mediakills1

Текст Антон Запускалов | 16.12.2013

Безобидные на первый взгляд литературные произведения, и привлекающие взгляд яркие картинки на экране могут, как показывает практика, быть причиной увечий и даже смертей среди населения. Суицидальные поступки звёзд шоу-бизнеса способны вызывать волну таких же действий их поклонников. Hungry Shark вспоминает 10 случаев, когда события из сферы медиа не доводили до добра и пытается разобраться, почему происходят сдвиги в массовом сознании

Массовая эпилепсия

Случай массового приступа эпилепсии произошёл ровно 16 лет назад, 16 декабря 1997 года. После просмотра очередной серии мультсериала “Покемон” в больницы обратились в общей сложности 685 японцев. Причиной эпилептического обострения стала быстрая (частотой 12 Герц) смена в течение 6 секунд красного и синего цветов на экране.

YouTube Трейлер

Другое, не столь обширное эпилептическое единение случилось в 2007 году. После просмотра рекламного ролика Олимпиады-2012 на сайте мероприятия 10 человек обратились с жалобами на самочувствие и несколько человек перенесли припадок. Причина — всё в том же слишком быстром мелькании цветов. На создание ролика, который в итоге пришлось удалить, потратили около 600 тысяч евро.

YouTube Трейлер

Опасные книги и фильмы

В 2012 году 19-летний москвич совершил самоубийство под впечатлением от просмотра широко известного в активных пользователей “ВКонтакте” фильма “Секрет”. Кино 2006 года довольно посредственное и выражает чрезвычайно “глубокую” и “научную” мысль о том, что жизнь человека зависит от того, какие мысли у него в голове. Вот что сообщили родственники погибшего: “Все началось после того, как он в первый раз посмотрел документальный фильм «Секрет». Это было около 10 дней назад. Он начал вести себя совершенно по-другому. Постоянно размышлял о смысле жизни и о Всевышнем”.

YouTube Трейлер

В феврале 2013 года девятиклассница из Екатеринбурга выпрыгнула из окна многоэтажки, оставив записку “Я не могу приспособиться к этой жизни”. Родители посчитали, что причиной самоубийства стала недавно прочитанная девушкой серия японских комиксов “Тетрадь смерти”. Инцидент привлёк внимание родительского комитета (в котором комикса, кстати, не читали), а после и Павла Астахова. Книги серии “Тетрадь смерти” пытались изъять из продажи в Екатеринбурге, но не очень результативно.

Чуть раньше, в октябре 2012 года 14-летний школьник из Пермского края прыгнул с крыши, предварительно написав в социальной сети глубокомысленный статус “Я покину…” Друзья погибшего пояснили — тот был фанатом аниме “Наруто” и не смог пережить смерть любимого героя в одной из недавно просмотренных серий.

Ошибкой будет предполагать, что лишь второсортные японские мультфильмы и комиксы доводили людей со сведения счётов с жизнью.

В 2011 году юрист Пита Доэрти Эймонн Шерри бросился с моста в Темзу. Незадолго до этого он, как утверждают, посмотрел фильм “Список Шиндлера” и изрядно выпил водки. Осталось невыясненным, что именно подтолкнуло адвоката к самоубийству — алкоголь, фильм о спасении евреев или работа с Питом Доэрти.

YouTube Трейлер

Фанатизм без границ

Сложно посчитать, сколько фанатов решало покончить с жизнью после того, как из жизни трагически уходил их кумир. В российском шоу-бизнесе наиболее резонансным стало самоубийство в 1998 году участника группы “Иванушки International”. Игорь Сорин выбросился из окна 6 этажа, оставив, как написали журналисты, предсмертную записку: “Приглашаю всех полететь со мной к звёздам”.

Юным поклонницам Сорина два раза предлагать было не нужно — волна суицидов последовала почти незамедлительно. Так, в течение следующих месяцев из окна шагнули школьницы в Москве и Херсоне, а через полгода отравились таблетками две подруги из Челябинска. Каждый случай сопровождался предсмертными записками, в которых упоминалось имя Игоря Сорина.

В 2000 году трагически закончился концерт Земфиры в Якутске. Виной всему стал непрофессионализм организаторов — билетов продали больше, чем вмещал зал, мощность динамиков была недостаточной, мониторы, транслирующие видео со сцены, отсутствовали. В результате, после того, как певица неосторожно попросила фанатов подойти поближе, в первых рядах образовалась давка. Результат — двое погибших и около 17 серьёзно пострадавших.

YouTube Трейлер

Три года назад на техно-фестивале “Парад любви” в немецком Дуйсбурге в давке погиб 21 человек, всего же за помощью ко врачам обратилось свыше 500 посетителей. Причиной стало неожиданное столпотворение на входе на территорию фестиваля.

Зависимость от Интернета — смертельна

По крайней мере, таковой она оказалась для 13-летнего жителя горного села в Северной Осетии. Мальчику запретили пользоваться Интернетом, после чего он, не сомневаюсь, набросил на шею петлю. Что удивительно, в регионе этот случай не был единственным, когда подростки пытались покончить с собой из-за запрета на пользование Сетью.

Причины помешательства

В 2004 году вышла на русском языке книга Дженнингз Брайант и Сузан Томпсон “Основы воздействия СМИ”, в которой авторы, помимо прочего, рассматривают феномен страха и тревоги, вызванный медиапродукцией.

В сфере медиавоздействия в ходе многочисленных исследований обнаруживались свидетельства того, что просмотр жестоких фильмов и телепередач ведет к проявлениям насилия, отмечают авторы книги. Как со взрослыми, так и с детьми проводились экспериментальные исследования, подтверждающие этот тезис.

Ученые выделили три уровня возможного воздействия медианасилия. Эти уровни — поведенческий, аффективный (эмоциональный) и когнитивный.

Поведенческие проявления: маленький мальчик смотрит серию мультфильма, а затем подражая главному герою этой анимации, бьёт «злодея» (в роли которого выступает его собственный младший брат). В поведении ребенка проявляется воздействие медианасилия. Ребенок использует механизм имитации, один из пяти основных процессов, посредством которых реализуются последствия медиавоздействия. Другие важные процессы — катарсис, возбуждение, дизингибиция (растормаживание) и десенсибилизация (снижение восприимчивости).

Аффективные (эмоциональные) проявления: эффект от воздействия сцен медианасилия могут следовать незамедлительно (это, как правило, испуг и беспокойство) либо продолжаться довольно долгое время (как устойчивый страх, боязнь стать жертвой преступления).

Когнитивный эффект медианасилия состоит в изменении зрителем восприятия окружающего мира. Так, многочисленные исследования ещё во второй половине 80-х годов показали, что люди, смотревшие телевизор нечасто, воспринимали мир как гораздо более безопасное место, чем заядлые зрители.

В рассмотренных нами случаях, когда фанаты слепо прислушивались к тому, что говорил им их кумир, конечно, вряд ли можно говорить о медианасилии. Артист не всегда может предугадывать последствия собственных действий. Суициды на почве фанатизма — в первую очередь, свидетельство того, что в круге общения решившего покончить с собой подростка не нашлось никого, кто мог бы его от этого отговорить, кто мог бы стать моральным авторитетом для формирующейся личности. Поскольку таких авторитетов часто нет, на их место приходит “герой” из телевизора, книги или кинофильма.

Воздействие современных медиа, например, социальных сетей — главным образом, в силу огромности эмпирической базы, пока слабо изучено. Представляется, что их морально-разлагающее воздействие на умы тех, кому от 6 до 18 по силе превзойдёт все японские комиксы вместе взятые.

Изображение на обложке — источник