Текст Катерина Артемьева | 25.12.2013

Расширение для блокировки онлайн-рекламы Adblock Plus – наиболее популярное в своем классе решение в мире, в апреле 2013 года количество загрузок превысило 250 млн. Блокировщик попал в список «100 лучших продуктов» PC World и признан «Лучшим расширением для Firefox», по версии Linux New Media. Соучредитель и управляющий директор Adblock Plus Тилль Файда, в интервью Unova рассказал о создании и монетизации этого продукта, а также о том, как блокировщик развивается и меняет интернет-пространство вокруг себя.

996808_556000311121920_863677575_n

Тилль Файда

Тилль, расскажите, как вообще появилась эта идея – блокировать рекламу в Интернете? Какие задачи вы ставили перед собой на стадии разработки, и что из этого получилось?

Проект родился из хобби программиста Владимира Паланта и его идеалистических представлений о «новом» Интернете – дружелюбной и безопасной для пользователя среде. В 2006 году Палант разработал блокирующее рекламу расширение для Firefox с открытым кодом и представил его группе единомышленников.

Программа для «выключения» назойливой рекламы оказалась более чем востребованной – за запуском последовал стремительный рост числа пользователей и даже получение отраслевых наград. В 2011 году для дальнейшего развития мы учредили компанию Eyeo, которая сейчас привлекает к проекту профессиональную команду.

Как работает Adblock Plus? Он убирает всю онлайн-рекламу по умолчанию?

Adblock Plus – совместим со всеми крупнейшими браузерами и платформами (Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer, Android) и доступен для бесплатного скачивания. Сразу же после установки расширение по умолчанию блокирует всю назойливую рекламу – анимацию, всплывающие окна, звуковое включение, рекламные ролики на YouTube, мигающие баннеры и другие раздражающие объекты, которые мешают нормальному использованию сети.

С другой стороны, не вся реклама одинакова. В Интернете есть множество сайтов с информативной рекламой, выполненной с уважением к пользователю, и мы не хотели бы лишать эти площадки источников дохода. Для этого мы совместно с пользователями разработали несколько критериев, которым должна соответствовать допустимая реклама. Сайты, поддерживающие наши идеи, могут подать заявку на включение в «белый список» добросовестных рекламодателей.

Мы работаем с такими площадками, чтобы привести в порядок их коммерческий контент, затем предлагаем высказаться участникам сообщества Adblock Plus. Если возражения не поступают, сайт попадает в «белый список, и пользователи могут видеть рекламу на этих ресурсах. При желании ее тоже можно отключить, установив в Adblock Plus соответствующие фильтры, но далеко не всем юзерам нужна эта возможность.

Чем Adblock Plus отличается от существующих аналогов?

Если сравнивать Adblock Plus с другими блокировщиками, наше первое и главное отличие в идеологии – мы предлагаем компромисс между интересами рекламодателей, владельцев интернет-площадок и пользователей. Последние получают свободу выбора и могут настроить систему фильтров самостоятельно. Еще одно важное преимущество Adblock Plus – совместимость со всеми браузерами и платформами. В целом же, хочу уточнить, что говорить об аналогах не вполне корректно, поскольку мы предоставляем расширение бесплатно, а наш код является открытым – у нас нет прямых конкурентов.

Можно ли говорить о значительном влиянии блокировщиков на рынок онлайн-рекламы? Сколько пользователей теряют рекламодатели из-за этих решений? Как это сказывается на доходности интернет-площадок?

Абсолютную величину подобных потерь оценить довольно сложно. На их наличие указывают косвенные признаки, в частности, тот факт, что запуск Adblock Plus был крайне негативно воспринят бизнес-сообществом. Неудивительно – популярность блокировщиков растет в геометрической прогрессии, число загрузок одного Adblock Plus превысило 250 млн по всему миру.

