13642437-live-and-learn-concept-on-black-keyboard-with-blue-and-orange-colored-keys

Текст Туяра М | 12.01.2014

В первом раунде герои статьи красноречиво высказались о популярных ныне в России хип-хоп баттлах и судьях, вершащих судьбы словоохотливых участников. Сегодня вспоминаем важные интернет-баттлы, обсуждаем отношение к грязным панчам и чужим мамам, а также сожалеем о тех, кто превращает словесный поединок в кулачный бой.  Раунд 2.

Интернет-баттлы

Как правило, в интернет-баттлах существует турнирная таблица, и длятся они около года: участники “грузят” треки на оппонента, жюри выбирает лучших.

Один из самых значимых среди российских рэп-боев – мероприятие, организованное порталом hip-hop.ru. Стимулом послужило желание рэперов, сидевших в разделе форума “Демо-музыка” , помериться своими силами. Первый официальный независимый баттл прошел 5 декабря 2001 года, в нем приняли участие 21 эмси. Спустя три года состоялся пятый по счету поединок, который, если рассматривать с точки зрения серьезности к его подготовке, можно назвать стартовым.

Победителями баттлов от hip-hop.ru становились: ST1M, Maestro A-Sid, Noize MC, Дуня, Драго, Дядя Женя и др. Сейчас проходит 15 независимый поединок, лучший участник которого получит 50 000 рублей, занявший второе место – 25 000 руб., а третье и четвертое места – 7 500 руб. Кстати, участие бесплатное, главное – отправить свой трек вовремя.

Это хорошая возможность показать себя. Все победители крупных битв добиваются чего-то в дальнейшем.

13642437-live-and-learn-concept-on-black-keyboard-with-blue-and-orange-colored-keys

Mesr (ex-Черная экономика)

Mesr: «Я два раза участвовал в баттлах. И оба раза на hip-hop.ru. Еще были какие-то локальные фристайл-батлы, но это стоит рассматривать лишь просто как фан.

В первый раз, кажется, в 2006 году, я выложил трек на сайт, который и треком нельзя назвать. Тогда я даже не прошел отбор. Во второй раз я участвовал совсем недавно, если не ошибаюсь, это был как раз последний прошедший hip-hop.ru. В итоге меня, как и многих других интересных артистов, которые могли бы внести изюминку, слили во втором раунде».

СД: «Впервые я принял участие в интернет-баттле на hip-hop.ru. Те треки сейчас нельзя слушать без улыбки, но тогда мне они казались очень даже годными! За всю историю моего участия в сетевых баталиях, я занимал далеко не последние места.

Другое дело, что для прохождения дальше мне вечно мешали какие-то обстоятельства: конфликты с организаторами или с судьями. На последнем баттле hip-hop.ru “Каста” поставили очень странные отметки мне и Бабангиде. Все-таки личное отношение играет роль, по крайней мере, в России. Нельзя крыть всех подряд и надеяться на то, что судьи это съедят. Так что, на мой взгляд, Бабангида не выиграл то соревнование только потому, что он ругался на судей».

Schokk: «Мне нравятся интернет-баттлы тем, что на них оппоненты выносят друг друга, полностью игнорируя моральные кодексы».

Одно из правил на большинстве мероприятий – написать трек на определенную тему. По словам нескольких моих знакомых, такой подход им неинтересен, потому как тема может попасться сколь угодно абсурдная. А вот что думают герои статьи.

СД: «Ничего плохого в том, что здесь требуется написать текст на заданную тему, нет. Если у человека все в порядке с фантазией, то он напишет песню и про лягушку. Любую тему можно раскрыть с разных сторон. Это только подстегивает интерес автора».

Mesr: «Обычно ты не знаешь, какую тему взять для своего трека, а тут уже все за тебя придумано. Другое дело, что нужно стараться раскрывать тему нетривиально.

К примеру, мне нужно было написать о Возвращении легенды” , и я решил сказать в тексте об одной из самых значимых игр ФК Спартак – когда Андрей Тихонов вышел в основном составе команды. Логично предположить, что большинство рэперов выдали треки от первого лица с посылом: «Я – легенда, и я вернулся» или же упоминали громкие лица” наподобие Тупака и Эминема».

