А вот тут вот эдакая

Текст Илья Елисеев | 13.09.2013

Вплоть до середины XX века экономический потенциал, а также доминирующее культурное влияние было сосредоточено в руках Европейской цивилизации (сюда мы включаем и США). Современность намного более многополярна, и сейчас полным ходом идет активное развитие Азиатского региона, да и многие страны Латинской Америки за последние 60 лет сделали гигантский скачок в своем развитии.

Естественно, это не могло не сказаться на культуре этих регионов, в том числе и социальном восприятии бизнеса. Потому, мы начинаем наш вояж в удивительный и загадочный мир современных легенд и их героев на бесконечных просторах Азии.

Индия

Обратимся к региону, который на данный момент приближается к статусу экономического левиафана — Индии. Пожалуй, в этой стране более всего культурный миф о предпринимателе, о герое- бизнесмене переплетается с местными традициями и верованиями.

Всем известно, что индийское общество делится на касты — замкнутые социальные группы. Да, сегодня эта система не поддерживается на государственном уровне, но если вы принадлежите к «неприкасаемым», то путь в приличное общество вам заказан навсегда, конечно, при условии, что вы не пойдете на обман. Так что, предприниматель уже принадлежит к достаточно высокой касте, он имеет средства и возможность получить достойное образование, питание и жильё.

india

Вероисповедание тут не столько важно. В Индии с древних времен существовало невероятное количество только автохтонных культов, не говоря уже о вариантах пришлых религий, таких как ислам или христианство. Важно именно поведение, достойное своего социального слоя.

Бизнесмен не должен забывать, кто он и откуда, и тогда даже самый заносчивый брахман не погнушается иметь с ним дело. Дальнейший успех — дело только ваших рук и предприимчивости, точно также, как и в западном мире.

Важное отличие — внешность предпринимателя. Он должен выглядеть соответственно, а значит иметь респектабельную наружность (в Индии полнота считается символом не только здоровья, но и положительных черт характера.). Обязательно  уметь держать себя в свете и иметь безукоризненную репутацию вкупе с любовью к своей стране. Презрение к родине или же распутное поведение индусы не прощают,  поэтому образ индийского баловня судьбы действительно являет собой идеал, в том числе с морально-этической точки зрения.

Китай

Теперь мы и приблизились к стране, которая обладает на данный момент званием «Мастерская мира». В Китае причудливо переплелись многие века древнейшей истории с западным менталитетом, весьма прочно осевшем в сознании китайцев ещё с эпохи колониализма и последовавших за этим столкновений с самыми разными угрозами глобального характера.

Впрочем, одной из главных особенностей этой страны является фантастическое умение адаптировать и приспосабливать к своему благу любые трудности и перипетии, начиная от вторжения иноземных захватчиков и заканчивая не совсем вписывающейся (только лишь поначалу) в рамки мирового бизнеса системой государственного устройства.

Предприниматель в Китае фантастически трудолюбив, и его стремление к прибыли может соперничать только с его упорством. Он не остановится ни перед какими трудностями, обойдет их любыми доступными ему средствами и возможностями (не зря же говорили мудрые, что только дурак дерется по правилам противника?).

china

Китайский мир бизнеса жесткий и динамичный, не прощающий ошибок, некомпетентности или лени. Само собой, что Поднебесная империя создала такого же сильного и уверенного в себе героя, не стремящегося к показному могуществу в отличие от американского публичного предпринимателя. В этой вселенной смысл имеют только продвижение к цели, а хитрость, иногда принимаемая европейцами за коварство, здесь считается добродетелью.

Единственный запрет, который, пожалуй, справедлив для всех областей жизни в Китае — не перечить Партии, которая не вмешивается в твои дела, но не по причине слабости, а скорее как мудрый отец семейства, дающий волю своим сыновьям.

Что же до моральных качеств, то тут общество в своем герое ценит только любовь к своей семье и почитание традиционных ценностей культуры. Остальное человек зарабатывает себе сам.

Япония

Не менее жесток и мир японских дзайбацу, воспитавших не одно поколение акул финансовых морей. Наш сверхбизнесмен —  мужчина в возрасте «второго расцвет сил», но уже не физических, а интеллектуальных, в сочетании из природного ума и приобретенного опыта.

Он целиком посвятил свою жизнь одной корпорации и одной идее, фанатично работая на износ. Прекрасное образование и живой ум дали ему отличное оружие, которым он не раз побеждал своих оппонентов. Кстати, победа над соперником является одним из непременных атрибутов образа японского предпринимателя, поскольку только таким образом архетипичный для этой культуры герой может доказать свои выдающиеся способности по ходу сюжета.

japan

Впрочем, знание хороших манер, умение обходиться с людьми уважительно, но жестко, в культурном контексте, построенном на концепции этикета и стыда, также являются непременным условием образа  действительно великого человека. Японский предприниматель жертвует всем ради достижения цели даже своей семьей и отношениями с ними, что также превосходно вписывается в традиционный мотив самопожертвования.

