3472

Текст Антон Запускалов | 11.12.2013

9 декабря 2013 года Владимир Путин выпустил указ «О мерах к повышению эффективности государственных СМИ». Согласно этому документу, прекращает свою деятельность «РИА Новости», на смену ему придёт агентство «Россия Сегодня». Главой нового агентства назначен Дмитрий Киселёв, заместитель генерального директора ВГТРК.

Мы решили разобраться, как возникли и изменялись информагентства, как они функционируют сегодня, что думают о ликвидации «РИА Новости» эксперты, и каких событий ждать в медийном поле.

Историческая справка

Первое информагентство появилось в Париже в 1835 году. Его создал Шарль Луи Гавас на основе собственного бюро, которое занималось оперативным переводом из иностранных изданий для читателей парижских газет. Дела шли хорошо, у Гаваса появились собственные корреспонденты за границей, и к 1853 году с ним сотрудничала почти вся городская пресса.  После смерти Шарля дело продолжил его сын Огюст, агентство просуществовало до 1940 года, а в 1944 на его базе было создано «Франс-Пресс».

В агентстве Гаваса работал  Питер Юлиус Ройтер, который позднее переедет в Лондон, превратится в Рейтера и станет основателем собственного агентства, известного всем и по сей день.

В Нью-Йорке в 1848 году представители шести ведущих газет города собрались для обсуждения того, как телеграф может помочь им снизить расходы на получение информации. Одной встречи не хватило, переговоры продолжились и вылились в создание Associated Press of New York. Дела у ассоциации шли прекрасно, её создатели осознали, что оперативно полученные новости можно продавать другим СМИ. Так AP превратилась в информагентство.

Первое Русское телеграфное агентство появилось в 1866 году, в 1872 году  возникло Международное телеграфное агентство, в 1882 году – Северное телеграфное агентство. Первое общероссийское телеграфное агентство создали в 1894 году. Все агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям, снабжая своей информацией практически все региональные и многие столичные газеты.

В XX веке «золотым» временем для информагентств, как ни странно, были отнюдь не годы великих потрясений. Это, во-первых, период перед Первой мировой войной, всплеск интереса общественности к переделу разных уголков мира и колониальным войнам. Во-вторых, начало 80-х – эпоха развитых медиа, расцвета телевидения и миллионных тиражей газет. Речь не о Советском Союзе, конечно, а о странах подлого империализма.  В СССР в это время работали АПН (бессмысленный, но довольно живучий апгрейд Совинформбюро) и ТАСС, последний был гораздо круче первого.

YouTube Трейлер

Современное состояние

Информационные агентства, вопреки расхожему мнению, что они лишь агрегаторы новостей, могут заниматься разными задачами: от создания и обработки информации до типографской, правовой, издательской,  технической поддержки СМИ. Всё зависит от специфики агентства и численности людей, в нём занятых.

Структура агентства также может быть разной: сеть редакций и корреспондентов в городах и странах могут как подчиняться единому центру, так и действовать независимо. Контент доводится до потребителя как по своим каналам (печатным и электронным СМИ), так и с помощью партнёров – подписчиков услуг агентства.  В современных условиях при любом крупном агентстве существуют собственные службы фото- и видеопроизводства, рекламные отделы, архивы медиаконтента и много других, не связанных напрямую с написанием новостей институтов.

Эксперты делят современные агентства на две категории – первые обслуживают довольно широкий спектр компаний и частных лиц (в первую очередь, это экономические агентства типа Bloomberg, сообщающие биржевые новости). Вторые исключительно поставляют новости для СМИ, живут часто за счёт госбюджета и чувствуют себя не слишком хорошо – сложно работать, когда из-за экономической неэффективности предприятия каждый день может оказаться его последним днём.

У России свой особый путь: в стране два государственных агентства. Это ИТАР-ТАСС (транслирующий новости Запада в Россию и наоборот) и, до недавнего времени, «РИА Новости». Остальные конторы частные, «Интерфакс» – пример одной из крупных, остальные, вроде «Росбалта», масштабами гораздо меньше.

«РИА Новости» было сложной структурой: в её состав входили РАПСИ, ИноСМИ,  экономическое агентство «Прайм», проект для гражданских журналистов «Ты — репортер» и ряд других тематических. В 2011 году стартовала исследовательская лаборатория MediaLab Василия Гатова. На сайте РИА также воплощались многочисленные спецпроекты в сфере журналистики и культуры.