О грязных панчах

Schokk: «В принципе, соперники могут заранее договориться о темах, которые не станут затрагивать. Другое дело, когда выходят оппоненты, которые друг друга терпеть не могут – в этом случае правила не писаны. Если МС не выдерживает сказанного против него или считает, что эти слова не по понятиям, то пусть просто не выходит на сцену и продолжает строчить в Интернете про то, как рэп-поединки рушат моральные ценности. Не жалуйся, если согласился!»

22

Участник лейбла ЦАО Ruskey

Ruskey: «Я за юмор и сарказм, но категорически против того, чтобы МС упоминали мам, сестер, девушек. Мат в текстах – это показатель ограниченности словарного запаса. К сожалению, многие рэперы просто выкрикивают матерные слова, и не могут выдать ничего более. На мой взгляд, чем начитаннее и образованнее человек, тем более интересный текст он придумает.

Если говорить о Versus, то перед его началом я сказал, что мою семью трогать нельзя, иначе я сам за себя не ручаюсь. Во-первых, за это нужно наказывать в рамках батла. Во-вторых, я просто не понимаю, почему некоторые МС стоят и терпят оппонентов, поливающих их матерей грязью!

К примеру, можно задеть внешность – это стандартный ход. Но затрагивать тему семьи – это пустословие, за которое МС не может ответить, а мужчина не имеет права быть пустословным.

Валерий Перфильев: «Во время баттла на фестивале Splash! у участников не было задачи уничтожить друг друга, как это происходит сейчас на Versus и Slovo. Это не хорошо и не плохо – просто тогда все было немного иначе. Даже и не знаю, с чем это связано. По всей видимости, у людей было другое восприятие. Формат Versus и Slovo – это next level в России и это диктует свои правила. Я бы на месте Ресторатора вообще пускал бы бумагу по участникам для подписи, где было бы сказано: Я, такой-то такой-то, я полностью принимаю правила батла, в частности, принимаю то, что сегодня здесь про мою маму скажут NN-ое количество слов».

СД: «Если оппонент подходит к тексту с юмором, то это круто. Никаких негативных эмоций ты не испытываешь. Вообще, остроумие – это та штука, которая помогает налаживать коннекты между людьми. Другое дело, когда человек на полном серьезе выливает на тебя поток негатива, то хочется отвернуться. А так, меня довольно трудно задеть – я десять лет делаю рэп, и все это время меня кто-то постоянно пытается задеть. И я заметил, что шутки уже который год повторяются».

Никита Ост: «Если ты пришел на баттл, то будь готов к текстам про мам и пр. Это, кстати, одна из причин, почему я на них не хожу – я не любитель засирать других. А если меня начнет крыть противник, я ему просто всеку, а после еще и напишу дисс».

Хайд: «В рэпе есть шаблонные вещи, применяемые на баттле. К примеру, в Штатах на ура идет тема шуток про маму: есть мнение, что это идет со времен рабства, тогда под  мамой подразумевали рабовладельца. Шутить про хозяев друг друга при надзирателях не запрещалось. Публика в России, по крайней мере, в Краснодаре, плохо реагирует на подобные вещи, ровно, как и на проявление неотесанной грубости, которая не завязана на какой-то крутой фишке.

Могу сказать, что я никогда не копаюсь в грязном белье соперника для того, чтобы унизить его в баттле. Я не понимаю, когда в тексте рэперов проскальзывают факты из жизни оппонента, которые могут не на шутку задеть. Зачем на самом деле оскорблять человека?»

13642437-live-and-learn-concept-on-black-keyboard-with-blue-and-orange-colored-keys

Cтендап-комик, судья Versus Юрий Хованский

Юрий Хованский: «Никаких запретных тем не существует, если они облачены в юмор. А уж шутить про что угодно, лишь бы это было смешным – вот и весь критерий. Даже если шутишь про маму. Особенно, если шутишь про маму!

Жаль, что многие недалекие люди не видят разницы между шуткой и оскорблением. Конечно одно лишь Маму твою имел – это оскорбление. Другое дело, когда к той же фразе исполнитель крепит предпосылку, вводит в подходящий контекст и, разумеется, выдает это в остроумный панчлайн.

Mesr: «Каждый может затрагивать любую тему, которую захочет, но только если имеет для нее основания, или же в случае, если сумеет ответить за свои слова. А так, крыть оппонента матом, называть его пидорасом, а после жать руку, это как минимум странно».

