maxresdefault

Текст Лилия Земнухова | 14.10.2013

В продолжение прошлой темы: пару месяцев назад на Хабре провели опрос – как вы научились\учитесь программировать? Результаты, в общем, были предсказуемы: из 8520 человек 52% научились сами (т.к. «в школе/в вузе получили незначительное количество знаний»);  33% — полностью самоучки; 8% — преимущественно в вузе; 6% — в школе и вузе.

Но интересны тут не результаты, а комментарии к опросу. Участники приводят детские воспоминания, перечисляют знакомые языки, ругают или хвалят свои школы и учителей, вузы и преподавателей и т.д. Среда и место действительно имеет значение, но еще больше — собственная голова.

Все мнения, которые мне доводилось слышать об образовании в области IT в России, можно обозначить двумя позициями. Первая – вузы дают хорошую базу, математическую подготовку. Вторая – не очень-то эта база и нужна, программированию можно научиться и без специального образования.

Что же на самом деле происходит в наших вузах и сформировалась ли у нас почва для выращивания специалистов? Где учат тех самых профессионалов, которых с руками и ногами забирают в Силиконовую долину?

6a00e54f91645288340128777c6e4e970c-800wi

КАК ЭТО УСТРОЕНО: ШКОЛА-ВУЗ

Образование начинается со школьной скамьи. Преподавание физики и математики в школе сохранило сильную советскую традицию. «Правильные» школы делятся на школы-интернаты при университетах, лицеи и физмат-школы (ФМШ).

Самые известные из первых – это интернаты при МГУ: Школа-интернат имени Колмогорова; СПбГУ (Академическая гимназия); НГУ (Физико-математическая школа им. М.А. Лаврентьева) и УФУ (Специализированная школа-интернат). Такие учебные заведения — последняя ступенька среднего образования, и в определенном смысле – гарантия поступления в вуз.

Лицеи также принимают школьников с 9-10 классов и не менее успешно справляются с подготовкой абитуриентов. В Москве это:  лицеи №1511, №1523 и №1547 при МИФИ (куда и поступают выпускники школы). В Санкт-Петербурге особенно выделяются лицеи №239 и №30 — старейшие школы с сильными традициями; набор туда производится с 5 класса.   Лицей Физико-техническая школа (ФТШ) при Академическом университете РАН – единственная школа, входящая в систему РАН, учеников берут с 8 класса.

В ФМШ обучение осуществляется с 1 (реже – с 5) класса, и программа здесь более интенсивная, чем у  других. Сильные московские школы:  №57, №444 (физико-математическая школа-лаборатория), и №1180 (при МГТУ им. Баумана). В некоторых из них  делается упор на программирование.

Сейчас большинство вузов готово предоставить хотя бы одну программу подготовки по специальностям, связанным с информационными технологиями. Но почти все они делают это плохо. Отличаются те, в которых есть хорошие преподаватели. Уже упомянутые МГУ (ВМК, Мех-Мат), МИФИ и МГТУ имеют однозначно высокие показатели по подготовке IT-специалистов. В Санкт-Петербурге :  СПбГУ (Мат-Мех), ИТМО, Политех, ЛЭТИ.

Следующая ступенька образования — магистратуры и аспирантуры. К уже перечисленным вузам с их магистерскими программами стоит добавить: Математический институт им. Стеклова РАН и Петербургское отделение Математического института (ПОМИ РАН), Академический университет РАН.

math-1024x680

ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТАНДАРТОВ

Образование в области информационных технологий после всех кризисов 90-х с развитием Интернета переживает новый виток роста. Появились новые возможности и новые платформы. И, как следствие,  новые инициативы.

Во второй половине 2000-х стали появляться новые пощадки. В 2005 году Андрей Иванов и Николай Пульцин открывают Академию современного программирования  со со спонсорской поддержкой компаний Borland и Яндекс на базе ИТМО. Двухгодичная программа для студентов была призвана восполнить теоретическую подготовку в области Software Engineering и предоставить возможности практического освоения материала.

В 2007 году в Петербурге при поддержке Антона Лиходедова и силами Александра Куликова на базе ПОМИ РАН открывается Computer Science Club (CS Club).  Задача клуба состояла в том, чтобы предоставить возможность студентам, аспирантам и просто интересующимся получить образование в области Computer Science. Подобный формат предполагает открытость лекций, которые читают местные и приглашенные преподаватели. В 2010 году в Екатеринбурге начала функционировать филиал СS Club.

В том же году Яндекс запускает Школу анализа данных (ШАД), целью которой является подготовка специалистов для IT-индустрии. Программа двухгодичная, с возможностью пройти стажировку в Яндексе. Филиалы школы работают в Екатеринбурге, Киеве, Минске и Новосибирске. Кроме того, ШАД реализует совместные магистерские программы с МФТИ, МГУ (Мех-Мат) и ВШЭ.

Все три упомянутые платформы – АСП, CS Club и ШАД – стали инициаторами создания Computer Science Center (CS Center) в 2011 году. Программы Центра рассчитаны на два или три года, преподавание ведется по направлениям Computer Science, Data Mining, Software Engineering. Занятия проходят на базе лицея №239.

T2SkynetBD-liveinitiate2

НОВАЯ ЭКОСИСТЕМА?

Дано: несколько сильных школ, несколько хороших университетов, образовательные инициативы.

Доказать: в этих условиях можно сформировать экосистему для производства и воспроизводства успешных IT-кадров.

Решение: свобода и междисциплинарный подход.

IT – очень быстрая сфера. Темпы ее развития и изменения непривычны для традиционной системы образования с ригидной структурой ее институтов, поэтому стандартные решения тут, возможно, неприменимы. Успешные зарубежные опыты взаимодействия государства и бизнеса, образования и бизнеса с трудом ложатся на наш контекст, поэтому надо придумывать свое. И такие проекты есть.

IT – прикладная сфера. Понимание кода – это хорошо, а серьезная математическая подготовка расширяет горизонты этого понимания. Computer Science для развития не хватает интеллектуальных инкубаторов, где бы принимали участие талантливые студенты со всего мира. По словам Эдуарда Гирша:  «Проблема не в том, что уезжают за рубеж, а в том, что к нам не приезжают извне из-за бюрократических сложностей». Выход пока находится в том, чтобы делать площадки для реализации как образовательных задач (CS Center), так и IT-бизнеса .

IT – творческая сфера. И она будет развиваться в любом случае. Программирование как инструмент способно решать огромное количество задач. Это творчество особого рода – без необходимости критериев и всеобщего одобрения или утверждения. Это постоянный процесс.

Вот один из комментариев к опросу Хабры от пользователя akalenyuk: «Самый простой способ учиться писать хороший код — это писать много-много плохого. Только обязательно плохого, хороший код для прогресса бесполезен. Надо чтобы постоянно над головой висел знак вопроса: почему то, что я делаю — плохо? Почему в тринадцатом году на двухъядерном планшете тормозит то, что двадцать лет назад тормозило на десктопе 80286?» Видимо, из решения таких частных вопросов и будет до некоторых пор продолжаться развитие IT и выстраивание экосистемы.

Обложка и иллюстрации — Flickr.