без разницы

Текст Елена Бояршинова | 16.09.2013

Когда простой обыватель узнает, что философия очень даже интересуется кинематографом, в его голове по скрежет усиленно вращающихся шестерёнок, в клубах дыма от перегоревшей проводки возникает вопрос: «Как может простое и понятное (или непростое и непонятное), но такое родное и любимое кино иметь нечто общее с чем-то заумно-неинтересным, тем, чем обычно в России начинают заниматься после третьего стакана водки – философией?»

«Все течет и движется, и ничего не пребывает»

Когда она появилась, точно никто сказать не может. Некоторые склонны видеть протофилософские системы в наскальной живописи, индийских ведах или в египетской «Книге мертвых». Наверняка утверждать мы можем только одно: философия в том виде, в котором ее понимают в Европе, а теперь и во всем цивилизованном мире, родилась в шестом веке до нашей эры в Греции.

Мыслители, которых назовут две тысячи лет спустя «досократиками», занимались построением систем объяснявших устройство мира. Некоторые из них считали, что в основе всего сущего лежит вода или земля, а другие  полагали, что всемирная гармония покоится на числах. Множились и росли различные школы, появлялись даже наемные «учителя мудрости», которых называли софистами. Они за определенную плату натаскивали людей колко и едко выступать с публичными спичами.

YouTube Трейлер

«Я знаю, что ничего не знаю»

В пятом веке до нашей эры рождается древнегреческая легенда – Сократ. Он не написал ни единой строчки, но полностью изменил подход к философии. Его первого стал интересовать не мир природы, а человек. Влияние Сократа на всемирную философию примерно такое же, как влияние Христа на религию. Но как про Сына плотника помнили бы меньше, не будь четырех евангелистов, так никто не узнал бы про Сына каменотёса, если бы не Платон. В трудах, написанных им в форме диалога,  он часто опирался на авторитет Сократа и приписывал ему свои мысли. От этого, кстати, влияние Платона на науку в целом меньше не становится. Именно его имя всуе вспоминают кинематографисты, кода речь заходит о философии в кино. Впрочем, об этом чуть позже.

YouTube Трейлер

Платон был не только талантливым учеником, но и талантливым учителем. Именно из его школы вышел Аристотель. Этот мыслитель первым создал всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: астрономию, социологию, политику, логику, физику, биологию, географию, историю. Именно с этого момента философия начинает заниматься всем, что окружает человека.

Наука о красоте

Так продолжалось до восемнадцатого века. В университетах было четыре факультета: философский, медицинский, юридический и теологический. Выпускники философских  были подкованы во всем: от физики от метафизики. Например, Спиноза, зарабатывал деньги тем, что шлифовал линзы, которые использовались в подзорных трубах, очках и даже микроскопах.  Но время философии как «царицы наук» подходило к концу, химия, биология, физика и математика рвались на свободу, желая скинуть с себя, туманные оковы, как они считали, метафизики.

Неся тяжелые потери, философы обратились к темам, которые  долгое время находились в скрытом состоянии.  В 1750 году выходить труд немецкого философа Александра Готлиба Баумгартана носивший название «Эстетика». Именно в этом труде он определил эстетику как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия «прекрасное», «чувственное» и «совершенное».

А что у нас занимается созданием прекрасного?  Разумеется, искусство! Тут же вспомнили, что и Платон и Аристотель в своих трудах не обходили стороной музыку, скульптуру и поэзию. Даже святой Августин высказывался о творчестве. Это уже потом, в двадцатом веке, когда искусством назвали банки из-под супа Кэмпбелл, эстетика стала заниматься выразительной формой, к какой бы области деятельности она не относилась.

Авангард

Кинематограф появился как раз в тот момент, когда философию окончательно покинули взращенные ею «точные науки» В университетах стали появляться естественно-научные, математические и все прочие факультеты, вышедшие из недр философского. Не стремились принять философию в свои ряды и «изящные искусства». Уж больно для искусства она была сложна.

Философы раньше, чем профессиональные искусствоведы обратили внимание на фотографию, в которой критики видели лишь дешевую замену живописи. Английский художник и фотограф Генри Робинсон первый, кто сумел не только с теплотой отнестись к фотографии, но создать подобно принципам живописи принципы светописи.

Кинематографу повезло меньше. Его долгое время воспринимали как дешевый аттракцион, нечто близкое к цирку с каруселями и шоу уродов — развлечение для бедных и малообразованных людей. Подмога пришла от тех, кого ошибочно обвиняют в том, что они призывали «сбросить классиков с парохода современности» — авангардистов.

Авангардисты увидели в фотографии и кинематографе новое, еще не погрязшее в догмах искусство. Одним из первых, кто занялся философским теоретизированием кинематографа был кинорежиссёр, сценарист и кинокритик Луи Деллюк.

