Текст Туяра М | 23.10.2013

Сладкие отзвуки СССР “Аленка”, “Мишка на Севере” и “Каракум” могут стать коллективной собственностью, об этом сообщает «Российская газета», — судьбу советских брендов решит Совет Федерации. Предполагается, что вместе с этим увеличится число производителей конфет. Впрочем эксперты находят в этом как положительные, так и отрицательные стороны.

Аналогичное предложение уже поступало в Госдуму – сенатор Эдуард Россель порекомендовал внести поправки в Гражданский кодекс, чтобы вернуть норму, действовавшую до 2007 г. Согласно ей, производитель, выпускавший продукцию под советскими брендами, сохранял за собой право ее дальнейшего безвозмездного использования. Россер напомнил, что продукция кондитерских и пищевых фабрик была разработана государственными отраслевыми институтами за счет средств госбюджета. Названия брендов были «всеобщего пользования» — кондитерские изделия и шоколад производили почти все фабрики Советского союза. Уже после, в конце девяностых и начале нулевых, бренды приватизировали, а норму отменили. Приватизация должна была урегулировать вопрос с зарубежными компаниями, которые на тот момент могли также получать право бесконтрольного и бесплатного использования советских марок после приобретения предприятий. В конечном итоге новые владельцы известных брендов начали подавать в суд на других производителей – по данным Росселя, претензий накопилось на три млрд. рублей. Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко попросила Комитет по экономполитике рассмотреть данный вопрос.

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Русбренд» Алексей Поповичев напротив полагает, что у одной марки не может быть несколько хозяев. Он пояснил, что даже когда сигареты, алкоголь и конфеты и выпускались по единому ГОСТу, потребители все равно искали продукцию одной фабрики, потому как вкус все же разнился. По мнению Поповичева. поправка в кодекс приведет к тому, что покупатель не сможет быть до конца уверенном в том, что покупает. Во-вторых, нельзя забывать об инвестициях и их окупаемости, вложенных владельцами фабрик, выкупивших старые бренды.

По подсчетам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), примерно 1% брендов в пределах Таможенного Союза, Беларуси и Казахстана, составляют именно советские марки – и с ними также возникают проблемы. По словам министра экономики ЕЭК Тимура Сулейменова, в скором времени комиссия планирует ввести понятие товарного знака единого экономического пространства, чтобы не столкнуться с проблемой дублирования товарных знаков в Таможенном Союзе. По прогнозам, документ должен вступить в силу в первой половине следующего года. Что касается вопроса советских марок, то ЕЭК представит правительству и бизнес-объединениям пути ее решения также в первой половине 2014 г. На данный момент никто не может точно назвать число советских брендов, совпадающих у российский, белорусских и казахстанских правообладателей – по приблизительным оценкам, таких марок 20-30. Сулейменов выступает против радикальных мер и коллективной собственности, потому как это приведет к снижению конкурентного преимущества и прибыли. В тоже время, он добавляет, что нововведение может увеличить конкуренцию и привести к снижению цен продукции. Главное, по мнению Сулейменова, правильно выставить баланс меду интересами бизнеса и потребителей.

Кроме всего прочего, законопроект сталкивается с проблемой интерпретации. В СССР были зарегистрированы лишь 1500 товарных знаков, а в остальном шла речь о технологиях производства или рецептуре: к примеру, «Аленка» является шоколадом определенной рецептуры, но не товарным знаком. Отсюда исходит академический спор – можно ли считать такие бренды товарными знаками?

Фотография обложки — источник