YouTube Трейлер

Мнения

Решение президента о ликвидации «РИА Новости» было неоднозначно воспринято экспертами. Так,  Наталья Лосева, в настоящее время первый заместитель генерального директора по новым медиа в «Аргументах и фактах», а в прошлом – сотрудница РИА Новости, написала длинный пост в Facebook, в котором обозначила 7 причин, по которым  ликвидировать РИА было «неразумно и разрушительно».  Процитируем его с сокращениями:

1.  Бренд. Это самый ценный результат за 10 лет реформ. Думаю, его капитализация исчисляется сегодня десятками миллионов долларов.
2. Репутация страны. РИА не просто медиа. Это один крупных игроков на b2b рынке в стране и мире. Подписчиком продуктов РИА являются организации из десятков стран. От СМИ до аналитических институтов, посольств и пр. Не продление контрактов в связи с ликвидацией предприятия (успешного и известного) вызовет совершено однозначные толкования о ситуации в стране…
3. Репутация правительства с точки зрения профессионального сообщества. В указе и скудном комментарии Иванова нет ни одного сколько-нибудь внятного обоснования решения о ликвидации предприятия и бренда. Это позволяет толковать и интерпретировать причины исключительно как политические. Со всеми вытекающими.
4. Репутация страны накануне Олимпийских игр. РИА остается официальным фото-хостером олимпийский игр, обеспечивает работу пресс-площадок в Сочи и проч. Насколько я знаю, буквально за день до решения РИА презентовало свою стратегию работы на Играх и получило высочайшие оценки МОК. Теперь представьте: всем контрагентам будет объявлено, что того, с кем подписан контракт, БОЛЬШЕ НЕТ. За полтора месяца до Олимпийских Игр.
5. Удар по отрасли. РИА за последние годы превратилось в площадку непрерывных исследований, практики, эксперимента и его осмысления, с точки зрения новых технологий и форматов… Практически аналог медийной части MIT. Очевидно, что сокращение коснется, в первую очередь, этих затратных и не отбиваемых направлений…

6. Плохой сигнал журналистскому сообществу. Это, если кратко, может стать питательной средой для формирования устойчивой, естественной нелояльности к власти. Неуверенности в завтрашнем дне вне зависимости на какое СМИ – государственное или частное они работают

7. Развал команды. Для отрасли и для потребителя, для репутации страны и для образовательного сегмента, существование на рынке мощной команды, хорошо оплачиваемой и оснащенной, было важным и созидательным фактором. Можно было завидовать риановцам по поводу почти бездонного бюджета и невероятной социалки, но это было высоким стандартом для медиа-менеджеров, владельцев СМИ, самих журналистов. Развивая себя, РИА неизбежно оказывало благотворное влияние на отрасль вообще…

Однако не все солидарны с мнением госпожи Лосевой. Дарья Митина, первый заместитель Российского коммунистического союза молодёжи, посмотрела на ситуацию с другой стороны, впрочем, изменения, предлагаемые Путиным, на её взгляд, лишь усугубят ситуацию:

«РИА в последние годы было огромным, неповоротливым, растерявшим последние остатки профессионализма, крайне неэффективным баблососущим механизмом со странным руководством во главе. Конечно, их давно нужно было разгонять – я  руководство имею в виду – и ставить новый менеджмент. Новый не как самоцель, а именно по признаку профессионализма и эффективности. Ну, нельзя грохать миллиарды на инопланетный ньюсрум и плазменные панели в каждом туалете, которые все равно никто не смотрит, и не иметь при этом ни одного корпункта на Ближнем Востоке, пережёвывая западную инфопродукцию вторичной переработки.

Точно так же нельзя увольнять журналиста за запись в блоге, равно как и нельзя, претендуя на особый государственный статус и вполне неиллюзорный бюджет, иметь самый кривой и мудацкий сайт из всех российских СМИ.

Но назначение Киселёва – мерзотной дамы нетяжёлого поведения от журналистики без понятий о чести и совести – это был совсем не выход из положения. Прогнозирую усиление непрофессионализма, подлости личной и профессиональной, исход хороших журналистов и замену их органчиками, рост неэффективности и тупого пропагандонства, медленную смерть иновещания. От Киселёва не пованивает, как от прежнего руководства, а конкретно так смердит».

Публицист Дмитрий Ольшанский попытался посмотреть на ситуацию глазами журналистов: «Да, сегодня траурный день. День расставания бескомпромиссной антипутинской интеллигенции – с   большим государственным финансированием от кровавого путинского режима. И как же теперь?  Неужели больше нельзя будет презирать тирана, существуя за его же, тирана, счет? Нет, я отказываюсь верить в эту трагедию.
«Мы так сладко жили – кому это мешало?»»

Ожидания

Что ждёт читателя вместо РИА, пока прогнозировать сложно, ведь известны лишь название нового проекта и лицо, ответственное за его реализацию. Однако также известно, что «Россия сегодня» будет направлена, прежде всего, на формирование так называемого «положительного образа России на Западе». Поскольку концепция «положительного образа» обычно реализовывается в нашей стране по принципу «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт», по всей видимости, следует ожидать появления ещё одного ура-патриотического портала в духе Russia.ru.

Проекты медиа-  и культурных исследований, появившиеся у РИА в последние 2-3 года вряд ли переживут «оптимизацию расходов». Дмитрий Киселёв, вставший во главе нового проекта, за последний год успел не единожды оскандалиться своими нетолерантными высказываниями в адрес геев, европейцев и многих других. Как его работа может создать «положительный образ» на Западе, похоже, одному Путину известно.


Рекомендованная литература по связанным темам:

  1. Панарин И. СМИ, Пропаганда и информационные войны. М., 2012.
  2. Погорелый Ю. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. М., 2000.
  3. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. 2013

 

Обложка — оригинал