YouTube Трейлер

В 1920 году Деллюк снимает свой первый фильм в качестве сценариста и режиссера  «L’Americain ou le chemin d’Ernoa» («Американец или дорога в Эрноа»). В этом же году он выпускает труд под названием «Фотогения». В фильме и книге он пытается определить природу киноискусства, а также показать его отличительные особенности. Не забывает также просвещать читателя, рассказывая о том, как используют искусственный и естественном свет в кинематографе, какими должны быть декорации, рассуждает о том могут ли старые актёры играть молодых в кино. Деллюк становится апологетом кино как массового зрелища.

«Парижане бульваров, имеющие обычно пригласительные билеты на эти спектакли и не имеющие того, что свойственно самым обыкновенным простым людям, проявляют взволнованность своих чувств и особенности своего превосходства диким ревом животных».

424px-Visions_of_the_Daughters_of_Albion_copy_G_plate_01

Он пишет о том, что именно простая публика первой поняла кино и стала воспринимать его как искусство: «Простая публика слышит, потому что слушает. Она слушает, потому что молчит. Тишина очень помогает смотреть и видеть. Болтать перед фильмом в понятии простого народа так же стыдно, как калякать во время музыки Парсифаля».

Тут же теоретики вспомнили про Платона, а вернее его «миф о пещере». Платон описывал знание человека как пещеру, в которой сидят люди и смотрят на стену, а на стене движутся тени, которые являются лишь отсветом реальных предметов. Аллегория, которая используется, Платоном, на самом деле, не очень лестно описывает людей: они сидят во тьме, видят ложь, но реальность они увидеть просто неспособны – свет истины просто ослепит их . Но желающих почему-то это не отпугнуло, и часто во многих книгах Платона называют «предвестником» кинематографа вместе с создателями «Волшебного фонаря» .

paul sandby

Одним словом, стараниями Деллюка, а также круга его приверженцев: Абеля Ганса, Марселя Л’Эрбье и Жана Эпштейна, кино начало отвоевывать место в науке. Конечно, с ним бросились полемизировать, особенно советские теоретики, которые считали, что кино надо понимать социалистически, а не как пустую «красивость».

YouTube Трейлер

Далее произошло событие, которое чуть было не разрушило то, что было построено с таким трудом. В кинематографе появился звук! Это нововведение было на ура принято зрителями, но тяжело воспринималось в среде эстетов и киноманов: считалось, что звук не раскрыл возможности кино, а наоборот убил мечущиеся по экрану бесплотные, немые тени, которые и были настоящем искусством, ибо «слово изреченное есть ложь».

YouTube Трейлер

Такой неприятие было связано во многом и с тем, что музыканты, а особенно театральные труппы, боялись потерять своих зрителей, так как им казалось, что между звуковым кинофильмом, театральной постановкой или концертом нет никакой разницы. Писались целые манифесты, призывающие зрителей бойкотировать звуковые кинофильмы, в том числе и философами. Бастовали и киноактеры, которые теряли работу из-за неприятного голоса или акцента.

«Жизнь требует движений»

Кинематограф смог пережить и эту ступень эволюции. Началась Великая депрессия, жить стало гораздо тяжелей. Тут-то кинематографисты воспользовались «учением о трагедии» Аристотеля. С упоминания об этом древнегреческом философе и учёном начинается каждый учебник сценарного мастерства, написанный уважающим себя автором.

Аристотель самым полезным искусством считал трагедию, так как именно во время его просмотра зритель сопереживает страданию героя – обыкновенного человека, а во время трагической развязки его душа очищается, наступает катарсис. Кстати, слово «катарсис» с греческого так и переводится «возвышение и очищение».

Aristotle

Неизвестно точно, считал ли Аристотель комедию такой же сильной и полезной по воздействию, как и трагедию (желающие могут ознакомиться с гипотезой философа Умберто Эко, которую он мастерски вплел в сюжетную ткань своего средневекового детектива «Имя розы». Но трагедия и комедия, как показала практика, обладают определенным катартическим действием. Поэтому режиссеры как один стали штамповать сказки про бедных сироток, которые через невзгоды судьбы все-таки пробиваются к своему счастью. Подобные фильмы как раз и очищали зрителей от «аффектов».

Киноискусство

Кино признали искусством. Появились свои кинопремии и киношколы. Разумеется, появились и кинокритики, приходящие не из философских кружков, а скорее непосредственно из среды любителей кино. Сначала философы и кинокритики жили, не мешая друг другу, но настал момент, когда развернулась буквально позиционная война между ними. Критики обвиняли философов в незнании исторических реалий создания конкретных фильмов, в отсутствии элементарной «кинонасмотренности», в игнорирование массового кинематографа и желание «подтаскивать» фильмы под свои теории.