Можно с уверенностью утверждать, что японский культурный миф о предпринимателе наиболее тесно связан с традиционным мировоззрением данной страны, с её наследием. Возможно, желание соответствовать этому трагическому идеалу и воспитало столько удачливых и трудолюбивых бизнесменов в Cтране восходящего солнца.

Латинская Америка

Нельзя не упомянуть и о странах Латинской Америки, уверенно развивающихся, и также смело создающих свой идеал успешного бизнесмена. Этот человек, прежде всего, горд своими успехами и не чурается их демонстрации. Его бизнес- это крупная, серьезная корпорация, основанная ещё в те неспокойные годы, когда целый континент сотрясали самые разнообразные катаклизмы: политического, военного и экономического характера. В этой обстановке он твердо встал у штурвала своего корабля и вел его долгие годы через всевозможные препятствия.

Разумеется, его деньги- это не только и не столько средство к накоплению богатств и прожиганию жизни, как часто показывается на экране.  Его капитал  даёт возможность стать одним из первых людей в своей стране. Дело тут не только в меценатстве и политическом влиянии, идущие рука об руку с достатком, но и уважение и преклонение сограждан, мечтающих повторить столь блистательный путь.

latin

В самом деле, пробраться из бедных районов Буэнос-Айреса на вершину власти сможет не каждый. Конечно, мы говорим сейчас о романтическом образе, который существует исключительно в сознании социума, но, тем не менее, многие магнаты осознанно или, подчиняясь существующим представлениям, зачастую копируют в своем поведении и высказываниях черты, присущие этому волевому и героическому образу. В остальном образ бизнесмена фактически совпадает с западным, за исключением, разве что стремления к демократичному внешнему облику.

Россия

На сладкое мы оставили Россию, страну, в которой сочетается множество самых разнообразных и крайне противоречивых черт. После десятилетий советской власти с её, мягко говоря, неприязненным взглядом на товарно-денежные отношения, а затем турбулентного периода 90-х, в сознании российского общества родился противоречивый культурный миф о бизнесмене.

Герой нашего времени имеет за плечами отчаянную борьбу за выживание в период накопления первичного капитала, когда он сумел отрастить дубленую шкуру и нервы из стали.  Он умеет предсказывать события на несколько шагов вперед, он умен, жесток, а риск стал его ежедневным спутником.

Иногда его привлекает власть, иногда накопление капитала и богатства, позволяющих вести роскошную жизнь, но главное то, что в российском сознании предприниматель действительно стал героем, точнее неординарным человеком.

О положительных или отрицательных его качествах судить сложно.  В различных стратах нашего общества к этой части жизни относятся зачастую с диаметрально противоположных позиций, но в любом случае фиксируется именно сила характера. Что особенно интересно, даже явных злодеев от мира бизнеса социум воспринимает с изрядной долей восхищения, а в лице праведников всегда старается найти черты порока.

russia

Все современные представители российской бизнес — элиты находятся под пристальным наблюдением социума, который готов либо дать им венец праведника, либо посадить на электрический стул. Как тут не вспомнить дело Ходорковского, когда одна часть российского общества пыталась выгородить его как ангела во плоти, а вторая столь же рьяно искала признаки его одержимости бесами. Никто  не остался равнодушным, никто не сомневался в фантастических возможностях этого человека. Дискуссия в основном развернулась вокруг его моральных качеств и, как следствие, честности поведения.

Таким образом, резонно сделать вывод, что в сознании российского социума предприниматель выступает всегда могучей, сильной фигурой. А вот остальные маркеры могут быть совершенно различными: от потомственных купцов до выходцев из низов. Образование и моральный облик  обычно не играют большого значения, точнее интерпретируются всегда по-разному. Для кого-то судимости даже являются положительным атрибутом личности человека. Так что именно сила характера предпринимателя и есть главная и основополагающая черта российского культурного мифа об успешном человеке.

Заключение

Итак, мы бросили короткий взгляд на основные историко-культурные общности современного мира, познакомившись с новыми легендами и их героями. Может быть,  это покажется странным, но современный мир ещё далек от глобализации, против которой модно протестуют современные хиппи.

Бизнес имеет четко выраженный национальный колорит, и дело не в экзотических одеждах или кухне на официальных приемах, а в глубинных мотивах действий людей, которые очень серьезно зависят от культуры, которая их вскормила. Потому очень важно понимать героем какой легенды вы хотите быть.