20101012_safronova

Текст Туяра М | 09.01.2014

Батл – рэп-поединок между МС. Цель – словесно вынести противника. Изначально оппоненты бились во фристайле, позже стали возникать и другие форматы проведения поединка. Соперники могут выступать 1х1, 2х2 или читать в кругу. Как и весь хип-хоп, «батл-культура» уходит корнями в Америку прошлого века.

Признаюсь, что этот материал чуть не превратился в батл. Герои отказывались от участия в интервью, если в нем уже был задействован нелицеприятный для них МС. Сталкивать батловых рэперов в одном тексте – это вам не с колой по Арбату прогуливаться.

Вот, что ответил один из судей Versus, стендап-комик Юрий Хованский, на вопрос «Существует ли реальная ненависть среди оппонентов»?:

«Батлы не проходят без личной неприязни – в конце концов, в мире рэпа тоже есть свои внутренние конфликты и терки. Эта сфера ничем не отличается от любой другой, где присутствует такая вещь, как человеческий фактор. Я вот много кого ненавижу, и при встрече с объектами ненависти частенько улыбаюсь, жму руку, и не даю заподозрить о существовании реальной неприязни. Но это ни в коем случае не мешает мне искренне желать им рака мозга, ставить палки в колеса, всячески пакостить и подставлять их при каждой удобном случае».

Так и на батлах: кто-то прячет свою ненависть, а кто-то, напротив, пытается изобразить ее, хотя не имеет ничего против оппонента. Еще буквально пару лет назад батл-рэп, который делали Schokk и Oxxxymiron, вызывал, мягко говоря, непонимание. В своих текстах МС совокуплялись с чужими мамами, переходили на личности и, в общем-то, обходили все рамки приличия, за которые так радела интернет-аудитория.

Теперь грязный юмор используют практические все батловые рэперы и хотят увидеть Schokk’а на поединках. Тем временем, сам исполнитель не собирается принимать в них участия.

Schokk: «Пять лет назад на форумах смеялись над тем, что я делал. Сегодня всё это висит на rap.ru. Я ни разу в жизни не участвовал в батлах – не вижу в этом смысла. Это крутая платформа для новичков, но лично мне это не нужно. Это все равно, что бой между боксером-любителем и Кличко. А от Versus я отказался, потому что, на сегодняшний день, благо, с тусовкой тех людей меня ничего не связывает. На мой взгляд, все так и должно остаться. Хотя я уважительно к ним отношусь, в частности, к Ресторатору, который хорошо делает свое дело, и сам  смотрю их выпуски».

В двух словах

Саундскан – метод голосования на батле, когда победитель выбирается путем народного ора. За кого громче прокричали, тот и выиграл. Или даже так: за кого пришло больше друзей, тот и выиграл.

Панч или панчлайн – это лаконичная фраза, которая «бьет» точно в противника. Своего рода сокрушительный удар сопернику.

Пошумим!

Судя по комментариям в соцсетях и на форумах, сейчас люди ждут новый выпуск Versus больше, нежели выхода релизов рэп-исполнителей. К сожалению, организатор мероприятий Ресторатор отказался от комментариев к статье, поскольку посчитал, что интервью может плохо сказаться на его стратегии развития проекта.

Versus – это не фристайл батл, где участники готовят тексты заранее. Оппоненты должны за три раунда вынести друг друга. Никакого саундскана – на площадке находятся судьи. В одном из интервью Ресторатор сказал, что у них пока нет спонсоров (доселе неизвестно, появились ли они сейчас). Организаторы за свой счет привозят артистов из других городов, во сколько обходится аренда помещения, или же оно предоставляется бесплатно, неизвестно. Вход на батл осуществляется исключительно по спискам, а место его проведения не разглашается.

Versus смог собрать на одной площадке таких рэперов, как Oxxxymiron, Noize MC, Крип-а-крип, Сд, Czar, Johnyboy, Гарри Топор, Billy Milligan (St1m) др.

СД: «Versus – это отличная рекламная площадка для мс. Того же Брола почти никто не знал до батла, а сейчас многие вторят фразу «Стираешь без Ваниш».

Кроме того, Versus – это хорошая могила для некоторых рэперов. Перечислять никого не стану – опять скажут, что СД ругается».