Философы, естественно, в долгу не оставались и обвиняли кинокритиков в том, что погрязли в «биографическом» методе трактовки фильмов. Отцом-основателем этого метода считают немецкого философа Фридриха Шлеермахера, который, изучая эстетику романтизма, утверждал, что личность художника определяет творческие процессы, поэтому, чтобы их понять, нужно изучить биографию художника. В дальнейшем эта идея была на ура принята литературоведеньем.

Чтобы не быть голословной приведу пример. Про знаменитую «пляску смерти» из «Седьмой печати» Бергмана можно рассказать по-разному. Философ вспомнит карнавал Бахтина  и «Рождение чистилища» Ле Гоффа и то, что действие картины разворачивается в переломный момент (Средневековье вот-вот закончится, и начнется Возрождение), поэтому как тут не вспомнить про «Осень Средневековья» Хёйзинги. В итоге, философ скажет, что «сцена пляски» —  кульминационный момент фильма. В ней смерть уводит за собой людей, являющихся носителями средневекового сознания, а герои-носители идей гуманизма спасаются.

p_F

Кинокритик посмотрит на это все скептическим взглядом и скажет, что идея сцены пришла Бергману, когда съемки были закончены, актеры уехали с площадки и остался только оператор.    Он попросил нарядиться в костюмы туристов, проходивших мимо, и те с радостью это сделали.

Война шла долго. Казалось, критики побеждают. В отличие от философов, они умели продать свое авторитетное мнение публике. Ставшие практически неотделимой частью киносистемы, критики могли, как растоптать фильм, так и вознести его на вершину. Все чаще и чаще их рецензии звучали очень снобистски.   Одним словом, они  стали вести себя как критики из скетч-шоу Стивена Фрая и Хью Лори: ныть и говорить, что раньше было лучше, всё — прах и тлен и  здесь вам не там. Философы  тем временем тихо продолжали заниматься исследованием кинематографа, надеясь таки вырвать пальму первенства из лап критиков, но пока общественности их исследования были не очень интересны.   Всё сразу изменилось, когда пришел Интернет!

Интернет-философия

Именно всемирная паутина нанесла сокрушительный удар по профессиональной кинокритике. Появились сайты, типа IMDB, где люди стали высказывать свое мнение после просмотра фильмов, создавались списки лучших фильмов. Открывались блоги, авторы которых делали обзоры каждой серии любимого сериала.

YouTube Трейлер

Доступность статистики позволила интернет-пользователям, не будучи допущенными в кулуары киностудий, делать очень неплохую аналитику. Они не получали за это денег, их мнение не было предвзято и не мотивировалось политикой журнала. Люди  просто любили кино чистой и нежной любовью, как и создатели первых кинолент. Тут-то и произошло воскрешение философии.

Массовой культурой философия начала активно интересоваться с шестидесятых годов, а с появлением Сети философы, наконец-то, смогли пойти в народ. Публика была заинтересована в том, что не могли им дать кинокритики  — в  новом взгляде на их любимые фильмы.  Философия показывала им, что «Звездные войны», «Матрица», «Гарри Поттер» и «Властелин колец» не просто многомиллионные блокбастеры, а произведения с двойным, а то и тройным смыслом.

Появляется огромное количество популярной литературы, в духе «Философия сериала «Доктор Хаус»», которая пытается совместить интеллектуальное исследование и книжку «Философия для чайников». Однако выходят и вполне серьезные труды «Философия сериала Доктор Кто», исследуются причины возникновения интереса к вампирам и зомби в кинематографе, делаются прогнозы на  темы, которые будут популярны в будущем кинематографа.

Философы, стараясь быть ближе к народу,  становятся блоггерами и видеоблоггерами. Также как миллионы простых пользователей они рассказывают про то, что они видят в кино, непосредственно общаясь с читателями и зрителями в комментариях.

YouTube Трейлер

Завершающий удар нанес известный философ Славой Жижек, популярность которого нынче равна популярности какого-нибудь рокера средней руки. Он снимает свои лекции как пародию на многие популярные фильмы. Используя фрейдомарксисткий подход, Жижек показывает, как можно трактовать исторические события, рассказывает, что такое культура и как на самом деле работает идеология.

Публика восприняла идею на ура: одно дело, когда что-то про философию бубнит старый лектор у доски, но совершенно другое, когда тебе рассказывают про то же самое, но с использованием ярких картинок и примеров из любимых фильмов. Философия вновь заставила говорить о себе, надеюсь, на долгий срок!

Древним грекам бы понравилось!

YouTube Трейлер