Текст Туяра М | 15.11.2013

Напомним, что в первой части этой статьи электронные музыканты рассказали о различных способах заработка на музыке (реклама, кино, компьютерные игры). Наши герои продолжают говорить о ситуации на рынке, попутно вспоминая Запад и ужесточение законов о копирайте.

3

О нашем менталитете

Александр Горячев: «Многие клиенты боятся делать что-то новое, так как. они рассчитывают больше на проверенное массовое сознание. Как правило, позволить себе определённый риск чаще всего могут только крупнейшие компании с большим именем и бюджетом».

Вениамин Раев: «До нашего слушателя очень долго доходят тенденции, поэтому клиенты не рискуют предлагать ему новое».

Филипп Александров: «Я бы не стал сгущать краски. С одной стороны, российский потребитель не готов к новому. С другой стороны, нельзя узнать, к чему готов слушатель, не предложив ему что-то новое.

Самый показательный пример – это поп-музыка: достаточно сравнить подход к ней у нас и в Америке. В Америке не принято кормить своих граждан дерьмом.

Продукт, нацеленный на самую широкую аудиторию, всё равно будет отвечать последним тенденциям, и андерграунд будет на него ориентироваться, потому как именно популярная музыка задает тон и уровень качества. Качество же нашей эстрады сами понимаете какое. У нас не представлено хорошего контента – его не найти, только если самому не заморочиться на поиске музыкантов в том же Интернете.

Всегда найдется парочка продакшен-студий, готовых сделать средний продукт за средние деньги. Такой вариант оптимален для компаний, не готовых к риску. Но времена меняются, совковый менталитет уходит, думаю, все больше людей становится готовыми к новому звуку».

YouTube Трейлер

О выступлениях

Филипп Александров: «Мало кто получает хорошие гонорары за выступления на ивентах. Но я полагаю, что ситуация изменится. Что касается полноценных лайвов (не DJсетов), то их стоит рассматривать, скорее с точки зрения пиара, чем заработка. На то, чтобы сделать один хороший лайв, я потратил около 8 месяцев. Полгода я играл его постоянно, и в какой-то момент понял, что этот стаф меня просто достал. Играть одно и тоже несколько раз в неделю – невозможно».

Андриеш Гандрабур: «Пока что дело обстоит так: если ты музыкант, то ты должен выступать. Артисты, имеющие хотя бы какую-то известность, могут получать 1 000 евро за живое выступление. В среднем это происходит 1-2 раза в месяц в родном городе, плюс еще столько же или немногим больше в гастролях.

К тому же, музыкантам иногда просто необходимо работать бесплатно или за символические деньги (мы много раз выступали в разных городах за небольшую плату, просто потому, что нам нравятся определенные люди или места. Таким образом, хорошо, если музыкант средне-известной группы зарабатывает 90 тысяч рублей в месяц.

Но месяц от месяца отличается и бывает, когда музыкант сидит и думает, что ему купить: струны или творожное кольцо для своей малышки.

За dj-set в среднем платят 200 — 400 евро, это в заведениях выше среднего уровня, которых не так уж много. Хорошо, когда диджей является резидентом в каком-нибудь заведении. Тогда у него стабильный заработок, плюс гастроли и корпоративные выступления. Нормальной известности московский диджей зарабатывает около 100-150 тысяч рублей.

Большинство, конечно, снимают квартиру. Какое-то количество из них покупают музыку, минимум покупают пластинки. Это тоже траты. Плюс из-за развития технологий сильно выросла конкуренция в виде псевдо-диджеев-меломанов, которые ставят музыку с компьютеров и, в общем, тоже ничего себе диджеи.

YouTube Трейлер

Псевдо-диджеи хороши тем, что у них, как правило, много друзей или это симпатичные телочки (у них тоже много друзей) и они активно зовут всех на свои выступления. Получается, чем больше заведение привлечет разных псевдо-диджеев, тем больше у них появится гостей, а, что там они играют – не так уж и важно, если всем весело.

Другая картина, если это коммерческое мероприятие. Ценник взлетает в несколько раз – 3-5$тысяч долларов за dj сет. Группа, которая достаточно известна, неплохо играет и соглашается на 3000$ за выступление в клубе, на корпоративе может попросить 5, 10 идаже 15$ тысяч. Цена зависит от бренда, агентства, которое организует ивент и того, кто, собственно, спрашивает у группы о выступлении. Здесь, как раз, и нужны мы. Нам не хочется, чтобы компании платили космические деньги за музыку, если это того не стоит, но одновременно есть желание, чтобы музыкант получал свое и его никто не обманывал.