2011_captain_america_007

Schokk – артист компании Phlatline

Schokk: «В Versus своим фаворитам подыскивают подходящих противников с гарантией на выигрыш – не сильных, но известных. Здесь цель в пиаре фаворитов, а временами сброс со счетчиков лишних конкурентов под хайпом, как в случае с Billy Milligan. Кто-нибудь сомневался, что Топор победит его? А Киевского Официанта? А Нойза? А как насчет батла между Топором и Jubilee? Его не будет, потому как «внутреннему кругу» не хочется пиарить Jubilee и, уж тем более, дать проиграть свежеподписанному на Booking Machine Топору – « Никому неизвестному питерскому МС» (цитирую L’one). Jubilee – один из сильнейших МС в данном формате, и мало кто знает, что это – его задумка».

Не раз участники забывали текст прямо во время раунда. Гарри Топор – постоянный участник Versus, пока что не проигравший ни в одном батле, в недавнем интервью произнес: «Мне настолько не везет с соперниками, что складывается впечатление, будто бы я владею вуду и протыкаю их куклы спицами перед выступлением». Прошлые оппоненты рэпера Billy Milligan и Czar забыли тексты, а Noize MC, по основной версии, явился с сильным отравлением, правда, поединок не отменил, за что получил респект в Сети.

Юрий Хованский: «Я открыто презираю Нойза и его музыку. Недавно, я отказался судить их батл с Топором. Но я прекрасно понимал, что его малолетние и неадекватные фанаты решат, что, мол, во всем виноват Хованский, потому что засудил его.

Но даже без моего судейства, поклонники Нойза выдумали оправдание для него – оказывается, у Вани болел животик. На мой взгляд, когда человек, строящий из себя отца русского фристайла, приходит на батл и с треском на нем проваливается, а после плачет в камеру и говорит, что вчера съел сорок таблеток «Нош-пы» – это просто жалкое зрелище».

YouTube Трейлер

Mesr также мог бы стать одним из оппонентов Топора, но, в итоге, отказался от участия.

Юра Mesr: «Мой хороший знакомый Дмитрий Егоров ака Габонская Гадюка (один из судей Versus) предложил мне поучаствовать в Versus еще тогда, когда было непонятно, что вообще стоит ожидать. Я согласился, но спустя какое-то время понял, что мне это не нужно. Не хочется торговать лицом и выступать в роли клоуна-аниматора».

Что вижу, о том пою

Один из самых масштабных фристайл-батлов проходит на Snickers Urbania – фестивале, стартанувшем в 2001 году. И да – на нем дисквалифицируют за мат. Помимо МС-поединка фестиваль включает в себя все аспекты хип-хоп-культуры: от катания на скейте до брейка.

Также один из крупных фристайл-батлов проходил на фестивале Splash! (2005 – 2011 годы). Splash! также включал в себя графити, брейк, экстрим и выступления артистов. МС задали темы, на которые нужно было зафристайлить, например, одна из них звучала, как «Если бы Тимати носил лосины».

2011_captain_america_007

Один из основателей хип-хоп фестиваля Splash! и агентства Phlatline Валерий Перфильев

Валерий Перфильев: «Мы делали разные вариации фристайл-батлов. Был формат «открытого микрофона», когда МС передавали друг другу mic под бит диджея. Были и конкурсные батлы с заданиями, когда оппоненты выставлялись друг против друга. Фристайлить – в разы сложнее. Тем более, когда МС методом жеребьевки попадает на соперника, с которым не готов был батлиться».

Вечный спор между мс: кто-то выступает за батлы с уже заготовленными текстами, а другие полагают, что настоящий батл может быть только фристайловым

СД: «Фристайл хорош только во время пьяных домашних посиделок в кругу друзей. А серьезный фристайл – это зрелище на любителя. Лично мне не интересно знать, что за каша в голове происходит в данную секунду у исполнителя».

Юрий Хованский: «Если на Versus я хотя бы могу взглянуть на подготовленное и целостное выступление, то фристйл-батлы напоминают мне моих одноклассников-дебилов, устраивавших такого рода рэп-поединки за школой: избитые и банальные рифмы (да и то не всегда), запинки, плоские и примитивные панчи».

