нас есть два контент — менеджера и два банкетных менеджера. Также, мы сформировали свой собственный call- центр, поэтому все поступающие заявки мы обрабатываем очень быстро.

Но проект не начал бы свое существование без моего друга и коллеги Марека Хиртенреу (Marek Hirtentreu), который развивает наш маркетинг и следит за программным обеспечением сайта. Если вкратце ответить на этот вопрос, то это — все. А в следующем вопросе я могу сказать, что мы делаем, чего никто не делает.

DimaGurmanizaciya

Дмитрий Степанов

 Что же вы делаете?

 Мы активно позиционируем себя как интернациональный проект, именно поэтому мы подписали договор с международной компанией «Arrival guides», которая занимается гидами для путешествий. Ими пользуются более пятидесяти миллионов людей по всему миру. Это сотрудничество дало нам выходы на более чем 160 партнеров из разных стран, среди которых около сорока авиакомпаний, а также, hotels.com и booking.com.

Мы первые в России, кто сделал бронирование столов через Facebook. Более того, мы единственные, кто выпустил приложение на Android и IOS системы, которые поддерживаются на русском и английском языках, со временем мы планируем добавить  другие языки. Следующим большим шагом для нас будет открытие представительства в Праге, которое мы планируем осуществить до конца года.

 Каким образом удалось привлечь столько партнеров?

 На самом деле, все просто – это всего лишь правильный подход к работе. Одна из главных деталей в том, что заведения нам платят по факту за приведенных гостей. Размещение ресторанов на сайте абсолютно бесплатное. Мы делаем полные профили со всей информацией и меню. Это и привлекает к нам новых компаньонов.

Но, все-таки, есть такие бизнесмены, которые говорят, что сотрудничество им неинтересно. Тогда мы начинаем нажимать на другие точки, ведь у нас очень много крупных партнеров в виде консьерж-сервисов и тех же авиакомпаний.

 Насколько мы знаем, многие клиенты – иностранцы. Какое, примерно, соотношение русских клиентов и зарубежных?

 Соотношение примерно следующее: 70% – это русские, 30% – экспаты. Наш план такой, что через полгода все экспаты в Москве будут пользоваться «Гурманизацией». Почему? Потому что за рубежом давно есть такой сервис бронирования столов, и для них он привычен. И почему бы им не предложить такой же сервис на территории Российской Федерации?

 Сколько у вас сейчас клиентов?

 Когда мы только открылись, поступало 2-3 брони в день. До сих пор в российском менталитете  сохраняется упрямый вопрос: «Зачем бронировать, когда можно прийти туда,  где тебя всегда примут?»

Сейчас количество выросло до 100-150 броней в день. И это, все равно, — мало. Мы хотим принимать 500 или 1000 ежедневных заявок на столы.  И здесь мы уже не будем ограничиваться одной Москвой. К нам обращались люди из-за рубежа и говорили, что им очень нравится наш логотип, наш концепт, и предлагали купить у нас франшизу.

 Расскажите подробнее, как вы получаете прибыль от проекта.

 Мы получаем прибыль от ресторанов. Заведения нам выплачивают небольшие комиссионные за приведенных гостей. Деньги совсем небольшие для заведения. Это – первая прибыль.

Другой источник – это организация банкетов и корпоративов. Там нам, конечно, уже выплачивают 10%. Понятно, что по сравнению с бронью, это — намного выгоднее. Но мы работаем на будущее, на потенциал компании, поэтому, все равно, верим, что рано или поздно online reserve себя окупит.

Так же, мы предоставляем рекламные возможности. К нам обращаются рестораны. Так как у нас очень таргетированная  аудитория, им выгодно размещать рекламу у нас на сайте.

Пока, конечно, «Гурманизация» — это убыточный сервис. Далеко  не все удачные проекты сразу начинают приносить деньги. Я считаю, это очень важно для стартапа понимать, что надо брать какую-то дистанцию. Ни полгода, ни год! Два-три года, допустим.

Мы стараемся улучшить наш сервис и сделать его более удобным для пользователей, и хотим, чтобы в Москве у нас было как минимум 800 партнеров, чтобы в каждом заведении был какой-то комплимент, бонус от «Гурманизации», и для этого гостям не нужно было ничего дополнительно предпринимать. Возможно, это будет бокал вина или какая-то скидка. Но это должно быть что-нибудь этакое, гурманизированное.

илл.Настя Негодица

 Можете  назвать ваших конкурентов? Как вы с ними боретесь?

 Называть конкурентов я не буду, но они, конечно, есть. Мы к ним очень уважительно относимся, следим за ними, смотрим на их сильные стороны. Мы не боремся с конкурентами, мы занимаемся развитием своего проекта. Мы просыпаемся в 5 часов утра, встречи бывают до полтретьего ночи.

За счет того, что в нашей команде работают люди из разных стран, мы размышляем более глобально, мы стараемся использовать международный подход в действиях.

 Вы продвигаетесь через соцсети?

 Мы активно используем все соцсети: Facebook, Instagram, Foursquare, Вконтакте. Наша аудитория находится именно там.

Соцсети сейчас — это не просто место, где ты можешь тратить свое время, а то, где ты можешь зарабатывать деньги. Поэтому мы хотим расширить нашу аудиторию, а потом мы планируем, с этого зарабатывать, просто предлагая какие-то интересные акции, делая промоушены.

 Какими еще проектами ты занимаешься?

 Честно говоря, с детства я хотел стать футболистом. Но я получил образование в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса и сейчас работаю по профессии: мы с однокурсниками сделали крупный проект «I work in hotels», который занимается подбором персонала для гостиниц по всему миру. У нас офис находится в Гааге и в Москве, и мы работаем с отелями от Бангкока до Буенос-Айреса.

Мы сотрудничаем с лучшими зарубежными школами отельного бизнеса, но в основном они находятся в Швейцарии. Мы подбираем персонал в лучшие гостиницы мира и, разумеется, в простые отели, а также помогаем найти ребятам стажировку, трудоустроить их.

У нас в Faсebook достаточно большое комьюнити — почти 19 000 лайков. Если я не ошибаюсь, мы — то ли второе, то ли крупнейшее в мире гостиничное сообщество. О нас знают крупные владельцы и менеджеры из  этой сферы. Этот проект, на самом деле, имеет очень большое будущее, потому что он нишевой. Совсем недавно у нас вышла книга под названием «Interviewing successful hotel managers», где собраны действительно уникальные материалы от ведущих управляющих отелей.

Сейчас многие ребята кусают локти, потому что у любого выпускника гостиничного вуза была идея создания именно такого сервиса. Но есть большая разница между тем, чтобы думать и тем, чтобы делать. Поступки намного важнее, чем слова.

 Какие советы ты можешь дать стартаперам?

 Мой совет таков: следуйте за своими идеями, мыслями, целями. Каждый день совершенствуйтесь и работайте над своим проектом. Любите то, чем вы занимаетесь, тратьте на это время. Твой стартап – это твой драйв. Ты должен найти то единственное, что будет тебя мотивировать, заставлять становиться лучше. Любой проект – игра, к которой нужно относиться очень серьезно. Команда очень важна — без неё нет ничего. Я, например, очень люблю футбол. В футболе один игрок не выиграет кубки— тут так же. У тебя может быть великая идея, но без отличной команды ничего не получится!

Фотография предоставлена Дмитрием.
Иллюстрация Настя Негодица.
В интервью принимала участие Анастасия Гусева.