Российские промоутеры и концертные агентства разбаловали зарубежных музыкантов, поэтому букинг-агентства из Европы и Америки завышают цену гонорара. В итоге, за аудиторию в 300 человек, где концерт проходит без спонсоров, они просят 5 000 евро. Но если ты связываешься с музыкантами напрямую, и они рекомендуют тебя своему букеру, тогда ценник падает до 1 000 евро. В то же время те же самые артисты могут выступать на Бали за 500 евро. Так что буккеры, по большей, части имеют мозг.

Если коммерчески подходить к вопросу, то максимальное количество денег я заработал на выступлениях. В особенности, на корпоративных».

Вениамин Раев: «Сейчас с выступлениями проходят уже не так часто, как раньше. В основном я писал и продолжаю писать дабстеп. Последние 3 года я стабильно выступал каждые выходные и летал в другие города, как раз попал в ту самую волну. К сожалению, выступить на зарубежных площадках в то время не удалось, потому как у меня были проблемы с армией и заграником.

Сейчас же на всех ивентах звучит трэп, к которому я почти не имею никакого отношения, поэтому на таких вечеринках меня редко можно увидеть в лайн-апе Если говорить о заработках, то сейчас я больше настроен на заказы».

Александр Xuman: «Примерно наравне по прибыльности вместе с рекламой стоят выступления Xuman. Также долгое время я диджеил – сейчас этим занимаюсь в основном на дружеских мероприятиях».

Александр Горячев: «В среднем я играю раза три раза в месяц. В ноябре, декабре и январе это будут в основном зарубежные выступления. По райдеру мой гонорар и другие условия чётко определенны.

В зависимости от ситуации иногда можно и снизить сумму, если вместо одного выступления ты сможешь получить несколько поездок в ближайшие страны, а значит и разную публику.

Я делаю лайв со своими собственными треками, поэтому в моих интересах играть на разных площадках – нереально обновлять сет-лист каждый день. Для тех, кто диджеит с чужим стафом, проблемы, где и сколько играть – нет, они могут играть хоть каждый день в одном и том же месте».

YouTube Трейлер

О копирайте

Александр Горячев: «Проблема авторских прав, с одной стороны, — это минус для звёзд уровня Стаса Михайлова. С другой, это плюс для молодых музыкантов, которым нужно сарафанное радио. Кстати, у нас даже особо не знают порталов, где можно купить треки: если iTunesеще как-то известен большинству, то, к примеру,Bleep мало кто знает».

Российская привычка к халяве трудно излечима. Но, мне кажется, что мы постепенно движемся в нужном направлении, это лишь вопрос времени.

Александр Xuman: «Я сам артист и поэтому, конечно же, заинтересован в том, чтобы продажи росли. Но при этом все-таки хочется быть доступным для людей. На мой взгляд, у людей должна быть возможность слушать треки бесплатно. Основная прибыль все-таки должна идти за счет концертов, билетов в кино, где звучит его саундтрек и рекламы, к которой он написал музыку».

Затраты на творчество – сугубо личное дело каждого. Можно вложить в трек 0 рублей, а можно 15 000 долларов – всё зависит от возможностей желаемого результата.

Андриеш Гандрабур: «Как это ни странно, я бы не хотел, чтобы ситуация с авторскими правами в интернете сильно менялась. Сейчас VK могут свинтить – и это меня тревожит.

На самом деле VK может стать мировым сайтом. Те, кто любят слушать огромное количество музыки, знакомы с ним давно: американские, испанские, немецкие диджеи пользуются российской соцсетью.

Если бы власти приняли закон, который помог бы сайту развиваться, то это открыло бы кучу возможностей. И, кстати, благодаря этому, дураки-законодатели могли бы управлять огромным числом пользователей. Да,и, в конце концов, чем больше слушают музыкантов, тем лучше для последних. Сейчас дошло до того, что некоторые исполнители платят за то, чтобы их слушали. Например, за загрузки треков на Soundcloud нужно заплатить (бесплатно тебе дается всего один час). Это не естественно».

Филипп Александров: «Тут надо понимать, что привычка к нелегальному контенту – вещь нездоровая, и мы на это подсели. Это отнимает огромную прибыль у индустрии. Но я не выступаю за то, что все альбомы должны быть платными – пусть каждый автор сам за себя решает.

Я как-то выложил два трека на Soundсloud, а на следующий день они появились в VK– с одной стороны, в такие моменты та начинаешь задумываться, что твоя музыка не такая уж и непопулярная. С другой стороны, это меняет твои планы: ты выкладываешь музыку на Soundсloud для того, чтобы контактировать с лейблами».

Но, если треки засветились в VK , то ни один лейбл их не примет.