Ruskey: «На мой взгляд, батл должен проходить в формате фристайла. Жаль, что многие в России не поддерживают эту политику. Здесь логика следующая: к примеру, у МС есть друг Антон, который хорошо играет в КВН. В один день наш герой приходит к нему и просит написать шутки для батла, который пройдет через три недели. И да – при этом МС скидывает ему ссылку на оппонента, чтобы Антон как можно лучше с ним ознакомился. В итоге, МС получает список шуток, рифмует их, а затем выдает на батле – смеяться будут покруче, чем от Паши Воли.

И вовсе необязательно быть сильным хип-хоп исполнителем – достаточно того, что все просто поржут над текстом. При этом, оппонент может быть в разы техничнее, но писать текст самостоятельно или фристайлить – в итоге, сильный МС проигрывает слабому. Батл – это все-таки не Comedy Club».

YouTube Трейлер

Рома Воркута: «Фристайл-батлы я на дух не переношу. По мне, так это своеобразный технический выпендреж. Тексты в батлах, как и в рэпе, должны сопровождаться, если так можно выразиться, интеллектуальным фоном. Каждое слово должно быть взвешено и продумано. А так, 90% участников фристайл-батлов, несет складненькую отсебятину, не подкрепленную смысловой составляющей».

Главное оружие МС — слово

В сентябре 2012 в Краснодаре появился батл Slovo, организаторами которого выступили Хайд и PLC. Противники изначально знают, против кого будут батлиться, поэтому готовят текст на оппонента заранее. Впрочем, строгих рамок нет: участникам не запрещено фристайлить.

20101012_safronova

Участник лейбла Big Music, один из основателей батла Slovo Антон Хайд

Хайд: «Цель – объединить рэперов из Краснодара и близлежащих регионов. Мы создали площадку, где начинающие исполнители могут заявить о себе. Не будем далеко ходить за примерами: еще вчера никому неизвестного Рому Свана сегодня обсуждают на форумах и Твиттере.

Slovo – это некоммерческий проект, на котором мы ничего не зарабатываем. Для того, чтобы сформировать призовой фонд, мы находим спонсоров. В этом году победителю достанется 30 000 руб, а также призы от музыкального магазина (микрофон, звуковая карта и тд). Наш канал на YouTube не приносит существенного дохода: монетизация работает плохо из-за специфики условий.

В основном, на Slovo участвуют местные рэперы. К сожалению, сейчас мы не можем оплатить проезд исполнителям из других городов – надеемся, что в будущем ситуация изменится. К нашему удивлению, некоторые МС даже при таких раскладах прилетают к нам чуть ли не за 1 000 км.

Сейчас филиалы Slovo открываются по стране, на сегодняшний момент проект действует в Мурманске, Барнауле, Тюмени и Питере – на подходе Ростов и Москва. Чем больше людей мы объединим вокруг проекта, тем лучше он будет работать. В полной мере франшизой это назвать нельзя, потому что: «Давайте скидывайте нам деньги, и мы будем навариваться», – не наш метод. Мы с PLC ездим по филиалам и следим за их организацией. Нам важно, чтобы уровень проекта оставался на должном уровне – не хотелось, чтобы в каком-нибудь из российских городов Slovo превратилось в загаражный батл с пивом и сигаретами в зубах».

YouTube Трейлер

Батлы Slovo и Versus подвергаются вечному сопоставлению.

Schokk: «На Versus участников Slovo не допускают. Если Versus превратился в модное шоу, то Slovo приобрел репутацию батла, в котором участвуют МС посильнее. Да, и вообще, он выглядит как-то честнее, нежели интрижный Versus «Околооксимирончиков»».

Хайд: «Изначально с проектом Versus у нас были хорошие отношения. Я и сам принимал участие в одном из его выпусков. Те организаторы Versus, с которыми я общался, показались мне отличными ребятами (кто стоит за ними, мне неизвестно). К моему удивлению, спустя какое-то время они изменили свою политику, прямо заявив, что участникам Slovo там не рады.

Причин для этого можно выдумать сколько угодно. Одна из очевидных версий – конкуренция. Хотя на сегодняшний день Versus в 10 раз популярнее Slovo. Бытует мнение, что организаторам показалось, что мы пиарим наш батл за их счет.

Могу сказать одно – на мой взгляд, это было одно из максимально глупых решений, потому что ничего, кроме склок в тех же пабликах и форумах в адрес Versus, это не дало. На мой взгляд, все может сосуществовать вместе и помогать развитию друг друга».

