000166

Текст Миша Рудин | 05.02.2014

Вот были же у нас “жежешечки” и “майспейсики” с возможностью выбора тем оформления и даже создания собственной темы. Мы строили сайты на “народике”, мы учили “html-версточку”. А что с нами случилось потом? Когда ВК начал свое триумфальное шествие по стране, в числе самых популярных групп были сообщества умельцев, которые придумывали хитроумные способы разукрасить свой профиль — чаще всего, конечно, они просто распространяли вирусы.

Но всем хотелось, чтобы стандартные сине-голубые рамочки можно было перекрасить, чтобы шрифтами играться, подписывались петиции, отсылались тому самому id1. А сейчас VK по умолчанию кропит аватарку в квадрат, и никуда от этого толком не деться. Сейчас личная информация не открывается на странице профиля при загрузке страницы, ее нужно разворачивать — лишний клик, лишние знания о человеке. Стена девяти из десяти индивидуумов состоит из перепостов.

Вы говорите — все теперь существуют онлайн, я говорю — никого там толком не существует, кроме голубоватой (я не имею в виду ориентацию, только цветовую гамму) массы типовых карточек паспортного типа. Это в равной степени относится почти ко всем популярным соцсетям – слава богу, хоть Twitter разрешает нам проявить чуточку индивидуальности в браузерной версии. Но мир поглощают мобильные приложения — и там уж точно все на одно лицо.

Кто-то может подумать, что я скорблю о потере индивидуальности. Но, во-первых, Hungry Shark не то чтобы подходит для старческого брюзжания, а, во-вторых, опять же индивидуальность девяти из десяти Homo sapiens ставилась под сомнение во все времена и эпохи. Я, в некотором смысле, скорблю о том, что когда на лекции я произношу что-то вроде ”индивидуальный стиль бренда”, герои подросшего в последние годы поколения микро-предпринимателей задают мне вопрос: «Это типа аватарка в паблике с клевым лого?».  Потому что у них самих очень тяжко с индивидуальностью, куда уж им нарастить корпоративную личность.

Я говорю им: после анализа аудитории, с которого начинается любой проект (уже на этом месте у большинства глаза пустеют, и серое вещество приходит в состояние безнадежного покоя и непонимания), вы начинаете прорабатывать медиаплан, в который включен пункт ’индивидуальность бренда’. Это и фирменный стиль, и стиль подачи информации, и стиль общения с клиентами, и много-много всего. Но как, спрашивают меня наиболее стойкие, как это сделать на страничке Вконтакте? Да, никак! Заведи своему проекту сайт, начни с малого.

Строго говоря, мы все, за редким исключением, занимаемся повторением пройденного. Кофе в четырех из пяти городских кофеен одинаковый, цветовая гамма традиционная (не стали запариваться и скачали проект кофейни по первой ссылке из Google по запросу ”проект кофейни”), сервис стандартный, чашки, как у всех. Чтобы тебя запомнили и к тебе вернулись, тебе надо быть особенным. Чтобы быть особенным, недостаточно завести ”вконташке” страничку – вот же сюрприз. А чтобы твой бренд был особенным, тебе тоже, дорогой стартапер, нужно выделяться из среды себе подобных.

Ведь даже тем, кто ярче и интересней, скорее выдадут кредит, предоставят грант, помогут со стартом. Это кажется так просто, что я чувствую себя глупо, озвучивая этот факт. Это моя особенность. Я чувствую себя глупо, когда говорю очевидные вещи. Особенность — потому что очень многие стартаперы, создавая очевидные вещи, чувствуют себя умничками. Ведь дизайнер нарисовал им классную аватарку. Осталось только определиться с тем, сколько хэштегов нужно приписывать к каждому статусу — 20 или 40.

11