800px-garfield_assassination_engraving_cropped

Текст Антон Запускалов | 04.02.2014

4 февраля 2004 года начала работу социальная сеть Facebook. За это время она пережила периоды расцвета и упадка, стала образцом для подражания и даже вышла с акциями на биржу. Не все конкуренты могут похвастаться столь долгой историей существования. В этом обзоре мы вспоминаем 10 соцсетей, у которых не получилось прийти к успеху – они либо прекратили существование, либо близки к этому.

MySpace

Сеть запустилась в 2003 году и довольно быстро стала популярной, особенно среди творческой молодёжи. В MySpace можно завести как персональную страницу, так и паблик для своего коллектива, загружать фото, видео и аудио.

Что-то пошло не так в конце “нулевых” – с каждым годом росло число сетей с более приветливым интерфейсом, значительная часть аудитории ушла в набиравший популярность Facebook. В результате с 5-го места по популярности в мире сайт опустился на 844-е  место, откуда вряд ли сможет подняться выше.

Futubra

Клон Твиттера, запущенный Mail.ru в январе 2012-го и закрытый в декабре того же года. В отличие от остальных сетей из нашего обзора, про будущее “Футубры” всё было понятно примерно с первого дня. Проект имел ряд серьёзных недоработок (например, отыскать конкретных пользователей на сервисе без прямой ссылки на их аккаунт было практически невозможно).

Популярные люди не стремились заводить себе страницы в “Футубре”, читать там было совершенно некого. Редкие “юзеры” из тех, кто от скуки решил зарегистрироваться, не зашли в соцсеть во второй, не говоря уж про третий и последующие разы. Не помогли даже письма “Мы по вам скучаем!”, которые Mail.ru рассылал всем участникам сервиса каждую неделю.

Google+

Долго разрабатывавшийся Google проект, который призван был перехватить пальму первенства у “Facebook”. Начал работу летом 2011 года. Главное отличие “G+” от конкурентов – возможность для пользователя разделять всех друзей по группам – ”кругам”: “родственники”, “знакомые”, “приятели”.

Для каждого круга можно определить свои настройки приватности – так, например, чтобы начальник никогда не прочитал поста, который виден друзьям и семье. Интерес к “G+” быстро сошёл на нет у большинства пользователей уже через пару месяцев после запуска проекта. Ничего принципиально нового соцсеть предложить не смогла, а разобраться с настройками приватности оказалось не так просто.

iTunes Ping

Соцсеть, встроенная в iTunes, просуществовала с 2010 по 2012 год. По мысли создателей, Ping должен был стать незаменимым инструментом для меломанов, позволяющим узнавать о концертах, находить новых друзей и слушать треки.

Вот только все эти задачи лучше решались сервисом Last.fm. К тому же, он был доступен во всех странах, а не только в 23, как Ping. В 2012 году неудачную соцсеть заменила интеграция iTunes с Facebook и Twitter.

Yahoo Buzz

Сеть существовала с 2008 по 2011 год. В Yahoo взяли за основу принцип сервиса Digg — пользователи могли размещать новости и голосовать за самые популярные. Создатели Buzz предполагали, что им удастся перетянуть к себе аудиторию крупных новостных порталов, однако пользовательский контент оказался не настолько крут, чтобы решить эту задачу.

Сервис не жаловали даже те, кто имел почтовый ящик на Yahoo, не говоря уж о сторонних посетителях. Плюс ко всему, Buzz часто глючил.

Orkut

Социальная сеть от Google, появившаяся в 2004 году. В настоящий момент забыта, кажется, даже создателями, однако, за неимением конкурентов, пользуется популярностью в Индии и Бразилии. Отличается тем, что совершенно не заботится о конфиденциальности сведений своих участников.

Пользуясь Orkut, вы никогда не можете быть уверены в том, кому доступны ваши посты, а кому — нет. По мнению экспертов, именно на Orkut Google “тренировался”, прежде чем запустить G+ — как видим, тренировка не то чтобы пошла впрок.

Friendster

Одна из первых социальных сетей, возникшая как сайт знакомств для “друзей друзей” в 2002 году. Первые несколько миллионов пользователей Friendster набрала буквально за три месяца, но, со временем, интерес к ней у европейцев и американцев остыл напрочь.

Тем не менее, существует по сей день и пользуется какой-никакой популярностью в азиатском регионе, особенно на Филиппинах. В других регионах мира более успешной стала сеть Badoo со схожим интерфейсом, однако, не настолько переполненная рекламой.

Del.icio.us

Появившийся в 2003 году сервис “сетевых закладок”, другими словами, хранилище ссылок, снабжённых тегами.

Уже в 2010 году находился на грани закрытия, тем не менее, продолжает влачить жалкое существование. Для ссылок и хэштэгов же сегодня есть масса других мест — главным образом, Twitter.

Gowalla

Геолокационный сервис, возникший в 2007 году. В неравной битве проиграл конкуренту Foursquare. В конце 2011 года был куплен Facebook’ом — как это часто бывает, для того, чтобы разработчики влились в штат и работали на благо Цукерберга.

Сам же сервис, позволяющий отмечаться в местах и читать подсказки к ним, был закрыт весной 2012 года.

Formspring

Сервис вопросов и ответов, появившийся в 2009 году и моментально ставший популярным среди подростков — ведь где ещё можно анонимно троллить неприятного знакомого или подкатывать к девушке, к которой в реальности боишься подойти.

За несколько лет существования Formspring так и не придумал работающего способа монетизации и был вынужден даже в шутку “закрыться” в 2013 году, чтобы ожить через считанные недели под новым именем spring.me. Однако, подростки к тому моменту уже подросли, поступили в университеты и стали не столь заинтересованы в том, чтобы задавать друг другу вопросы в сети. Появилось и множество конкурентов — как локальных (в России, например, это сайт “Спрашивай.ру”), так и мировых (ask.fm). Долго ли удастся прожить Spring.me — большой вопрос.

Изображение обложки — оригинал

Комментарии 5

Добавить комментарий

  1. Как думаете, почему Сѓ Формспринга РЅРµ вышло, Р° РђСЃРє — это просто РѕРґРЅР° РёР· трех вещей, которые РЅР° первом СѓСЂРѕРєРµ школьники проверяют сразу после Р’Рљ Рё Р?нстаграма?

    1. Р’РѕРїСЂРѕСЃ РёР· серии «РїРѕС‡РµРјСѓ Р РѕСЃСЃРёСЏ РЅРµ Америка». Успех РѕРґРЅРёС… Рё неудачи РґСЂСѓРіРёС… интернет-проектов РјРѕРіСѓС‚ объясняться множеством факторов — РѕС‚ неэффективного управления РґРѕ технологических проблем Рё даже веяний РјРѕРґС‹.

      1. Антон, спасибо, что вы перечислили стандартные причины краха любой бизнес-модели и в Америке, и в России.

  2. Del.icio.us и Google+ видимо не пошли в России, потому что в Америке ими активно пользуются и это как must-have в большом количестве бизнесов.

    Рђ Formspring сколько существовал, чуть ли РЅРё разу РЅРµ обновлялся Рё просто стал скучным. Плюс, эта СЃРѕС† сеть интересна как раз возрастной категории школьников, РЅСѓ Рё может девочкам СЃ 1-2 РєСѓСЂСЃР° универов 🙂