22

Создатель drugoyhiphop.ru, судья Versus Роман Воркута

Рома Воркута: «Конечно, я – против, моим моральным принципам это уж точно не соответствует. Но все эти темы идут в угоду зрелищности и шоу. Думаю, что проклинать семьи на батлах позволительно, потому как главная цель любой из противоборствующей сторон – вынести соперника и показать себя, где хороши любые способы».

Инциденты

Словесный поединок может перерасти и в физический. К примеру, один из недавних инцидентов произошел 6 декабря на Versus между СД, Jubilee и Хохлом.

YouTube Трейлер

Хайд: «Мы дисквалифицируем за физическое воздействие на оппонента во время батла, поэтому подобных инцидентов не возникало. Также еще одно из главных правил – это пожать руку противнику после батла. Другое дело, рассказывали, что за стенами Slovo, возникали конфликты между участниками. Но, наверное, без этого некуда – это просто как побочные эффекты».

Schokk: «Если ты не вывез словесно, то нельзя компенсировать это физически после или во время батла – ничего, кроме слабости, ты этим не покажешь. Это позор».

Валерий Перфильев: «Грош цена тем артистам, которые за каждое слово в свой адрес лезут с кулаками».

YouTube Трейлер

А как у них?

Schokk: «Хайп вокруг батлов за границей давно спал, ни один фаворит батлового формата не пробился. Это давно замеченный факт: батловый МС в аудио не кажется столь ярким.

Если говорить о Германии, то сегодня остался лишь берлинский Rap am Mittwoch. Он приковывает интерес лишь в случае гостевых участников, а по сути, представляет собой закрытую тусовку МС, баттлящихся между собой уже в сотый раз. Slovo сделан именно в таком формате, но намного сильнее: русский язык богаче, а участники – не такое быдло, как большинство немецких МС – эмигрантских меньшинств с отсутствием среднего образования».

YouTube Трейлер

Зачем?

Mesr: «На самом деле, баттлы напоминают мне какой-то кружок поэзии или театральную постановку».

Юрий Хованский: «Любая возможность решить какой-то конфликт или померяться силами в словесной форме вызывает у меня исключительное уважение. Сам факт того, что люди выбирают состязание в риторике, а не прибегают к «давай выйдем на улицу один на один и посмотрим, кто прав», не может не вызывать уважение.

Может, если бы наша уличная молодежь научилась у американской решать проблемы с помощью творческих и интеллектуальных поединков, то вокруг было бы меньше насилия. Но России до подобной практики еще очень и очень далеко.

13642437-live-and-learn-concept-on-black-keyboard-with-blue-and-orange-colored-keys

Никита Ост (Рыночные отношения, Вульгарный Тон)

Никита Ост: «Баттлы – это нормальная тема для молодежи, которой нужно стартануть. Например, Noize МС начал свою карьеру именно с интернет-баттлов. Вдобавок, они учат работать над читкой, практикуют в рэпе. Но это никогда не научит делать нормальные форматные треки, потому как все построено исключительно на матах и панчах. Этакая рифма ради рифмы.

Я давно не участвую в таких вещах – уж лучше напишу текст для альбома. Хотя лет 5-7 я участвовал в интернет-баттлах, брал тот же hip-hop.ru. Сейчас мне это просто неинтересно, потому как я пытаюсь делать серьезный рэп, а баттл – это просто шоу».

СД: «Участвовать в этом я начал с того момента, как занялся рэпом. Скажу даже больше: баттлы – это одна из причин, из-за которой я занялся рэпом. Это , конечно же, развлечение. Хотя для того, чтобы действительно сойтись в злом рэп-поединке, нужно испытывать личную неприязнь к оппоненту или хранить в себе старые обиды. Но, в любом случае, это, прежде всего, шоу, которое должно нравиться зрителям.

Я уже побаттлился со всеми, с кем мне хотелось. Кстати, я долго убеждал себя в том, что есть хоть какой-то смысл в бое с Jubilee. При всем моем уважении к оппоненту, я понимаю, что он все равно остался бы в выигрыше, потому как баттл – это дополнительный пиар для него».

Хайд: «Баттл – это соревнование и, в какой-то мере, развлечение, которое основано исключительно на творчестве. Выпады на оппонента должны заканчиваться в этом кругу. Да, и в целом, все, что сказано против оппонента – это не правда. По крайней мере, в 90%».

Фотографии предоставлены участниками интервью