YouTube Трейлер

А судьи кто?

Рома Воркута: «Я делаю ставку на то, как человек себя ведет. Были на Versus те, кто вроде бы интересно слагали строчки, но при этом мямлили или забывали текст – эффект терялся.

Честно говоря, я не понимаю «предъяв» людей из Интернета, которые обвиняют меня в том, что якобы я ничего не смыслю в хип-хоп культуре. Возьму на себя смелость сказать, что это скорее ровно наоборот. Другое дело, что я не слушаю русский рэп и довольно поверхностно знаком с творчеством некоторых участников Versus, а некоторых – и вовсе не знал до батлла. При этом большее удовольствие я как раз-таки получил во время выступлений незнакомых для меня исполнителей.

Конечно, какие-то фразы на батлле могут быть понятны только тем, кто следит за жизнью его участников. На мой взгляд, судьи не должны обязательно знать о каких-то сугубо «подпольных» вещах, о которых говорят рэп-исполнители во время раундов. Но могу сказать за себя, что понимаю все эти внутренние фишки, потому как у меня много друзей среди артистов и журналистов».

Хайд: «Судьи нашего батла – постоянные участники Slovo и известные рэперы. Мы стараемся, чтобы это были именно те, кто следит за нашим батлом и понимают его фишки».

Юрий Хованский: «Во время судейства я смотрю на: уверенность в себе, остроумие, ритм, умение максимально опустить своего соперника и отбить все его словесные атаки. Но, как правило, сложной системы оценки не требуется – после трех раундов практически любому адекватному человеку становится ясно, за кем победа. Ну, кроме фанатов проигравшего МС, они до конца жизни будут придумывать нелепые оправдания».

2011_captain_america_007

СД a.k.a SADIST

СД: «Судьи на Versus – это не истина в последней инстанции. Более того, фанаты какого-либо артиста будут уверены, что он лучший, при любом исходе. К примеру, мой проигрыш Johnyboy – это результат голосов Папы Гуся и Хованского. При всем уважении к ним мне хочется спросить: «Кто вы вообще такие?».

Что касается правильного толкования, то, конечно, судьи Versus не понимают и никогда не поймут какие-то внутренние вещи, да и вряд ли им нужно во все это вникать, если честно».

Уличные батлы

Пожалуй, из всех уличных боёв отдельного упоминания заслуживают питерский Хуякс и московский Shotgun. Хяукс появился в 2008 и перестал существовать в 2012 году, а Shotgun как раз возник и проходит до сих пор. Оба батла – фристайловые.

YouTube Трейлер

YouTube Трейлер

Путин против наркотиков

СД: «Знаменитым людям лень выходить из своих апартаментов ради сомнительной идеи, на которой еще могут и обосрать. Почти все знаменитые российские рэперы не могут позволить себе так транжирить свою репутацию. На фоне не самого популярного рэпера Гарри Топора тот же супер раскрученный Витя АК-47 будет смотреться как…Ладно, не хочу ругаться».

Безусловно, трудно представить себе Влади из Касты, батлящимся с Гуфом или (прости, господи) с Тимати, хотя и бывают исключения. Помимо вышеупомянутого Versus, проекту “Битве за респект”, выходившему на Муз-ТВ в 2008-2009 годах также удавалось собирать на одной площадке именитых хип-хоп исполнителей, таких как: L’one, GeeGun, Кажэ Обойма, Жиган, Крип-а-крип, Nel, Loc Dog, Гидропонка, ST, Дуня и др. (в те годы тот же L’one не был столь популярен). Фристайлы и заготовленные на определенную тему треки кроме жюри оценивали зрители при помощи SMS-голосования (своеобразный саундскан). Кроме того, участники не чурались исполнять свои известные треки.

Апогеем телепроекта стал приезд премьера Путина на финал последнего сезона. В тот день Жиган встретил его со словами: «Я рад, что я выиграл, но было бы круто записать с Путиным совместный трек. Ведь это человек-легенда, он – наш кумир, создайте для него шума, чтобы услышал весь мир». Зал взорвался аплодисментами, а премьер похвалил ребят за то, что те «отказались от наркотиков и разрушили миф о рэперах-торчках и алкоголиках».

YouTube Трейлер

Вторая часть