С другой стороны, мы не пытаемся убрать из сети абсолютно всю рекламу – без нее небольшие сайты и блоги с качественным контентом могут лишиться единственного источника дохода. Мы выступаем за разумный компромисс между интересами пользователей, рекламодателей и площадок. На наш взгляд, концепция допустимой рекламы – инструмент достижения этого компромисса и шаг к преображению Сети.

Насколько популярен Adblock Plus в мире? Где, вообще, больше распространены подобные решения?

Adblock Plus чаще всего скачивают в США. При этом, в Германии расширение имеет наибольшее проникновение – его использует около 14% всех интернет-пользователей.

В целом, могу сказать, что популярность блокировщиков зависит от числа пользователей сети в стране. Нельзя сказать, что жителей какого-то региона реклама раздражает сильнее или на рынке рекламы используются более «жесткие» методы – Интернет стирает границы.

Как развиваются отношения с рекламодателями и владельцами сайтов, ведь из-за вас они лишаются определенной доли выручки?

На самом деле, мы находимся сейчас в уникальном положении. С одной стороны, Adblock Plus используют миллионы людей во всем мире, которым надоела назойливая реклама. С другой – мы ведем диалог с рекламодателями и онлайн-площадками, чтобы создать оптимальный для обеих сторон ландшафт Сети.

Сегодня рекламодатели и владельцы площадок – как крупных, так и более мелких – склоняются к сотрудничеству с нашей компанией. Нам приятно осознавать, что наши идеи о «новом» Интернете находят поддержку. Кроме того, сражаться с обладателями многомиллионных рекламных бюджетов – весьма сомнительное удовольствие. В выигрыше остаются и наши партнеры – отказавшись от назойливой рекламы, рекламодатели и агентства получают возможность обратиться к аудитории, заинтересованной в получении информации.

На какие средства существует ваша компания? Вы планируете вводить дополнительные платные функции Adblock Plus?

Adblock Plus был, есть и будет бесплатным для пользователей на базе открытого кода. Крупные площадки, желающие быть включенными в «белый список», вносят небольшую плату – этого вполне достаточно для развития проекта. При этом более 90% из участников «белого списка» попали туда бесплатно.

Каковы перспективы и планы вашей компании на ближайшие несколько лет? Каким вы видите рынок онлайн-рекламы и Интернет в целом через 5 или 10 лет?

Основная цель, для реализации которой мы основали Eyeo, – разрабатывать продукты, аналогичные Adblock Plus, которые обеспечат пользователя инструментами контроля персонального пространства в интернете и сделают сеть лучше. И мы продолжаем работать. В планах – новые функции и меры обеспечения безопасности, совершенствование работы с неприемлемым рекламным контентом. Наша главная цель не изменилась – мы по-прежнему хотим предоставить пользователю свободу выбора контента.

На рынке онлайн-рекламы складывается сейчас парадоксальная ситуация – число пользователей блокировщиков возрастает вместе с доходами от продаж рекламы. По прогнозам ZenithOptimedia, в 2013 году мировой рынок онлайн-рекламы вырастет на 14,6%, а к 2015 году доля Интернета в рекламных расходах увеличится до 23,4%. Российский рынок digital развивается в соответствии с этими международными трендами.

Однако на фоне роста доходов от рекламы мы наблюдаем снижение числа кликов по рекламным объявлениям. Раздражение пользователей явно возрастает, поскольку все больше людей обращаются к блокировщикам назойливой рекламы. На наш взгляд, этот сигнал должен заставить рекламодателей задуматься о том, как заставить коммерческий контент работать более продуктивно. Мы надеемся, это побудит их поддержать нашу инициативу или самостоятельно разрабатывать эффективную ненавязчивую рекламу.

Мы же надеемся, что дальнейшее развитие онлайн-рекламы будет все больше отвечать нашим представлениям об «идеальной Сети» – безопасной и дружелюбной для пользователя. Понятно, что наших «белых списков» недостаточно для создания «нового» интернета. За ними должны последовать другие меры, которые позволят каждому пользователю контролировать личное пространство в Сети.