YouTube Трейлер

О других способах заработка на музыке

Александр Горячев: «Существует такая вещь как звуковая айдентика – по сути это аудиологотип для компании. То есть ты должен написать звук, который после будет ассоциироваться с брендом. Как правило, за несколько секунд нужно раскрыть политику бренда и сделать его узнаваемым. Удачный опыт айдентики – это звуки Skype, ICQ, Windows. Сейчас все это только развивается, и немногие бренды прибегают к этому. Чаще они использую голос, как в случае с «М-м-м Danon».

Кстати, «Аэроэкспресс» помимо аудиологотипа, звучащего на всех вокзалах и аэропортах, они захотели сделать бренд тему и разместить логотип на горячую линию – это яркий пример того, когда помимо основного заказа, бренд просит написать дополнительные вещи, и такие случаи часты. Благодаря этой работе RadarAgency было номинировано на всемирный AudioBrandingAward 2013, что стало для нас бесценным опытом».

Вениамин Раев: «Помимо всего прочего можно еще и преподавать, но к этому я шел долго – это действительно большая ответственность. Я обучаю написанию музыки, сведению, мастерингу, в общем, всему тому, что связано с электронной музыкой. На самом деле существует немного мест, где новичку могут дать полную информацию о создании современной электронной музыки со всеми ее наворотами.

В основном все частные московские школы по написанию электронной музыки работают по стандартной шаблонной программе. О таких вещах как саунд-дизайн, лееринг ударных, синтез баса там не рассказывают.

Сейчас у меня где-то 20 учеников. Бывало такое, что подростки не приходили на занятия из-за того, что «мама не дала денег». Кстати, с мамами лучше вообще никаких дел не иметь, потому что чаще всего ничем хорошим это не заканчивается.  Что касается прайса, то цена за одно занятие (2 часа) составляет порядка 2000 рублей, если брать целый курс, то выходит дешевле.

Самая большая сложность – это ученики, у которых нет слуха, которые не придерживаются единого настроения или тональности. Впрочем, со временем их все же удается переучить».

Александр Xuman: «В целом заработать на музыке и звуке можно и другими путями – способов масса. Музыкальная индустрия – это довольно большой кусок пирога. Можно заниматься киношным дубляжом, можно делать аранжировки, можно писать минуса рэперам, можно записывать отдельно чей-то вокал можно, в конце концов, предоставлять в прокат музыкальное оборудование».

YouTube Трейлер

Немного про Запад

Александр Горячев: «Бывает, что мне пишут зарубежные компании. Там работают совершенно другим образом: они скупают у тебя треки, выплачивают первичный гонорар за добавление композиций в их библиотеку, после платят дополнительно за использование какого-либо из них (в кино, рекламе и пр.). Плюс делают тематические аудиоканалы.

Например, возьмем компанию TommyHilfiger, которой нужно поставить музыку в магазине. Он заходит на аудиоканал, и в случае, если он ему нравится, то выкупает его полностью или частично. За это музыкантам начисляются отдельные деньги. У нас такого я не встречал».

Андриеш Гандрабур: «В Америке есть индустрия: музыку продают правообладатели (паблишеры), а не артисты. К примеру, возьмем кино. Паблишеры предоставляют каталог с музыкой продюсеру или режиссеру – он выбирает то, что ему нужно. На выходе гонорар делится между создателем, исполнителем и правообладателем.

На саундтреки тратятся миллионы, потому как нужно арендовать студию, платить музыкантам, а в некоторых случаях снимать отдельные помещения для записи скрипичного оркестра и т.д. Всё зависит от бюджета фильма. И гонорар – это вовсе не максимум твоего дохода, потому как за прокат фильма в других странах ты также получаешь отдельные деньги за каждый просмотр».

YouTube Трейлер

Занавес

Филипп Александров: «Зарабатывать на электронной музыке можно. Но для этого не нужно иметь иллюзий по поводу своего уровня, не загибать ценник и постепенно входить в рынок».

Александр Горячев: «Есть музыканты, которые работают на другой основной работе, поэтому они могут совершенно не париться насчет ценника. Последние полтора года я живу только за счет работы в музыке. Просто отлично заниматься любимым делом, но это довольно нестабильная вещь – ты можешь за раз заработать приличную сумму, а после сидеть в ожидании заказов. И никаких гарантий у тебя нет. Впрочем, сфера применения музыки растёт, так что нужно вливаться во все ее направления, чтобы заказы наслаивались, – тогда со временем возникнет некая стабильность».

Андриеш Гандрабур: «Заработать на электронной музыке – реально. Скажу одно: чем больше музыкант будет вдаваться в коммерческие вопросы, тем хуже будет его творчество – важно сохранять баланс и больше общаться с людьми».

 

Фото обложки предоставлено http://xumanrecords.com/